ФИО: | Брюллов Карл Павлович |
Дата рождения: | 12 (23) декабря 1799 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Художник, живописец |
Дата смерти: | 11 (23) июня 1852 г. (52 года) |
Семья и образование: детство и юность
Карл Павлович Брюллов родился в одном году с Александром Сергеевичем Пушкиным — 22 декабря 1799 года. Его родители были европейского происхождения: живописец Поль Брюлло и Мария Шредер. Отец преподавал в Академии художеств, воспитывал вкус в своих детях и поощрял задатки рисовальщика.
Карл Павлович вспоминал, что их с братом Александром не пускали обедать до тех пор, пока они не нарисуют заданное отцом количество набросков. Подобное воспитание привело к тому, что Карл всего в 10 лет поступил в Академию без экзаменов как признанный талант.
Краткая биография
- 1799 год: рождение Карла Павловича, пятого и самого младшего ребенка в семье прославленного живописца и преподавателя П. Брюлло.
- 1809 год: Карл поступает в Академию художеств, где учится на протяжении долгих 12 лет.
- 1821 год: окончание Академии с Большой золотой медалью (наивысшей из возможных наград). Работа, представленная на экзамене, была написана на тематику «Явление Аврааму трех ангелов» и удостоилась присуждения аттестата 1 степени.
- 1822 год: как подающий надежды художник Брюллов получает направление на заграничную поездку. Он селится в Италии, где остается на 12 лет.
- 1822-1832 годы: Карл Павлович создает картины на средиземноморскую тематику, которые нравятся как местным ценителям искусства, так и критикам на родине. Император Николай I знакомится со всеми полотнами, написанными Брюлловым, и высказывает одобрение.
- 1823 год: написание картины «Итальянское утро». На полотне изображена молодая полуодетая итальянка, умывающаяся в фонтане. Картина получила одобрение и на родине художника, и в Италии, и была впоследствии подарена Александре Федоровне.
- 1827 год: написание картины «Итальянский полдень». Изображена также молодая итальянка, снимающая виноград — и эта картина задумывалась как вторая часть диптиха к вышеуказанной. Но ни императорской семье, ни критикам она не пришлась по душе из-за особенностей фигуры модели, которую сочли неизящной. В 1831 году Карл Павлович переписал полотно, сделав его уменьшенным и добавив больше ярких красок (оставив, впрочем, прежние параметры фигуры).
- 1827 год: написание картины «Девушка, собирающая виноград». На этом полотне изображены юная кокетливая крестьянка, ее подруга и малыш. Двор с облупившимися стенами и само занятие виноградарей подчеркивают то, что художник зарисовал небогатую семью, но явно занимающуюся любимым делом, потому что на лицах всех моделей играет искренняя улыбка.
- 1832 год: написание картины «Всадница». Это полотно является одним из самых известных творений Карла Павловича. На нем изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой — женщины, с которой Брюллов поддерживал тесную связь долгие годы. Картина была долгое время хранима в частном собрании Самойловой, а когда увидела свет, получила всеобщее признание.
- 1833 год: написание картины «Последний день Помпеи». Это знаковое произведение, вызвавшее сенсацию, не только повлияло на всю дальнейшую культурную жизнь русских живописцев, но и предопределило судьбу самого автора: император, увидев полотно, приказал Брюллову срочно возвратиться в страну. Его ждало место профессора в Академии.
- 1834 год: «Последний день Помпеи» получает 1 премию Парижского салона, будучи впоследствии подаренной Николаю I. Сюжет картины нов: на ней изображается не личная драма, а трагедия всего народа.
- 1834-1836 годы: Карл Павлович возвращается на родину, но заболевает лихорадкой, и поэтому путешествие растягивается на 2 года. Остановившись в Москве, Брюллов знакомится с Александром Сергеевичем Пушкиным и Василием Андреевичем Тропининым.
- 1836-1849 годы: живописец живет и работает в Петербурге, пишет портреты знати, чем упрочивает свое материальное положение. По словам современников, пристальное внимание царской семьи к его творчеству совсем не радует художника.
- 1837 год: по просьбе Василия Андреевича Жуковского Брюллов пишет его портрет, который затем разыгрывается в лотерее. На вырученные деньги (а это составляло 2500 рублей) состоялся выкуп Тараса Григорьевича Шевченко, который был крепостным крестьянином. Примечательно, что в следующем году Шевченко поступил в Академию и учился у Карла Павловича.
- 1843-1848 годы: Брюллов проявил интерес к монументально-декоративной живописи и расписал Лютеранскую церковь на Невском проспекте, дом 22. Также ему было предложено поработать над плафоном Исаакиевского собора. В процессе художник простудился и был вынужден снова отбыть на юг.
- 1849-1852 годы: неудачное лечение на водах в Италии и Испании. Карл Павлович пишет акварели, изучает наследие Гойи и Веласкеса, но существенных работ уже не создает. Его здоровье окончательно подорвано, и в возрасте всего 52 лет художник умирает.
Личная жизнь живописца
Карл Павлович Брюллов долгие годы поддерживал связь с графиней Юлией Павловной Самойловой. Эту даму повсюду сопровождал скандальный слух о ее вольных нравах, и ей даже было запрещено появляться указом императора в Москве и Петербурге. Поскольку она имела, как и Брюллов, европейские корни, графиня выбрала Италию, где они и познакомились с живописцем в 1827 году.
Наличие подобной связи не помешало Карлу Павловичу жениться на другой девушке — Эмилии Тимм, которая была на 21 год его младше. Брак продлился меньше месяца, поскольку открылась неверность со стороны супруги. Родственники жены преподнесли случившееся так, что во всем виноват Брюллов, что принесло ему немало позора в Петербурге.
Влияние на художественную культуру
Карл Павлович Брюллов был одним из ярких представителей русского романтизма в живописи. Это проявлялось как во внутренней динамичности образов, так и в изменчивости эмоциональной окраски полотен. Такая манера повлияла на манеру письма его учеников: Т. Шевченко, А. Агина, П. Федотова и Г. Степанова.
Также Брюллов привнес в русское изобразительное искусство совершенно новый жанр: зарисовки южного крестьянского быта. Сочетаясь со стройными канонами академической живописи, его образы были идеальным синтезом романтизма и классицизма.
Как педагог, Карл Павлович оказал огромное влияние на становление мастерства своих учеников, придавая большое значение технике письма — так же, как в свое время над его техникой работал педантичный отец, профессор Поль Брюлло.