Алексей Петрович Антропов — краткая биография


Антропов Алексей Петрович

ФИО: Антропов Алексей Петрович
Дата рождения: 14 (25) марта 1716 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Овен
Деятельность: Художник, живописец
Дата смерти: 12 (23) июня 1795 г. (79 лет)

Детство и юность

Внук оружейного мастера Алексей Антропов родился в Санкт-Петербурге 25 марта 1716 года. Отец, Петр Яковлевич, служил в лейб-гвардейском полку, участвовал в разных походах и знаменитой Полтавской битве. После окончания службы он был слесарем-оружейником, а потом мелким чиновником Канцелярии от строений. В это учреждение и устроил 4-х своих сыновей. Старший, Степан, продолжил семейную династию оружейников. Средний, Иван, стал часовым мастером. Младший, Николай, учился у Ф. Градицци, а потом рисовал украшения банкетных столов при дворе.

Поскольку в России тогда не было Академии художеств, все братья-Антроповы учились живописи в Канцелярии от строений, но лишь один из них – Алеша – стал впоследствии художником. В 1732 году он поступил в эту канцелярию, отвечавшую за застройку Петербурга и готовившую строителей, но учиться у разных мастеров начал до этого.

События биографии

  1. 1739 – Завершив обучение, стал работать в своей альма-матер в группе одного из своих учителей Ивана Вишнякова. Как большинство из коллег, считался универсальным мастером.
  2. 1742 – Помогал оформлять коронационные торжества при восхождении на трон Елизаветы Петровны, дочери Петра I.
  3. 1742-1750 – Поскольку проявил себя с лучшей стороны, то ему поручали расписывать самые престижные здания. Под началом Дж. Валериани украшал Аничков, Царскосельский, Петергофский и Летний Дворцы. Под руководством итальянцев Валериани и Перезинотти создавал декорации Оперного дома. Большинство работ Алексея не сохранилось, но известно, что труд его ценили, хотя он долго числился в подмастерьях.
  4. 1752-1755 – Благодаря рекомендации И. Вишнякова, дебютировал в качестве самостоятельного мастера. Писал иконы в куполе и на стенах храма Андрея Первозданного, который недавно построили в Киеве в стиле барокко, под руководством архитектора Ивана Мичурина и по проекту Б. Растрелли. Наиболее значительной живописной работой Антропова в этом соборе считается украшение алтаря по мотиву «Тайной вечери».
  5. 1755 – После поездки в Киев Алексей Петрович появился в Москве, где расписал 2 плафона для дворца Головина на реке Яузе. Знакомство с меценатом И. Шуваловым, куратором открывшегося Московского университета, подарило художнику должность «живописного мастера». Шувалов пригласил живописца преподавать на факультете искусства после того, как откроется факультет.
  6. 1758 – Поскольку постоянной работы не было, пришлось вернуться в Санкт-Петербург и работать в Канцелярии от строений. Почувствовав необходимость в совершенствовании мастерства, брал уроки у модного тогда в России итальянского придворного портретиста Пьетро Ротари.
  7. 1759 – Создал портрет статс-дамы А. Измайловой, которая была дальней родственницей и подругой царицы Елизаветы Петровны. Немолодая леди с крупными и выразительными чертами лица смотрит с гордостью и осознанием занимаемого в высшем обществе положения. Уже в этом полотне видны присущие портретному творчеству Антропова черты: стремление реалистично передать внешний и внутренний облик человека; наблюдательность; использование цветовых контрастов и интерьерных деталей, подчеркивающих индивидуальность и статус моделей. Лестный отзыв об этой картине П. Ротари позволил Антропову продвинуться в карьере.
  8. 1760 – За труд в Андреевской церкви Алексея Петровича аттестовали как мастера.
  9. 1761-1762 – Создал ряд прекрасных портретов, в том числе княгини Т. Трубецкой, архиепископа С. Кулябки, духовника императрицы Ф. Дубянского, казачьего атамана Ф. Краснощекова.
  10. 1761-1795 – Тот же Шувалов добился для художника места при Святейшем Синоде – надзирать за иконописцами и живописцами с обязанностью набрать учеников и обучать их. Также он должен был писать и поправлять иконы и портреты, делать чертежи внутренних росписей церквей. Эта должность стала пожизненной. В доме Алексея Петровича стали жить ученики, приехавшие с Украины, среди которых были П. Дрождин и Д. Левицкий. Во флигеле Антропов открыл частную школу.
  11. 1762 – По поручению Синода взялся за парадный портрет взошедшего на трон Петра III. Живописец слышал о прусских «настроениях» царя, любившего игры в солдаты, военную муштру и презиравшего все русское. Но не умел льстить, поэтому император получился высоким, нескладным, со слишком маленькой головой и заметным брюшком. Довершали сходство самодовольный взгляд и уверенная поза. Но дублирование картиной изображения царственной особы, которое Петр III привык видеть в зеркале, ему понравилось, и он поручил художнику создать портрет Елизаветы Воронцовой, своей.фаворитки. Правда, правил монарх недолго, и Антропов не успел выполнить этот интимный заказ.
  12. 1762-1763 – Был среди мастеров, оформлявших в Москве коронационные торжества Екатерины II. Царица приблизила к себе другого живописца – Рокотова, которого не жаловал ее бывший муж Петр III.
  13. 1763-1764 – Написал портрет графини М. Румянцевой, когда-то завоевавшей сердце самого Петра Великого. Женщина выглядит полноватой и широколицей, но взгляд светится добротой и умом. Изображения А. Бутурлиной и М. Румянцевой подтвердили мастерство живописца, достигнутое написанием образа Измайловой. Эти произведения прославили их автора как лучшего портретиста среди современников.
  14. 1766 – В портрете Екатерины Великой оставил потомкам образ императрицы как красивой и умной женщины. Она облачена в роскошное платье с вышивкой герба Российской империи. Держит в руках символы власти – державу и скипетр, а на голове находится великолепно украшенная корона. Смотрит с чуть насмешливым вниманием, выражая уверенность, ум и желание властвовать.
  15. 1773 – Повысили до живописца 12 класса.
  16. 1789 – Открыл во флигеле своего дома частное училище, которое постепенно расширялось.
  17. 23 июня 1795 – Умер. Могила находится в некрополе знаменитой Александро-Невской лавры.
  18. После смерти художника и его супруги училище, согласно завещанию, разместилось в доме Антропова. Долгие годы оно напоминало потомкам о жизни и работах замечательного мастера.
Автопортрет (1784)

Автопортрет (1784)

Личная жизнь

О личной жизни Антропова почти ничего не известно. Супругу звали Еленой Васильевной. Единственный сын Василий был поздним ребенком, но сведений о его судьбе не сохранилось. Возможно, наследник умер при жизни художника, поскольку своему училищу Алексей Петрович завещал все нажитое имущество.

Облик самого художника, а также его супруги и сына дошли до наших дней, благодаря портрету кисти его ученика П. Дрождина.

Портрет Алексея Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны. Худ. П.С. Дрождин

Портрет Алексея Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны. Худ. П.С. Дрождин

Известность

Уникальный талант и трудолюбие, а также избегание интриг помогли Алексею Антропову пробиться в ряды известных художников. Он прославился как декоратор-монументалист, работавший в стиле барокко, а также как портретист – один из пионеров светского направления в этом жанре. Всю жизнь он посвятил обучению учеников и написанию портретов, а также образов для подношения членам императорской семьи.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *