Эдуард Мане — краткая биография


Эдуард Мане

Полное имя: Эдуард Мане
Дата рождения: 23 января 1832 г.
Место рождения: Париж, Франция
Знак зодиака: Водолей
Деятельность: Художник, живописец, гравер
Дата смерти: 30 апреля 1883 г. (51 год)

В середине XIX в. многие художники в различных странах начинают искать новые пути в изобразительном искусстве. Так было в России, когда 14 лучших выпускников Академии художеств во главе с И. Крамским отказались участвовать в конкурсе и вышли из Академии в знак протеста против классического, академического направления в ней («бунт четырнадцати»).

Так было и во Франции. Французских художников также тяготило господство академической традиции в изобразительном искусстве. Они хотели изображать реальную жизнь и реальных людей, переносить на полотно сюжеты из обычной жизни и свои впечатления. Но для этого нужны были новые художественные средства.

Эдуарда Мане считают предвестником и даже основателем импрессионизма, но это не совсем так. Он сам не считал себя импрессионистом и не участвовал в их выставках. Он шёл своим путём, хотя и взял на вооружение некоторые импрессионистические приемы.

Детство и юность

Французский художник Эдуард (Эдуар) Мане родился 23 января 1832 г. в семье высокопоставленного парижского чиновника, юриста Огюста Мане. Его мать, Эжени-Дезире Фурнье, была дочерью дипломата.

Юный Эдуард не проявлял особого интереса к учёбе, его переводили из одного учебного заведения в другое, но тяги к знаниям не появлялось, хотя отец мечтал о карьере юриста для сына. Мальчик же мечтал о другом – он хотел стать живописцем. Отец в этом его не поддерживал. Но дядя по материнской линии увидел в племяннике художественное призвание и поддержал его: они вместе посещали музеи, в том числе Лувр, и будущий художник окончательно решил связать свою жизнь с творчеством. Он брал уроки рисования, но копирование гипсовых фигур его не увлекало, а вот портретные зарисовки своих одноклассников он делал с удовольствием.

Эдуард Мане в юности

Эдуард Мане в юности

Но противостояние отца и сына продолжилось: одно дело интересоваться живописью, а другое – посвятить ей всю жизнь. Отец был против. А карьера юриста совершенно не привлекала юношу. И тогда принимается компромиссное решение: поступать в мореходную школу. Однако слабые знания и отсутствие интереса к учёбе сказались на результатах экзаменов, которые он благополучно провалил.

Но в учебное плавание его всё же взяли и разрешили подготовиться к повторным экзаменам. С этого момента у юноши началась взрослая жизнь.

В молодости

В молодости

Краткая биография

  1. Во время путешествия на парусном судне в 1847 г. Эдуард Мане посетил Бразилию – солнечную страну экзотики. Он много рисовал: портреты матросов, тропические пейзажи, в которых было много красок и света, бразильских женщин, разноцветные карнавалы, море.
  2. Возвратившись из плавания, он в 1849 г. сдаёт повторный экзамен, который снова оканчивается провалом. Но сейчас отец уже смягчился: он увидел, что его сын действительно обладает художественным талантом, и разрешил ему заниматься живописью.
  3. В 1850 г. Мане поступил в мастерскую Т. Кутюра. Но этот известный художник представлял классическую французскую школу живописи (академизм), что не устраивало молодого художника, он покинул его мастерскую, но затем снова вернулся по настоянию отца.
  4. Начались творческие поездки Мане, связанные с самообразованием: в 1851 г. он посетил художественные музеи Голландии, где его особенно привлекла живопись Ф. Халса.
  5. В 1853 г. отправился в Италию для изучения картин художников Возрождения – теперь на него особое впечатление произвёл Веласкес.
  6. На обратном пути он посетил европейские страны, изучая шедевры музеев Дрездена, Вены, Мюнхена, Праги. И во всех этих путешествиях он рисовал, копировал, делал наброски.
  7. К 1856 г. Мане уже был признан художником, подающим надежды. Он принят в высший круг парижского общества, подружился с Ш. Бодлером, самым модным в то время французским поэтом. Его работы 50-х годов можно назвать галереей человеческих характеров. Он сочетает реалистическое изображение с романтизацией образов.
  8. Самыми заметными работами этого периода являются картины «Любительница абсента» (1859) и «Лола из Валенсии» (1862).
  9. В 1863 г. появляется одна из самых известных работ Мане – «Завтрак на траве».
  10. К 1859 г. художественное образование Э. Мане было завершено – так он сам решил. Теперь надо выставлять свои картины в Парижском салоне (престижная ежегодная выставка). Для этого он выбрал картину «Любитель абсента» (1859), хотя его учитель Кутюр это решение не одобрил, а жюри салона картину отвергло, увидев в ней много недостатков. Это творческое поражение на некоторое время озадачило художника и приостановило его поиски новых путей в живописи.
  11. В 1861 г. две картины Мане «Портрет родителей» и «Гитарреро» были одобрены жюри Салона.
  12. В 1862 г. он написал картину «Музыка в Тюильри», полностью порвав с академической техникой живописи, изобразив лица людей абстрактно, картину следовало рассматривать с некоторого расстояния. Это был новый шаг в живописи. Как обычно, новое часто вызывает непонимание – так случилось и с картиной Мане.
  13. В это же время Мане занялся офортом (разновидность гравюры на металле).
  14. В 1863 г. все представленные Мане картины были отвергнуты Салоном, как и 2800 картин других художников. При содействии Наполеона III была организована другая выставка – «Салон отверженных». Но картина Мане «Завтрак на траве» не только не получила высокой оценки, а даже была осмеяна, хотя в дальнейшем стала символом этого Салона.
  15. В 1864 г. художник выставляет свои картины в двух Салонах: официальном и «Салоне отверженных».
  16. Знаменитая ныне картина «Олимпия» (1863) в Салоне 1865 г. вызвала гнев и негодование, была признана непристойной и даже вульгарной. В результате всеобщей травли Мане сбежал в Испанию. А жюри Салонов с этого времени стало регулярно отвергать его картины.
  17. В 1874 г. Эдуард Мане особенно сближается с художниками-импрессионистами Моне, Сезанном, Дега, работает рядом с ними на пленэре (на природе), но в выставках импрессионистов не участвует.
  18. К 1874 г. он фактически уже выработал свой оригинальный стиль, во многом близкий к импрессионизму.
  19. Только в 1879 г. картины Мане «В оранжерее» и «В лодке» приняты Салоном.
  20. В последующие годы художник много пишет, в том числе создает полотна на исторические темы, а также портреты, жанровые картины городской жизни, натюрморты, пейзажи, занимается офортом и литографией.
  21. К 1877 г. Мане, наконец, приобретает признание. Его картины охотно принимаются Салонами.
  22. С 1879 г. его начинают одолевать болезни: сначала ревматизм, затем нарушается координация движений, Мане с трудом передвигается.
  23. В 1881 г. он награждён высшим французским знаком отличия – орденом Почётного легиона.
  24. В 1882 г. художник создает большое полотно «Бар в „Фоли-Бержер“», которое Салон принял с большим энтузиазмом. Это была последняя его работа.
  25. 19 апреля 1883 г. Мане ампутировали левую ногу, а 30 апреля 1883 г. он умер.
Художник Эдуард Мане

Художник Эдуард Мане

Личная жизнь

Жена: Сюзанна Леенхофф (Мане, 1829-1906). С 1849 г. она преподавала младшим братьям Э. Мане игру на фортепьяно. Стала женой художника в 1863 г. Изображена на многих его картинах:

  • «Испуганная нимфа» (1861)
  • «Чтение» (1868)
  • «Мадам Мане на синей софе» (1874)
  • «Мадам Мане в оранжерее» (1879)
  • «Мадам Мане за роялем» (1868) и др.
«Мадам Мане за роялем» (1868)

«Мадам Мане за роялем» (1868)

Дети: своих детей у Эдуарда Мане не было.

У Сюзанны был сын, Леон Леенхофф (1852-1927), Эдуард Мане был его крестным отцом. При рождении Леона в качестве отца был указан никому не известный Коэла. Некоторые исследователи творчества художника считают, что отцом ребёнка на самом деле был Эдуард Мане. Но это всего лишь предположение.

Леон Леенхофф изображён на 17 полотнах Мане:

  • Портрет Леона Леенхоффа (1868)
  • «Завтрак в ателье» (1868)
  • «Мыльные пузыри» (1867)
  • «Чтение» (1868)
  • «Мальчик со шпагой» (1861) и др.

Значение творчества

Эдуарда Мане называют революционером французской живописи XIX в. и родоначальником современного искусства. Он решительно отказался от аллегорических и мифических сюжетов и предпочёл изображать на своих полотнах жизнь современников, простых людей. Фактически всё творчество художника встречало противодействие и неприятие. Над его картинами открыто смеялись, признавали их непристойными и непонятными. А он мечтал о славе и признании Салона – главной парижской выставки.

Эдуард Мане в зрелые годы

Эдуард Мане

Настойчиво борясь с академической манерой письма, оступаясь и ошибаясь, Мане создавал новую живопись. Несмотря на критику, он не сдавался и не изменял своим принципам.

Он настойчиво занимался художественным самообразованием и стал профессионалом, глубоко изучил историю изобразительного искусства, владел техниками живописи и графики. Мане стремился к правдивому изображению действительности, боролся за право изображать людей без всякой идеализации.

Эдуард Мане не считал себя импрессионистом, но именно он стал вдохновителем импрессионизма. От художников этого направления он отличался тем, что главное место на его полотнах принадлежало не природе, не красотам архитектуры, а человеку.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *