Казимир Малевич — биография художника


Малевич Казимир Северинович

ФИО: Малевич Казимир Северинович
Дата рождения: 11 (23) февраля 1879 г.
Место рождения: Киев, Украина
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Художник, педагог, философ
Дата смерти: 15 мая 1935 г. (56 лет)

Казимир Северинович Малевич – русский художник польского происхождения. Его имя широко известно в связи со знаменитым «Чёрным квадратом», но интересы художника были гораздо шире: он пробовал себя практически во всех стилях того времени, в котором жил. Он писал и в духе передвижников, импрессионистов, символистов, в стиле кубофутуризма, примитивизма; участвовал в выставках «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста» (объединения русских живописцев-авангардистов).

Казимир Малевич известен также как теоретик искусства, критик и замечательный полемист, философ.

Казимир Малевич за работой

Происхождение, детство и юность

Родился в Киеве 23 февраля 1878 г. (в других источниках указан 1879 г.). Отец – Северин Антонович Малевич (1845-1902), управляющий на сахарных заводах. Мать – Людвига Александровна Галиновская (1858-1942), домохозяйка. По происхождению родители художника были поляками. Мать умерла во время блокады Ленинграда.

Мама — Людвига Александровна

Мама — Людвига Александровна

В семье Малевичей родилось 14 детей, но дожили до зрелого возраста только 9 из них: 5 сыновей и 4 дочери. Казимир был самым старшим.

В семье говорили на двух языках: польском и украинском. В дальнейшем Малевич в анкетах указывал себя то поляком, то украинцем. В Белоруссии считают, что отец Малевича имел и белорусские корни. Детство будущего художника прошло в различных сёлах Украины.

Интерес к рисованию проявил только в 15 лет после посещения художественной выставки. В возрасте 17 лет поступил в рисовальную школу в Киеве, где проучился 2 года.

В 1896 г. переехал с родителями в Курск.

Казимир Малевич в молодости

Казимир Малевич в молодости

Краткая биография

  1. В Курске устроился на должность чертёжника на железной дороге, которой тяготился. Одновременно занимался творчеством, организовал художественный кружок.
  2. В 1899 г. женился на Казимире Зглейц.
  3. Обвенчался в католическом храме с Казимирой Ивановной Зглейц в 1902 г.
  4. В 1905 г. переехал в Москву (без семьи). Супруга была против и осталась с детьми в Курске. Это внесло раскол в его семейную жизнь. В Москве посещал студию Ф.И. Рерберга. Сделал попытку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но не был принят. Была и повторная безрезультатная попытка поступления. Поселился в Лефортово в художественной коммуне вместе с тридцатью другими начинающими художниками.
  5. В 1906 г. вернулся в Курск. Поступил на прежнюю службу в Управление железной дороги.
  6. В 1907 г. окончательно переехал в Москву с семьёй вслед за матерью, которая устроилась заведующей столовой.
  7. Размолвки в семье Малевича продолжались, и в 1908 г. Казимира с детьми уехала от мужа, устроившись фельдшером в психиатрическую больницу. Оттуда она с врачом больницы уехала, бросив детей. Их взял под опеку сотрудник больницы М. Рафалович.
  8. В 1909 г. вступил в брак с дочерью Рафаловича, Софьей Михайловной Рафалович.
  9. С 1910 г. начались постоянные выставки работ Малевича: в обществе художников «Бубновый валет», которые порвали с реалистической живописью и выступали за формализм в искусстве; в объединении экспрессионистов «Синий всадник»; в выставке «Мишень» (1913). Оформлял футуристические издания.
  10. В 1913 г. состоялась премьера футуристической оперы М. Матюшина и А. Кручёных «Победа над Солнцем», декорации и эскизы костюмов к ней создал Малевич. Это один из первых примеров синтеза искусств.
  11. В 1915 г. участвовал в футуристической выставке.
  12. В этом же году основал направление в авангардистском искусстве, которое назвали «супремати́зм»(в переводе с латинского «наивысший»).
  13. В 1915 г. создал свой знаменитый «Чёрный квадрат» – манифест супрематизма. Картина – часть триптиха, в который входили ещё две картины: «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
  14. В 1917 г. начал сотрудничать с советской властью, занимал различные посты в области художественного воспитания молодёжи и просветительской работы, входил в отдел ИЗО Наркомпроса.
  15. В 1918 г. переехал в Петроград, где создал декорации к спектаклю В. Мейерхольда по пьесе В. Маяковского «Мистерия-Буфф».
  16. В 1919 г. возвратился в Москву. Здесь продолжил создание супрематических работ.
  17. В ноябре 1919 г. переехал в Витебск, где жил и работал Марк Шагал. Руководил его мастерской.
  18. В 1919 г. в Москве открылась выставка работ художника.
  19. К 1920 г. образовалась группа УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Малевич пишет работы по теории живописи и философии.
  20. В 1923 г. в Москве прошла персональная выставка, посвящённая 25-летию его творческой деятельности.
  21. С 1923 по 1926 гг. заведует музеями художественной культуры в Петрограде.
  22. С 1927 г. живёт в Киеве. Преподаёт в Художественном институте. Пишет статьи художественной тематики.
  23. В 1927 г. – третий брак с Наталией Манченко.
  24. В 1927 г. в Варшаве организована его персональная выставка. Она была продолжена в Берлине. По возвращении был арестован и обвинён в шпионаже. Провёл несколько недель в тюрьме.
  25. В 1927-1930 гг. преподавал в Киеве.
  26. В 1928-1929 гг. состоялось несколько выставок его работ. Был назначен Луначарским народным комиссаром ИЗО Наркомпроса.
  27. В 1930 г. против него начались репрессии: увольнение из Института истории искусств под предлогом его беспартийности, затем арест по подозрению в шпионаже. Провёл в тюрьме 3 месяца.
  28. В 1932 г. занял пост руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.
  29. В 1932 г. начал писать портреты в стиле супрематизма, русской иконы и эпохи Возрождения.
  30. В 1933 г. начался рак предстательной железы.
  31. Умер 15 мая 1935 г. в Ленинграде.
  32. Был кремирован, урну с прахом захоронили близ деревни Немчиновка Московской области под его любимым дубом. Дом в Немчиновке принадлежал отцу Софьи. Здесь Малевич работал в последний период жизни и завещал себя похоронить.
  33. В годы войны могила была разорена и потеряна. Позже её местонахождение установили, но там было пахотное поле. В 1988 г. установлен памятный знак на опушке леса, в 2 км от реального погребения.
Художник Казимир Малевич

Художник Казимир Малевич

Личная жизнь

В биографии К. Малевича много загадок и неясностей, особенно это касается его личной жизни. Большая путаница с детьми. В разных источниках указано различное количество детей, а о их судьбах почти ничего не известно.

Казимир Малевич был женат трижды.

Первый брак в 1899 г. Жена: Казимира Ивановна Зглейц, дочь пекаря.

Дети:

  • Сын Анатолий (1901-1915). Умер от тифа в возрасте 15 лет.
  • Дочь Галина (1904 или 1905-1972).

Известно, что у Галины был сын Игорь, который погиб на фронте в 1943 г.

С дочерью

С дочерью

Отношения в семье не были безоблачными, но главное – жена не понимала призвание мужа, считая это баловством. Брак распался. Казимира ушла с детьми от мужа и в Подмосковье устроилась фельдшером в психиатрическую больницу, позже уехала с сожителем, оставив детей сотрудникам этой больницы. Их приютил врач М. Рафалович.

Второй брак в 1909 г. Жена: Софья Михайловна Рафалович (ум. в 1925 г.), дочь врача М. Рафаловича. Малевич познакомился с ней, когда приехал за детьми.

Она во всём поддерживала мужа и взяла на себя все бытовые проблемы.

Казимир Малевич и Софья Рафалович

Казимир Малевич и Софья Рафалович

Дети: дочь Уна (1920-1989). Названа в честь объединения УНОВИС.

Третий брак (1927). Жена: Наталия Андреевна Манченко (1902-1990).

Казимир Малевич и Наталия Манченко

Казимир Малевич и Наталия Манченко

О детях в этой семье не известно. В других источниках указано, что у Малевича было 5 детей.

Значение творчества и деятельности

Казимир Малевич обладал разносторонним даром. Он был художником-новатором, философом, теоретиком искусства, педагогом. Реже вспоминают о его дизайнерском таланте. Именно он предложил заменить традиционный декор геометрическими формами.

В 1920 г. в Витебске стали выполнять такой декор на посуде, одежде, на тканях по эскизам Малевича. Он разрабатывал стиль «супрематических платьев».

Он писал стихи (белым стихом), большая часть из них приходится на супрематический период его творчества. Его поэзия так же необычна, как и его картины.

Театральное творчество художника представлено эскизами декораций и костюмов к знаменитой футуристической опере «Победа над солнцем».

В живописи работал в различных стилях, но ни в одном из них не мог выразить себя. Тогда и разработал новый стиль – супрематизм и объяснил его в отдельной брошюре. По его мнению, целью художника должно быть не копирование действительности, а создание собственной художественной концепции, в основе которой находятся три фигуры: квадрат, крест и круг. На этих трёх фигурах и основывались его супрематические картины.

В 1916 г. на футуристической выставке среди других работ был представлен его «Чёрный квадрат». Футуристы встретили картину неодобрительно и запретили ему считать супрематизм одним из течений футуризма.

Замысел картины не так уж сложен: художник считал эту простую фигуру концом прежней истории человечества (и искусства) и призывом к новому. Поэтому Малевич принял Октябрьскую революцию, видя в ней путь к обновлению. Участвовал в революционных преобразованиях.

Талант критика и полемиста проявился у Малевича в разоблачении художественных стереотипов.

Но постепенно власть стала относиться к Малевичу и его деятельности с подозрением, его дважды арестовывали и к концу жизни он почувствовал себя изолированным от общества. Поэтому во время заграничной командировки он многие свои картины и часть архива оставил в Берлине.

Через живопись Казимир Малевич пришел к собственной философской теории.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *