ФИО: | Ге Николай Николаевич |
Дата рождения: | 15 (27) февраля 1831 г. |
Место рождения: | Воронеж |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Художник, живописец, портретист |
Дата смерти: | 1 (13) июня 1894 г. (63 года) |
Детство и юность
Будущий известный живописец Николай Николаевич Ге появился на свет 15 февраля (27 февраля по григорианскому календарю) 1831 г. в Воронеже. Он происходил из старинного дворянского французского рода.
Его прадедом был Матвей (Матье) Ге, который переехал из Франции в Российскую империю и открыл собственную фабрику. Дед живописца – Осип (Иосиф) Матвеевич Ге, служил в чине прапорщика. Отец Николая Николаевича Ге – Николай Осипович Ге, старший сын Осипа Матвеевича. В 1814 г. он участвовал в штурме Парижа. Несколько лет он прожил во Франции, а потом вернулся в Россию.
Матерью художника была Елена Яковлевна Ге (в девичестве Садовская). У будущего великого художника было два брата: Осип (Иосиф) и Григорий. Осип, скорее всего, был инженером. Григорий был эскадронным офицером Гродненского гусарского полка. Мать Николая Николаевича Ге Елена Яковлевна умерла от болезни через 3 месяца после появления на свет младшего ребенка. Воспитание малыша взяла на себя бабушка Дарья Яковлевна и няня, которая была крепостной крестьянкой. У художника был также единокровный брат Иван. Сведений о матери Ивана практически не осталось.
Раннее детство Николай Николаевич провел в деревне. Потом он обучался в частном пансионе Гедуэна, затем учился в Первой киевской гимназии. Именно в гимназии впервые заметили и оценили художественный талант мальчика. Однако, по настоянию отца. Николай Николаевич поступил в Императорский Университет Святого Владимира на физико-математический факультет. В 1848 – 1849 гг. он, продолжая обучение в высшем учебном заведении, обучался также рисованию.
В 1850 г. Николай Николаевич бросил университет и начал учиться в Императорской Академии художеств, в которой провел долгие и плодотворные 7 лет.
Краткая биография
- В 1855 г. художник написал картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» и стал обладателем Малой золотой медали Академии.
- В 1857 г. была написана картина «Саул у Аэндорской волшебницы», которая была представлена в качестве выпускной работы. За нее живописец получил Большую золотую медаль Императорской Академии художеств.
- Весной 1857 г. живописец вместе с супругой отправился за границу, в Европу. Там живописец побывал на важных выставках и познакомился с Александром Андреевичем Ивановым – художником, оказавшим большое влияние на его творчество.
- В 1857 – 1858 гг. художник создавал эскиз «Смерти Виргинии».
- В 1858 г. Ге выполнил портретный этюд жены.
- В том же году были созданы эскизы «Любовь Весталки» и «Разрушение Иерусалимского храма».
- В 1860 г. Ге покинул Рим и отправился во Флоренцию.
- В том же году им была предпринята попытка написать эскиз «Смерти Ламбертации», но потом бросил эту затею.
- В 1861 г. Николай Николаевич начал работу над своей самой прославленной картиной – «Тайная вечеря».
- В 1863 г. он привез картину «Тайная вечеря» в Петербург, где она была продемонстрирована на выставке в академии художеств. Поначалу публика признала эту работу нигилистической, но после того, как ее приобрел сам император, отношение к творчеству Николая Ге изменилось. Он получил общественное признание, а Академия присвоила ему звание профессора. После этого Николай Ге стал Действительным членом Императорской Академии художеств.
- В начале 1864 г. живописец вернулся во Флоренцию, где создал эскизы «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя».
- В том же году он начал работу над картиной «Вестники Воскресения».
- В 1866 г. во Флоренции Н. Н. Ге познакомился с Герценом, чему был очень рад. Он начал писать портрет Герцена и справился с работой достаточно быстро. Многие критики признают портрет Герцена лучшей работой в творчестве живописца.
- В 1867 г. была окончена работа над картиной «Вестники Воскресения». Эта картина успехом не пользовалась, как и работа «Христос в Гефсиманском саду».
- В конце 1869 г. живописец вернулся на родину. В России он участвовал в собраниях «Товарищества передвижных художественных выставок».
- В 1871 г. увидела свет картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Эта картина пользовалась огромным успехом и впоследствии была приобретена Павлом Третьяковым. Автор написал также несколько повторений картины.
- В 1974 г. была написана картина «Екатерина II у гроба Елизаветы».
- В 1875 г. увидела свет картина «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском».
- Во время пребывания в Петербурге, до 1875 г., художник написал портреты Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Костомарова, Антокольского и других известных людей, а также создал скульптурный портрет Белинского.
- В 1875 г. живописец уехал из Петербурга на Черниговщине, где смог приобрести маленький хутор. Причина переезда заключалась в том, что художника не покидало чувство неудовлетворенности своим творчеством. Кроме того, он испытывал материальные трудности.
- Художник практически не работал вплоть до 1879 г. В 1878 г. он писал портреты на заказ.
- В 1880 г. была написана картина «Милосеридие». Автор уничтожил ее, но сотрудникам Третьяковской галереи удалось ее обнаружить с помощью рентгена. На этой работе была написана картина «Что есть истина?».
- В 1882 г. состоялось знакомство живописца с Л. Н. Толстым.
- В 1884 г. Н. Н. Ге написал портрет Л. Н. Толстого.
- В 1889 г. увидела свет картина «Выход с Тайной вечери».
- В 1890 г. художник написал картину «Что есть истина?».
- В 1891 г. была написана картина «Иуда».
- В 1892 г. он создал полотно «Суд Синедриона. «Повинен смерти»».
- В 1893 г. художник написал автопортрет.
- 1 июня (13 июня по григорианскому календарю) 1894 г. великий живописец скончался.
Личная жизнь
28 октября 1856 г. знаменитый художник обвенчался с Анной Петровной Забела (Забелло-Ге).
У супругов было двое сыновей – Николай и Петр.
Николай переехал в Алушту, где поселился с двоюродной сестрой, поддерживающей движение народовольцев. Он был писателем и художником-любителем.
Женой Петра была его двоюродная сестра. Он был статским советником, искусствоведом и художественным критиком.
След и значимость
По мнению критиков, именно Николай Николаевич Ге стал основоположником нового, реалистического, изображения библейских сюжетов, что резко отличало его работы от остальных. Большинство его работ стали популярны и получили признание как искусствоведов, так и первых лиц государства. Однако, позднее творчество Н. Н. Ге подвергалось жесткой критике и по большей части оставалось непонятым. Критика была настолько сильна, что временами даже перерастала в настоящую травлю и заранее формировала предвзятое общественное мнение.