Краткая биография Крамского Ивана Николаевича


Крамской Иван Николаевич

ФИО: Крамской Иван Николаевич
Дата рождения: 27 мая (8 июня) 1837 г.
Место рождения: Острогожск
Знак зодиака: Близнецы
Деятельность: Художник, живописец
Дата смерти: 24 марта (5 апреля) 1887 г. (49 лет)

Детство и юность

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая (08 июня по новому стилю) 1837 г. в городе Острогожске Воронежской губернии.

Его отец, был писарем, служил в городской думе. О матери сведений не сохранилось. Родители мечтали, чтобы Ваня пошёл по стопам отца, но мальчик с раннего детства увлёкся рисованием. Этому способствовало соседство с художником-самоучкой Михаилом Борисовичем Тулиновым, который дал Ивану несколько уроков живописи и научил писать акварельными красками.

Окончив Острогожское уездное училище, юноша недолго поработал писарем. Также он почти год был учеником в местной иконописной мастерской, а затем устроился ретушёром к харьковскому фотографу Якову Петровичу Данилевскому. Вместе с ним Иван побывал в разных российских городах, и в 1856 г. приехал в Петербург. Здесь молодой человек продолжил заниматься ретушью у известного художника-фотографа Ивана Фёдоровича Александровского.

Иван Крамской в молодости

Иван Крамской в молодости

Краткая биография

  1. В 1857 г. Иван Крамской был принят в петербургскую Академию художеств, представив в качестве вступительной работы набросок с гипсовой головы Лаокоона. Его преподавателем стал профессор Алексей Тарасович Марков.
  2. В 1863 г. картина «Моисей источает воду из скалы» принесла автору малую золотую медаль.
  3. От участия в том же году в конкурсе Академии на большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу Крамской отказался. В историю это событие вошло как «бунт 14-ти». 14 лучших выпускников во главе с Иваном Крамским были возмущены тем, что для конкурсной работы им предложили очередной мифологический сюжет, а предоставлять свободную тему совет учебного заведения отказался. Молодые художники хотели уйти от скучного академизма и изображать реальную жизнь. В результате выпускники демонстративно покинули Академию.
  4. После скандального ухода из учебного заведения художники по инициативе Крамского образовали независимую творческую организацию — Артель. Руководителем был избран Иван Николаевич. Благодаря ему Артель вскоре начала получать заказы, заработки художников возрастали. Но вместе с тем начались проблемы – некоторые участники скрывали свои доходы, чтобы не платить членские взносы. Изнурённый этим глава артели в 1870 г. вышел из состава, а сама организация без него просуществовала до 1871 г.
  5. В 1863 живописец устроился преподавателем в Рисовальную школу при Обществе поощрения художников. Проработал он там до 1868 г. Одним из его учеников был Илья Репин, вспоминавший об учителе как о строгом, очень деятельном, умном и сдержанном человеке.
  6. В 1865 г. художник получил большой заказ на роспись купола московского храма Христа Спасителя. В помощники он взял Богдана Венига и Николая Кошелева.
  7. В 1867 г. Крамской написал свой автопортрет. А в 1868 г. запечатлел на холсте своего первого учителя – М. Б. Тулинова, – которому был признателен всю жизнь.
  8. Скопив денег, Иван Николаевич в 1869 г. отправился в самостоятельную заграничную поездку, посетил знаменитые европейские музеи, оставившие у него неоднозначные впечатления.
  9. В том же году художнику было присвоено звание академика.
  10. В 1870 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), одним из организаторов которого выступил Иван Николаевич.
  11. Спустя год на первой выставке ТПХВ Крамской представил мистическую картину «Майская ночь», хорошо принятую публикой и критиками.
  12. В 1872 г. художник закончил работу над картиной «Христос в пустыне», задумку которой он вынашивал 5 лет. За это полотно Академия хотела присудить живописцу звание профессора, но тот отказался. Картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков.
  13. В 70-80-е гг. по заказу Третьякова Крамской пишет портреты знаменитых современников: писателей, художников, учёных. В 1873 г. из-под кисти живописца вышли портреты Льва Толстого и Ивана Шишкина. С Шишкиным Крамской дружил, и позже, в 1880 г., создал ещё один его портрет.
  14. В 1876 г. художник пишет портрет самого Павла Михайловича, с трудом уговорив коллекционера позировать.
  15. В 1877 г. живописец приступил к созданию портрета Николая Некрасова. Поэт на тот момент уже был серьёзно болен. Несколько дней художник работал у него дома над эскизом. Закончил картину он в 1878 г., уже после смерти Некрасова.
  16. В 1879 г. мастер написал портрет писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.
  17. В 1883 г. художник создаёт одну из самых значительных своих картин – «Неизвестная». Её часто называют «русской Джокондой». На полотне запечатлена проезжающая по Петербургу в открытом экипаже девушка, одетая по последней моде 80-х гг. О модели, ставшей прототипом «Неизвестной» исследователи спорят до сих пор.
  18. В 1884 г. появилась картина «Неутешное горе». Задумана она была после постигшей художника личной трагедии – смерти сына.
  19. 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 г. в возрасте 49 лет во время работы над очередным портретом Иван Николаевич Крамской скончался. Причиной смерти стала аневризма сердца.
Художник Иван Крамской

Художник Иван Крамской

Личная жизнь

Женой художника стала Софья Николаевна Прохорова, с которой он познакомился, будучи ещё студентом Академии. У Софьи были отношения с женатым художником, что создало ей не самую лучшую репутацию. Но это не остановило Крамского, он полюбил свою избранницу всей душой и прожил с ней счастливую жизнь.

Картина "За чтением" (жена Софья)

Картина «За чтением» (жена Софья)

Нежное отношение к супруге видно на её многочисленных портретах кисти Ивана Николаевича.

У супругов родилось 6 детей: Николай, Софья, Анатолий, Марк, Иван и Сергей. Двое сыновей (Марк и Иван) умерли в раннем детстве. Любимая дочь художника, Софья, пошла по стопам отца.

Вклад и память

Иван Николаевич Крамской был выдающимся русским художником, непревзойдённым мастером реалистичного психологического портрета. За свою недолгую жизнь он создал обширную портретную галерею знаменитых современников и представителей простого народа.

Крамской был не только первоклассным живописцем, но и вдумчивым критиком, публиковавшим серьёзные аналитические статьи на темы развития искусства и общества.

Участник «бунта 14», создатель Санкт-Петербургской артели художников и один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, он остро чувствовал назревшую необходимость изменений в современном изобразительном искусстве, ухода от изжившего себя сухого академизма и консерватизма и обращения к реальной жизни.

Крамской внёс огромный вклад в формирование русской школы живописи и развитие жанра русского реализма.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *