Никола Пуссен — краткая биография


Никола Пуссен

Полное имя: Никола Пуссен
Дата рождения: 15 июня 1594 г.
Место рождения: Лез-Андели, Франция
Знак зодиака: Близнецы
Деятельность: Художник, живописец
Дата смерти: 19 ноября 1665 г. (71 год)

Детство и юность

Точная дата рождения Николы Пуссена неизвестна. Исследователи считают, что он появился на свет в 1594 г., в некоторых источниках встречается дата 15 июня. Родиной будущего великого художника стал нормандский городок Лез-Андели.

Отец мальчика, Жан Пуссен, происходил из семьи нотариуса и был ветераном королевской армии. Матерью Николы стала вдова прокурора города Вернон Мари де Лезман, происходившая из разбогатевшей семьи крестьян. Женщина была неграмотной. От первого мужа у Мари осталась дочь Маргарита.

О ранних годах Пуссена сохранилось очень мало сведений. Предполагается, что он учился в руанской школе иезуитов. Затем в 1610 г. юноша стал учеником художника Квентина Варена, который приехал в Андели расписывать церковь.

В 18 лет Никола отправился в Париж, чтобы лучше освоить мастерство живописца. Около 3 месяцев молодой человек занимался у фламандского мастера портретной живописи Фердинанда ван Элле. Затем талантливый провинциал учился у художника-историка Жоржа Лаллемана.

Никола Пуссен. Портрет в молодости

Никола Пуссен. Портрет в молодости

Краткая биография

  1. Примерно в 1615 г. после знакомства с камердинером Марии Медичи Александром Куртуа Пуссен получил разрешение посещать Лувр и копировать картины итальянских мастеров. Тогда у него появилось желание посетить Италию.
  2. В 1618-1619 гг. художник работал над полотном «Святой Дени Ареопаг» для парижской католической церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа.
  3. В 1622 г. живописец работал в Лионе над заказом для иезуитского колледжа.
  4. В 1623 г. архиепископ Парижа заказал художнику картину для собора Нотр-Дам. «Смерть Девы Марии» стала одной из самых значительных работ раннего периода творчества мастера.
  5. Никола несколько раз предпринимал попытку уехать в Рим, и в 1624 г. это у него получилось. В Риме Никола писал картины на мифологические и религиозные сюжеты, обмерял античные статуи, изучал скульптуры, живопись и графику Тициана, Каррачи, Доменикино, Рафаэля, Микеланджело, труды Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера.
  6. Около 1625 г. художник написал 2 батальных полотна: «Битва израильтян с аморреями» (находится в собрании Пушкинского музея в Москве) и «Битва израильтян с амаликитянами» (в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге).
  7. Благодаря связям, художник познакомился с папским племянником кардиналом Барберини и получил в 1626 г. от него заказ на картину «Разрушение Иерусалима». Эта работа не сохранилась до наших дней, но была повторена мастером в 1638 г. и сегодня находится в Вене.
  8. В 1627-1628 гг. живописец написал картину «Смерть Германика», которую называют знаковым произведением раннего классицизма. В этой картине проявились черты, ставшие основными для данного направления: строгость формы, чётко выдержанная композиция, ясность действия, насыщенно-сдержанная цветовая гамма.
  9. В 1627 г. была написана картина на «Эхо и Нарцисс». Она хранится в парижском Лувре.
  10. В 1628-1629 гг. Пуссен создаёт картину «Мученичество святого Эразма» для алтаря собора Святого Петра.
  11. В 1629 г. художник тяжело заболел, выхаживала его семья Шарля Дюге.
  12. В 1630 г. Никола закончил работу над полотном «Снятие с креста». Сегодня эту картину можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
  13. Также в 1630 г. по заказу сицилийского купца Пуссен написал картину «Чума в Азоте» на ветхозаветный сюжет. Художник работал над полотном во время вспышки бубонной чумы в Италии (1629-1631 гг.), поэтому сумел точно изобразить эпидемию.
  14. В 1631 г. была написана одна из самых известных работ художника – «Царство Флоры».
  15. В 1632 г. Пуссена приняли в Академию Святого Луки.
  16. В начале 1630-х гг. была написана ранняя версия картины «Аркадские пастухи». К этому же сюжету художник вернулся в 50-е гг.
  17. В середине 30-х гг. Пуссен начал работу над циклом «Семь таинств» по заказу итальянского учёного и мецената Кассиано Даль Поццо. Шесть картин серии художник написал в Риме, а седьмую закончил уже в Париже. В 1647 г. он повторил серию работ на эту тему.
  18. Между 1635 и 1638 гг. была написана картина «Вдохновение поэта», которая сегодня находится в Лувре.
  19. В декабре 1640 г. Пуссен по приглашению короля приехал в Париж. Этому предшествовала долгая переписка с уточнением условий контракта, художник сомневался, но всё же дал своё согласие.
  20. В Париже Пуссена приняли очень торжественно, он получил хорошее жалование и должность первого живописца короля. Придворные художники не были рады появлению конкурента и затаили обиду.
  21. Первым крупным парижским заказом стало «Чудо святого Франциска Ксаверия» для здания иезуитского новициата. В работе над этим гигантским полотном художник использовал новаторские приёмы, которые сразу не были оценены по достоинству и критиковались противниками Пуссена.
  22. В 1640 г. Никола написал картину «Великодушие Сципиона» на сюжет из древнеримской истории.
  23. В 1641 г. по заказу кардинала Ришельё Пуссен написал аллегорию «Время защищает Истину от Зависти и Раздора». Работа предназначалась для потолка в кабинете кардинала, что значительно усложняло создание картины, т.к. необходимо было верно рассчитать искажение перспективы и пропорций, но художник справился с задачей.
  24. В 1642 г. из-за придворных интриг живописец решил вернуться в Рим. По контракту его отпустили на время, но после смерти короля в 1643 г. исполнение условий договора стало необязательным.
  25. В Риме художник стал работать в привычной манере, не брался за слишком большие полотна. 40-50 гг. стали самыми плодотворными в его творчестве. Среди работ, написанных в этот период, можно выделить «Элиазар и Ревекка», «Экстаз святого Павла», «Вознесение Богородицы».
  26. В 1648-1651 гг. живописец обратился к жанру пейзажа. Наиболее известные: «Пейзаж со вдовой Фокиона», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с человеком, убитым змеёй», «Пейзаж с Полифемом» и др.
  27. В 1649 и 1650 гг. художник написал два автопортрета. Первый по заказу Пуантеля, второй – Шантелу. На обеих картинах помещены пространные латинские надписи и загадочные символы.
  28. В 50-е гг. здоровье живописца пошатнулось, он боролся с многочисленными болезнями, но продолжал работать. Значительной картиной зрелого периода мастера стала «Рождение Вакха и смерть Нарцисса», написанная в 1657 г.
  29. С 1650 г. Пуссен начал работать над заметками о живописи, он хотел написать книгу, но так и не осуществил это желание.
  30. В 1655 г. по заказу Во-ле-Виконта Пуссен выполнил эскизы декоративных ваз и лепнины, а также модели этих ваз в натуральную величину.
  31. В 1660-1664 гг. художник создал живописный цикл «Четыре времени года».
  32. Последней картиной живописца стала неоконченное полотно «Аполлон и Дафна» 1664 г.
  33. Последний год своей жизни мастер не работал и тяжело болел. 19 октября 1665 г. в возрасте 71 года Никола Пуссен скончался.
Автопортрет Николы Пуссена, 1650 г.

Автопортрет Николы Пуссена, 1650 г.

Личная жизнь

В 1630 г. Пуссен женился на старшей дочери французского кондитера Шарля Дюге – Анн-Мари.  По немногочисленным свидетельствам можно сделать вывод, что этот брак был счастливым, хотя детей у супругов не было.

Вместе с семейной парой вскоре поселился брат Анн-Мари – Гаспар. Пуссен увидел у юноши талант и стал давать ему первые уроки живописи. Впоследствии Гаспар стал известным пейзажистом. Анн-Мари скончалась в 1664 г., и это стало большим ударом для Пуссена.

Портрет Николы Пуссена. Худ. Шарль Эррард

Портрет Николы Пуссена. Худ. Шарль Эррард

След в искусстве

Никола Пуссен был выдающимся французским художником, одним из основоположников классицизма. В основном он писал полотна на исторические, мифологические и библейские темы, тщательно изучая литературные источники.

Никола Пуссен на гравюре из книги Беллори «La vita de' pittori, scultori et architetti moderni», 1672 г.

Никола Пуссен на гравюре из книги Беллори «La vita de’ pittori, scultori et architetti moderni», 1672 г.

Над всеми этапами создания картины Пуссен трудился самостоятельно, не прибегая к услугам учеников и коллег. Он сам делал многочисленные эскизы, добиваясь наилучшего варианта, создавал трёхмерную восковую композицию, искал натурщиков. Над одной картиной художник мог трудиться более полугода.

В работе мастер придерживался принципа рационализма. Его картинам свойственны сложные аллегорические сюжеты, гармоничность, идеально точный рисунок, стройное и ясное композиционное построение, чёткое разделение планов с помощью формы и цвета, использование локальных цветов. Художественные приёмы, применявшиеся живописцем, легли в основу академизма.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *