Ян ван Эйк — краткая биография


Ян ван Эй

Полное имя: Ян ван Эйк
Год рождения: 1385 или 1390 г.
Место рождения: Маасейк, Бельгия
Деятельность: Художник, портретист
Дата смерти: 9 июля 1441 г. (≈51 год)

Ян ван Эйк – гениальный нидерландский художник Северного Возрождения. Он жил в ту переходную пору, когда готическое искусство сменялось искусством Раннего Ренессанса.

Несмотря на оригинальность и новаторство творчества художника, подробностей о его жизни почти не сохранилось. Дата и место его рождения известны только приблизительно. О его внешности и личностных качествах неизвестно ничего. Даже его могила в городе Брюгге исчезла, разрушенная гугенотами (французскими протестантами).

Сохранились лишь некоторые сведения о его деятельности. Известно, например, что он был также и дипломатом, а точнее, состоял некоторое время в свите Филиппа III, герцога Бургундского, и выполнял его поручения, иногда частного характера. К примеру, для создания портрета будущей жены Филиппа III принцессы Изабеллы он ездил в Испанию и Португалию.

Портрет Яна ван Эйка

Портрет Яна ван Эйка

Ранняя биография

Ян ван Эйк родился в 1385 или 1390 г. Его родиной считается город Маасейк во Фландрии (северной части Бельгии). Известно, что у него был старший брат Губерт (Гюйбрехт), художник. Именно он и был учителем Яна до самой своей смерти.

О Губерте ван Эйке также известно мало. Он умер в 1426 г. Жил в Генте (столица Восточной Фландрии). В своё время был знаменитым живописцем.

У них был младший брат Ламберт.

Краткая биография

  1. После смерти старшего брата Губерта началась самостоятельная деятельность Яна: он работал при дворе нидерландских графов.
  2. Первое упоминание о нём как о художнике относится к периоду 1422-1426 гг., он указан как мастер Ян. В это время он служил камер-юнкером у графа Иоганна III (Безжалостного).
  3. В 1425 г. принят на службу камердинером Филиппа III Бургундского (Доброго), который понимал и ценил его художественный дар.
  4. В 1427 г. посетил бельгийский город Турне, где местная гильдия художников приняла его с почётом. Предположительно, там он встречался с Робером Кампеном, нидерландским живописцем и портретистом.
  5. Потом некоторое время работал в Лиллеи Генте.
  6. Приблизительно в 1428 г. отправлен в Испанию и Португалию для выяснения вопросов, связанных со свадьбой Филиппа III и португальской принцессы Изабеллы. Составил проект брачного договора.
  7. В его обязанности вменялось также создание портрета Изабеллы. Художник создал 2 её портрета, но до наших дней они не сохранились.
  8. Вернувшись на родину через 15 месяцев, он отправился в Гент, где должен был дописать большой алтарный складень, который не окончил его брат в связи со своей смертью.
  9. Относительно того, что именно в гентском складне принадлежит Губерту Ван Эйку, а что его брату – точно не известно, в этом вопросе между знатоками живописи существует разногласие.
  10. В 1431 г. приобрёл дом в бельгийском городе Брюгге и больше никуда не выезжал. Здесь он прожил до самой смерти.
  11. Гентский алтарь (1420-1432) был освящён 6 мая 1432 г. Он состоит из 24 панелей. Это главный труд художников, братьев Губерта и Яна Эйков, самое крупное и знаменитое их произведение.
  12. Ян ван Эйк был талантливым портретистом, но самым ранним сохранившимся портретом, подписанным самим художником, был созданный в 1432 г. портрет Тимофея. Более ранние портреты кисти художника не подписаны и определены по атрибуции (определение подлинности и принадлежности конкретному автору). Некоторые его картины подписаны девизом «Als ich kan» («Как умею»).
  13. В 1434 г. ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини», который считается первым известным в европейской живописи парным портретом. Признан одним из лучших образцов интимного портрета в творчестве художника и вообще в портретном жанре.
  14. В 1439 г. создал портрет своей жены Маргарет ван Эйк.
  15. Шедеврами художника являются Гентский алтарь (1432), «Мадонна канцлера Ролена» (1435) и «Портрет четы Арнольфини» (1434).
  16. Умер 9 июля 1441 г. Похоронен в Брюгге на кладбище Собора Святого Донатиана.
  17. В начале 1442 г. перезахоронен в самом соборе – так пожелал его брат Ламберт.
  18. В 1799 г. собор и могила художника были уничтожены гугенотами.
Ян ван Эйк (предполагаемый автопортрет)

Ян ван Эйк (предполагаемый автопортрет)

Личная жизнь

Ян ван Эйк был женат. О его жене известно только, что её имя было Маргарет. Он запечатлел её на портрете 1439 г. Личность её не была особо привлекательной, но видно, что это женщина с довольно твёрдым характером, обладающая собственным мнением и высоким интеллектом.

О детях этой семьи ничего не известно.

Существует и другое мнение: Маргарет ван Эйк, изображённая на портрете 1439 г., – это сестра братьев ван Эйк. Она также была художницей, занималась книжной миниатюрой, но определенных сведений о ее жизни и ни одной из её работ не сохранилось.

Портрет Маргарет ван Эйк (1439)

Портрет Маргарет ван Эйк (1439)

Возможно, у сестры и жены художника было одно и то же имя, довольно популярное в то время.

Значение творчества

  • Иногда можно прочитать о том, что Ян ван Эйк (или даже оба брата ван Эйк) были изобретателями живописи масляными красками. На самом деле это не так. Масляная живопись существовала задолго до них. Но такая живопись медленно высыхала. Поэтому художники писали маслом не всю картину, это было неудобно. Чаще всего масло использовали только для некоторых мест картины, написанной темперой. Но заслуга братьев состоит в том, что они усовершенствовали масляные краски, придав им способность быстро густеть и высыхать. Теперь можно было накладывать несколько слоёв краски, не ожидая, пока каждый слой высохнет, а также смешивать краски на палитре.
  • Художник использовал выразительность прозрачных слоев краски, положенных один поверх другого. Этот метод позволил достичь силы, глубины и богатства цвета, что сыграло важную роль в истории мировой живописи.
  • В настоящее время в искусстве существует термин «гиперреализм», т.е. сверхреализм, способность передачи действительности с фотографической точностью. Так вот Ян ван Эйк положил начало сверхреализму. Кстати, вся нидерландская живопись после него отличается реалистическим направлением.
  • Художник, основными темами которого были религиозные сюжеты и портреты, придавал черты лица изображаемых им людей в точном соответствии с их национальностью и временем.
  • Исключительное внимание уделял деталям своих картин: пейзажу, предметам быта, текстуре камня и ткани, складкам одежды, типу почвы, видам растений, цветовой палитре неба, мимике и жестам персонажей.
  • Много внимания уделял игре светотени, отражению – физике света.
  • Успешно экспериментировал с пространством внутри и вне картины.
  • Самым выдающимся памятником старонидерландской живописи считается Гентский алтарный складень. Он заключал в себе 12 досок (24 панели), которые при открытии изображали Бога-Отца (вверху), справа – Богоматерь, слева – Иоанна Предтечу, а внизу – многофигурную композицию поклонения Агнцу Божию (Христу) пред Его алтарем и живоносным источником.
  • Когда складень был закрыт, внешние стороны его створок представляли три ряда других изображений. Гентский складень – это единственное произведение, дающее понятие об искусстве Губерта ван Эйка. Других достоверных работ этого художника не сохранилось. Гентский алтарь находится в соборе св. Бавона в Генте. Его размер – 3,6х4,5 м.
  • Самыми известными его учениками были Петрус Кристус, Гуго Ван дер Гус и Юстус Гентский.

До Ван Эйка в европейском искусстве не было мастера, который был способен подняться до такого уровня художественного синтеза –  визуального, этического и технического одновременно.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *