Жан-Франсуа Милле — краткая биография


Жан-Франсуа Милле

Полное имя: Жан-Франсуа Милле
Дата рождения: 4 октября 1814 г.
Место рождения: д. Грюши, Франция
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Художник
Дата смерти: 20 января 1875 г. (60 лет)

Жан-Франсуа Милле – великий французский художник, один из основателей барбизонской школы. Его основным мотивом в живописи были работающие крестьяне на фоне природы. Отличительная черта его работ – стремление показать жизнь простого народа без прикрас, а манера написания картин и их сущность близки к будущему творчеству импрессионистов.

Детство

Родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши в окрестностях Шербура в семье зажиточных крестьян – Эммы-Генриетты-Аделаиды Анри и Жана-Луи-Николя Милле. Семьёй его художественные начинания и способности были восприняты как дарование свыше и благословение, потому родители выделяли суммы на его обучение.

«Портрет Луизы-Антуанетты Феардент»

«Портрет Луизы-Антуанетты Феардент»

Краткая биография

  • 1834 год – стал обучаться живописи непосредственно в Шербуре у неизвестных на тот момент мастеров – Ланглуа и Мушеля.
  • 1837 – 1839 гг. – переехал в Париж, где на протяжении двух лет занимался живописью в мастерской Поля Делароша, который был салонным художником.
  • 1840 год – Жан-Франсуа Милле начинает выставлять свои работы в Салоне.
  • 1841 год – «Портрет Луизы-Антуанетты Феардент»
  • 1847 год – «Эдипа снимают с дерева». Одна из ранних картин, является представителем мифологической живописи, что не так часто будет появляться в работах художника в будущем.
  • 1848 год – написана картина «Веяльщик». Её настроение и стиль написания уже соответствуют по настроению последующему творчеству мастера.
«Веяльщик» (1848)

«Веяльщик» (1848)

  • Вообще, начало жизни автора пришлось на трудный период во французском искусстве – между собой боролись классицизм и романтизм, и по отношению к пейзажу, который вскоре станет важным в творчестве Милле, академики говорили о нём только как о фоне для античных сюжетов и не более, что видно, например в картине 1847 года. Романтики же наоборот украшали свои пейзажи, доводя их этим до нереалистичности. Барбизонцы в свою очередь настаивали на реалистичном и обыденном пейзаже, изображению на картинах простых людей, занятых трудом.
  • Желание последних выразить настроение простого народа, увидеть гармонию в простоте природы, уловить то мимолётное, что видно лиши мгновение очень близко к будущим стремлениям импрессионистов.
  • 1849 год – художник переехал в Барбизону и прожил там до конца своей жизни. С того момента крестьянский мотив становится главенствующим в его картинах. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — так говорил о себе сам Жан-Франсуа Милле.
  • 1850 год – была закончена картина «Сеятель».
  • 1851 – 1853 гг. – «Путь на работу»
  • 1857 год – написана, пожалуй, одна из самых знаменательных картин его – «Сборщицы колосьев». Она отражает тяготы и лишения простого рабочего народа. Солнце пронизывает своими лучами весь холст, а на заднем плане – грузные кучевые облака, отработавшие крестьяне толпятся и разговаривают. Но на их место пришли другие фигуры – ведомые нуждой, три женщины собирают оставшиеся колоски. Хоть работа эта невзрачна и проста, руки их черны от пыльной земли, спины согнуты в печальном поклоне, а одежды стары и уже выцветают.
«Сборщицы колосьев»

«Сборщицы колосьев»

  • Около 1858 года – написано полотно «Крестьянки с хворостом», которое сейчас находится в Эрмитаже.
  • 1859 год – довольно богатый на произведения год. В нём были написаны:
    • «Анжелюс». Прекраснейшее в своём роде полотно, оно отражает сокровенные чувства во время молитвы. Услышав колокольный звон, муж и жена сложили в молитве руки, говоря с Богом о радостях, нуждах и печалях. Данное произведение вызвало обильные отзывы различного рода, потому что для своего времени картина была весьма неординарной.
    • «Смерть и дровосек». Причисляется к жанру мифологической живописи, достаточно необычно для того периода творчества художника.
    • «Крестьянка, пасущая корову». Фигура девушки, пасущей худую корову с выраженными костями, слегка растворяется в морозном тумане. «Манифест бедности» – вот как критики назвали эту картину.
  • 1860 – 1862 гг. – «Человек с мотыгой».
«Человек с мотыгой»

«Человек с мотыгой»

  • 1866 год – под влиянием барбизонской школы была написана картина «Зимний пейзаж с воронами». Крестьяне уже закончили свою работу и на поле остались только вороны. Что примечательно, это именно пейзаж – на картине не изображено ни одной фигуры, и в том явное влияние барбизонцев, писавших в ту пору пейзажи.
  • Художники барбизонской школы взяли для своей основы традиции, сформированные французскими (Никола Пуссен и Клод Лоррен) и голландскими (Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема) пейзажистами живописцами. Влияние на творчество оказывали как их предшественники – Юэ и Бонингтон, так и их современники, вовсе не принадлежащие барбизонской школе – Коро, Курбе, Делакруа.
  • 1867 год – прошла Парижская всемирная выставка, после которой Жан-Франсуа Милле стал известен в более широких кругах.
  • 1868—1873 гг. – «Весна». Это последняя работа художника – она переполненная светом, росою, чистотой после дождя, на небе виднеется радуга – символ примирения Бога с человеком. Закончил её мастер незадолго до своей кончины.
  • 20 января 1875 года – художник скончался в Барбизоне, а похоронен был около деревни Шалли, рядом со своим другом, также барбизонцем, – Теодором Руссо.
Жан-Франсуа Милле на фото

Жан-Франсуа Милле на фото

Личная жизнь

О биографии художника мало что известно, а о личной жизни – ещё меньше. Первой его женой была дочка портного Полина Оно, которую он изобразил на картине 1841 года. Девушка трагически скончалась от туберкулёза через три года после свадьбы.

Портрет Полины Оно

Портрет Полины Оно

Второй его супругой стала Кэтрин Лемэр, которая раньше работала служанкой. У неё и Милле за время семейной жизни родилось 9 детей.

Портрет Кэтрин Лемэр

Портрет Кэтрин Лемэр

Заключение

Один из ярких представителей и основатель барбизонской школы, Жан-Франсуа Милле выделялся на фоне остальных художников того времени, не беря в счёт барбизонцев. Он писал на полотнах сюжеты, участниками которых был простой народ. И для глаза, привыкшего к богам, героям и другим подобным картинам, это было грубо и вычурно, словом, не так приятно. Но не для того мастер писал свои картины – он не искал похвалы или славы, нет.

Он показывал быт народа, который кормил страну и составлял большую часть населений. Милле показывал эти незаметные подвиги, которые ежедневно совершали тысячи людей, их тяготы и лишения, притом совершенно незаслуженные.

Такая позиция была переворотом в сознании всех тех, кто задумывался над картинами, ведь до этого крестьянский труд принимали, как должное. А остальные недоумевали, зачем писать крестьян в лохмотьях, когда есть греческие и римские мифы.

В заключение стоит сказать, что Жан-Франсуа Милле никогда не писал пейзажи с натуры, а делал маленькие наброски, прогуливаясь по лесу. Приходя в мастерскую, он воспроизводил настоящий образ природных сочетаний и старался достичь гармонии цвета.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *