Полное имя: | Жан-Франсуа Милле |
Дата рождения: | 4 октября 1814 г. |
Место рождения: | д. Грюши, Франция |
Знак зодиака: | Весы |
Деятельность: | Художник |
Дата смерти: | 20 января 1875 г. (60 лет) |
Жан-Франсуа Милле – великий французский художник, один из основателей барбизонской школы. Его основным мотивом в живописи были работающие крестьяне на фоне природы. Отличительная черта его работ – стремление показать жизнь простого народа без прикрас, а манера написания картин и их сущность близки к будущему творчеству импрессионистов.
Детство
Родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши в окрестностях Шербура в семье зажиточных крестьян – Эммы-Генриетты-Аделаиды Анри и Жана-Луи-Николя Милле. Семьёй его художественные начинания и способности были восприняты как дарование свыше и благословение, потому родители выделяли суммы на его обучение.
![«Портрет Луизы-Антуанетты Феардент»](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2021/06/portr11.jpg)
«Портрет Луизы-Антуанетты Феардент»
Краткая биография
- 1834 год – стал обучаться живописи непосредственно в Шербуре у неизвестных на тот момент мастеров – Ланглуа и Мушеля.
- 1837 – 1839 гг. – переехал в Париж, где на протяжении двух лет занимался живописью в мастерской Поля Делароша, который был салонным художником.
- 1840 год – Жан-Франсуа Милле начинает выставлять свои работы в Салоне.
- 1841 год – «Портрет Луизы-Антуанетты Феардент»
- 1847 год – «Эдипа снимают с дерева». Одна из ранних картин, является представителем мифологической живописи, что не так часто будет появляться в работах художника в будущем.
- 1848 год – написана картина «Веяльщик». Её настроение и стиль написания уже соответствуют по настроению последующему творчеству мастера.
![«Веяльщик» (1848)](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2021/06/veel1848.jpg)
«Веяльщик» (1848)
- Вообще, начало жизни автора пришлось на трудный период во французском искусстве – между собой боролись классицизм и романтизм, и по отношению к пейзажу, который вскоре станет важным в творчестве Милле, академики говорили о нём только как о фоне для античных сюжетов и не более, что видно, например в картине 1847 года. Романтики же наоборот украшали свои пейзажи, доводя их этим до нереалистичности. Барбизонцы в свою очередь настаивали на реалистичном и обыденном пейзаже, изображению на картинах простых людей, занятых трудом.
- Желание последних выразить настроение простого народа, увидеть гармонию в простоте природы, уловить то мимолётное, что видно лиши мгновение очень близко к будущим стремлениям импрессионистов.
- 1849 год – художник переехал в Барбизону и прожил там до конца своей жизни. С того момента крестьянский мотив становится главенствующим в его картинах. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — так говорил о себе сам Жан-Франсуа Милле.
- 1850 год – была закончена картина «Сеятель».
- 1851 – 1853 гг. – «Путь на работу»
- 1857 год – написана, пожалуй, одна из самых знаменательных картин его – «Сборщицы колосьев». Она отражает тяготы и лишения простого рабочего народа. Солнце пронизывает своими лучами весь холст, а на заднем плане – грузные кучевые облака, отработавшие крестьяне толпятся и разговаривают. Но на их место пришли другие фигуры – ведомые нуждой, три женщины собирают оставшиеся колоски. Хоть работа эта невзрачна и проста, руки их черны от пыльной земли, спины согнуты в печальном поклоне, а одежды стары и уже выцветают.
![«Сборщицы колосьев»](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2021/06/sborkol1.jpg)
«Сборщицы колосьев»
- Около 1858 года – написано полотно «Крестьянки с хворостом», которое сейчас находится в Эрмитаже.
- 1859 год – довольно богатый на произведения год. В нём были написаны:
- «Анжелюс». Прекраснейшее в своём роде полотно, оно отражает сокровенные чувства во время молитвы. Услышав колокольный звон, муж и жена сложили в молитве руки, говоря с Богом о радостях, нуждах и печалях. Данное произведение вызвало обильные отзывы различного рода, потому что для своего времени картина была весьма неординарной.
- «Смерть и дровосек». Причисляется к жанру мифологической живописи, достаточно необычно для того периода творчества художника.
- «Крестьянка, пасущая корову». Фигура девушки, пасущей худую корову с выраженными костями, слегка растворяется в морозном тумане. «Манифест бедности» – вот как критики назвали эту картину.
- 1860 – 1862 гг. – «Человек с мотыгой».
![«Человек с мотыгой»](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2021/06/chelmot11.jpg)
«Человек с мотыгой»
- 1866 год – под влиянием барбизонской школы была написана картина «Зимний пейзаж с воронами». Крестьяне уже закончили свою работу и на поле остались только вороны. Что примечательно, это именно пейзаж – на картине не изображено ни одной фигуры, и в том явное влияние барбизонцев, писавших в ту пору пейзажи.
- Художники барбизонской школы взяли для своей основы традиции, сформированные французскими (Никола Пуссен и Клод Лоррен) и голландскими (Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема) пейзажистами живописцами. Влияние на творчество оказывали как их предшественники – Юэ и Бонингтон, так и их современники, вовсе не принадлежащие барбизонской школе – Коро, Курбе, Делакруа.
- 1867 год – прошла Парижская всемирная выставка, после которой Жан-Франсуа Милле стал известен в более широких кругах.
- 1868—1873 гг. – «Весна». Это последняя работа художника – она переполненная светом, росою, чистотой после дождя, на небе виднеется радуга – символ примирения Бога с человеком. Закончил её мастер незадолго до своей кончины.
- 20 января 1875 года – художник скончался в Барбизоне, а похоронен был около деревни Шалли, рядом со своим другом, также барбизонцем, – Теодором Руссо.
![Жан-Франсуа Милле на фото](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2021/06/milletphoto1.jpg)
Жан-Франсуа Милле на фото
Личная жизнь
О биографии художника мало что известно, а о личной жизни – ещё меньше. Первой его женой была дочка портного Полина Оно, которую он изобразил на картине 1841 года. Девушка трагически скончалась от туберкулёза через три года после свадьбы.
![Портрет Полины Оно](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2021/06/paul1.jpg)
Портрет Полины Оно
Второй его супругой стала Кэтрин Лемэр, которая раньше работала служанкой. У неё и Милле за время семейной жизни родилось 9 детей.
![Портрет Кэтрин Лемэр](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2021/06/lemer11.jpg)
Портрет Кэтрин Лемэр
Заключение
Один из ярких представителей и основатель барбизонской школы, Жан-Франсуа Милле выделялся на фоне остальных художников того времени, не беря в счёт барбизонцев. Он писал на полотнах сюжеты, участниками которых был простой народ. И для глаза, привыкшего к богам, героям и другим подобным картинам, это было грубо и вычурно, словом, не так приятно. Но не для того мастер писал свои картины – он не искал похвалы или славы, нет.
Он показывал быт народа, который кормил страну и составлял большую часть населений. Милле показывал эти незаметные подвиги, которые ежедневно совершали тысячи людей, их тяготы и лишения, притом совершенно незаслуженные.
В заключение стоит сказать, что Жан-Франсуа Милле никогда не писал пейзажи с натуры, а делал маленькие наброски, прогуливаясь по лесу. Приходя в мастерскую, он воспроизводил настоящий образ природных сочетаний и старался достичь гармонии цвета.