Свами Вивекананда — биография и духовный путь


Нарендранатх Датта

Полное имя: Нарендранатх Датта
Дата рождения: 12 января 1863 г.
Место рождения: Калькутта, Британская Индия
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Философ, йог, общественный деятель
Дата смерти: 4 июля 1902 г. (39 лет)

Свами Вивекананда был индийским индуистским монахом и считался главным учеником Шри Рамакришны Парамахансы, индийского мистика и проповедника XIX века. Он внес огромный вклад в представление на Западе индийской философии «Веданты» и «Йоги». Вивекананда происходит из знатной бенгальской семьи и уже в раннем возрасте встал на духовный путь.

В юном возрасте он увлекался аскетикой и начал практиковать медитацию. Однако жизнь этого духовного гуру могла бы быть другой, если бы однажды он не встретил своего будущего духовного наставника Шри Рамакришну.

Рамакришна вдохновлял и оказывал поддержку Вивекананду в его духовных поисках. Рамакришна помог ему направить свои интеллектуальные способности и силу воли, что, в свою очередь, помогло ему утолить духовную жажду. У них была необычайная связь, которая считается одной из наиболее уникальных отношений учителя и ученика в истории.

Большую часть жизни он проповедовал философию «Веданты» людям по всей планете. Странствуя по миру, он стал саньяси (аскетом) в 25-летнем возрасте и с того времени полностью посвятил свою жизнь улучшению людей.

Свами Вивекананда

Свами Вивекананда

Ранние годы

Нарендранатх Датта (полное имя при рождении) появился на свет 12 января 1863 года в Калькутте, регионе Бенгальское президентство в Британской Индии, в семье Вишванатха Датты и Бхубанешвари Деви. Его отец занимался адвокатской деятельностью, а мама была очень набожной и занималась домашним хозяйством.

С любовью его называли Нарендра. Он был глубоко вдохновлен родителями, которые сформировали его личность и особенности мышления. Уже в раннем возрасте Нарендра интересовался духовностью и стал практиковать медитацию перед изображениями индуистских божеств.

Он получил образование в Метрополитенском институте Ишвара Чандры Видьясагара, после чего поступил в Президентский колледж в Калькутте, где получил степень бакалавра в области искусств.

Он закончил учебу в 1884 году и к этому времени, он не только занимался изучением западной логики и философии, но также хорошо разбирался в индуистских писаниях благодаря своему ненасытному стремлению к знаниям.

Окончив колледж, он стал духовным учеником. Его убеждения были сформулированы в концепциях религиозно-нравственного движения «Брахмо-Самадж», которые предостерегали идолопоклонство и предсказывали присутствие бесформенного Бога.

Духовный путь

Нарендранатх повстречал Рамакришну в 1881 году в городе Дакшинешваре, где тот остановился. В этот период времени Нарендра находился в фазе духовного кризиса. Он задал вопрос Шри Рамакришне: «Видел ли ты Бога?» и это навсегда изменило его жизнь.

Несмотря на то, что Рамакришна не смог полностью убедить Нарендру во время их первой встречи, последний был потрясен его самоотверженностью и любовью. Со временем он стал частым гостем Рамакришны.

Трагическая смерть отца побудила Нарендру сблизиться с Рамакришной. На тот момент Рамакришна ответил на все духовные вопросы Нарендры и убедил его настолько, что тот был готов отрешиться от всего мирского ради осознания Бога.

Рамакришна

Рамакришна

В 1885 году Рамакришне поставили страшный диагноз, рак горла. Ему пришлось перебраться в садовый домик в Кашипуре (район Северной Калькутты). Нарендра и другие ученики очень заботились о своем лидере и учителе и ухаживали за ним с максимальной преданностью и любовью.

Незадолго до своего ухода из жизни в 1886 году, Рамакришна сделал Нарендру главой нового монашеского ордена, что подчеркнуло важность служения человечеству.

После смерти Рамакришны Нарендра вместе с его молодыми учениками стали проживать в Баранагаре. В 1887 году они приняли формальный обет санньясы, приняв тем самым новые имена. С течением времени Нарендра стал известен как Свами Вивекананда.

Путешествие

В 1888 году, с целью донесения до мира послания Рамакришны, Свами Вивекананда решил отправиться в путешествие, первые годы посвятив широкому исследованию Индии. Он путешествовал пешком, жил на подаяние и вел жизнь странствующего монаха.

Путешествуя, он увидел ужасающую нищету и отсталость соотечественников. Он был первым религиозным лидером, который открыто заявил, что невежество народа стало главной причиной распада страны.

Вивекананда пришел к выводу, что народу Индии нужно решить две проблемы, которые позволят ему улучшить благосостояние, а также поспособствуют укреплению веры и морального чувства.

Для достижения своей цели по улучшению качества жизни людей, Вивекананда стремился создать организацию, которая будет помогать бедным и повышать их стандарты жизни, предоставлять им образование. Также он хотел улучшить жизнь женщин по всей Индии, так как они были в тяжелом положении.

В 1893 году он впервые покинул свою страну и выехал за границу, чтобы стать членом Всемирного парламента религий. Он считал, что парламент не только предоставит ему большую платформу для распространения послания Рамакришны, но и поможет ему получить финансовую помощь для его проекта по подъему масс.

В парламенте Вивекананда получил известность как «оратор по божественному праву» и «посланник индийской мудрости западному миру». Последующие 3,5 года он провел в путешествиях по восточной части США и Лондону для распространения послания «Веданты».

Вивекананда в Чикаго, сентябрь 1893 г.

Вивекананда в Чикаго, сентябрь 1893 г.

После возвращения в Индию в 1897 году, Вивекананда прочитал серию лекций в разных частях страны, после чего вернуться в Калькутту. Он основал «Миссию Рамакришны», организацию, которая занималась распространением учения «Практической Веданты» и начала оказывать социальное обслуживание людей, через больницы, школы, колледжи, общежития, центры сельского развития и т.д.

В 1898 году Свами Вивекананда приобрел огромную собственность в Белуре, которая стала постоянной обителью монастыря и монашеского ордена. Это место получило известность как «Рамакришна Матх» и было открыто для всех желающих. Вивекананда смог адаптировать древние монашеские идеалы к условиям современной жизни.

Свами Вивекананда во время медитации. Лондон, 1896 г.

Свами Вивекананда во время медитации. Лондон, 1896 г.

Личная жизнь

С раннего возраста Свами Вивекананда проявлял глубокий интерес к духовности, это привело его к тому, что повзрослев он стал саньяси. Он дал клятву вести жизнь, направленную на улучшение жизни бедных и угнетенных. По этой причине у него никогда не было жены и детей.

Вивекананда в доме сестер Мид, г. Южная Пасадена, шт. Калифорния. 1900 год

Вивекананда в доме сестер Мид, г. Южная Пасадена, шт. Калифорния. 1900 год

Смерть

Свой последний вздох Вивекананда сделал 4 июля 1902 года на 40-ом году жизни во время проведения медитации. Официальной причиной его смерти стал разрыв кровеносного сосуда в головном мозге. Однако его ученики считали и верили, что он достиг «махасамадхи» (намеренное покидание тела при смерти) и что разрыв произошел по причине того, что его «брахмарандхра», отверстие в макушке его головы, было проколото во время достижения «махасамадхи».

Тело Вивекананды подверглось кремации на погребальном костре из сандалового дерева на берегу реки Ганга в городе Белуре.

Многие индийские и западные лидеры называли Вивекананду человеком, который духовно пробудил всю Индию. Вдохновленный его учением и видением Свами Вивекананды Джамсетджи Тата основал «Индийский институт науки», который стал одним из наиболее авторитетных исследовательских университетов всей страны.

День рождения Вивекананды отмечается в Индии как Национальный день молодежи. А его знаменитая фраза «Восстань, проснись и не останавливайся, пока цель не будет достигнута» до сих пор вдохновляет многих людей по всему миру.

Его главным достижением является создание «Миссии Рамакришны» и «Рамакришна Матх», которые помогли поднять массы и познакомили западный мир с индийской философией «Веданты» и «Йоги».


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *