Бенедикт Спиноза — биография философа


Барух (Бенедикт) де Спиноза (Эспиноза)

Полное имя: Барух (Бенедикт) де Спиноза (Эспиноза)
Дата рождения: 24 ноября 1632 г.
Место рождения: Амстердам, Соединенные провинции
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Философ, натуралист
Дата смерти: 21 февраля 1677 г. (44 год)

Бенедикт Спиноза — голландский мыслитель, один из крупнейших философов мира, создавший метафизическую систему, поразительную по величию и красоте, и доказавший существование Бога на основе одних лишь логических утверждений.

Детство и юность

Барух де Эспиноза родился 24 ноября 1632 г. в Амстердаме в семье евреев-сефардов. Его предки эмигрировали в Голландию из Португалии, спасаясь от насаждающей христианство инквизиции. Латинизированное имя Бенедикт, что означает то же, что и Барух — «благословенный», он принял, будучи уже взрослым человеком. Фамилия же указывает на то, что происхождение семьи связано с городом Эспиноза, расположенным в северо-западной части Испании.

Барух был вторым сыном Мигеля (Микаэля) де Эспинозы, успешного торговца фруктами. В семье было еще четверо детей: старшие Исаак и Ревекка, и младшие Мириам и Габриэль (Абрахам). Исаак помогал отцу в семейном бизнесе. К несчастью, Ангел смерти довольно часто навещал это семейство. За свою жизнь Мигель похоронил трех своих жен, четверо его детей умерли. Барух родился от второй жены Мигеля, Ханны Деборы. Она скончалась от туберкулеза, когда мальчику было 6 лет.

Барух получил традиционное еврейское воспитание. Мальчик посещал иешиву «Кетер-Тора», где изучал Тору и иврит. Школу возглавлял рабби Саул Леви Мортейра, он же преподавал Талмуд, еврейское богословие и философию. В то же время Барух начал заниматься латинским и греческим языками. Юноша славился логикой, имел независимый склад ума и любил задавать неудобные вопросы своим учителям. Ему было тесно внутри ортодоксальной иудейской догматики, и он был против буквального толкования Торы. Важнейшие религиозные истины о телесной природе Бога и существовании ангелов подвергались сомнению. Это вызывало раздражение у преподавательского состава и иудейской религиозной общины Амстердама.

В возрасте 17 лет Барух оставил занятия. Умер его единокровный брат Исаак, и юноша должен был помочь отцу в торговле.

Предполагаемый портрет Спинозы работы Баренда Граата, 1666 год

Предполагаемый портрет Спинозы работы Баренда Граата, 1666 год

Биография

  1. 1654 г. Спор о наследстве. Умирает Спиноза-старший. Барух становится главой семьи и получает от отца в наследство большой дом и все нажитое им состояние. После 11 месяцев траура его единокровная сестра Ревекка заявила в судебном порядке, что дом и все имущество должно принадлежать ей. Барух не нуждался в заработанном отцом состоянии, но он был великим спорщиком. Произнеся несколько убедительных речей в суде, молодой человек с легкостью выиграл дело, но затем совершил странный, по мнению окружающих, поступок: он уведомил сестру, что передает ей дом и все остальное имущество. Себе Спиноза оставил лишь кровать с пологом, где мог бы ночевать.
  2. 1655 г. Покушение на жизнь Спинозы. Молодой человек приобрел репутацию атеиста, хотя никогда в действительности не отрицал существование Бога. Спиноза отвергал догматическое представление о Всевышнем, что не устраивало иудеев Амстердама, а христианским обществом Нидерландов расценивалось как нападки на Библию. Кроме того, Спиноза посмел отрицать богоизбранность еврейского народа. Ему угрожали, но это не возымело никакого действия. Тогда иудейская община просто предложила своенравному вольнодумцу ежегодное денежное пособие в 1000 флоринов, чтобы тот оставил свои идеи при себе и уехал. Спиноза отверг это предложение. Следующим шагом утихомирить еретика стала попытка убийства. Неизвестный напал на Спинозу с кинжалом, но тот успел защититься плащом. В ответ на это нападение неугомонный философ послал открытое письмо религиозным властям общины, где в подробностях изложил свои взгляды и щедро подкрепил их логическими доводами.
  3. 1656 г. Освобождение от торговли. Во время Первой англо-голландской войны семейная торговая фирма сильно пострадала и была близка к банкротству. Семью атаковали кредиторы отца. Барух вместе с младшим братом Габриелем пытался удержать бизнес на плаву, но мало в этом преуспел. В марте ему удалось получить от властей Амстердама статус сироты, благодаря которому он получил в собственность имение его покойной матери. Согласно существующему в то время закону, на это наследство долговые обязательства распространяться не могли. Спиноза смог оставить тяготившее его занятие торговлей и полностью посвятить себя изучению философии Декарта и оптике.
  4. 1656 г., 27 июля. Херем — исключение из общины. 23-х летний Спиноза был обвинен в ереси и атеизме, и отлучен от церкви иудейским духовенством. После церемонии «великого отлучения», на которой Спиноза был навеки проклят, молодого человека изгнали из еврейской общины. Барух поселился у своего друга, христианина Афиниуса ван ден Энде, либерала и иезуита. У Афиниуса была частная школа, где Барух стал преподавать. Он и сам посещал некоторые занятия, чтобы улучшить свои познания в математике, латинском и греческом языках. Спиноза изучает философию Аристотеля, знакомится со взглядами еврейского ученого Хасдая Крескаса и сочинениями Джордано Бруно.
  5. 1660 г. Переезд в Рейнсбург. Афиниус оказался замешанным в заговор по свержению французского короля Луи XIV, был арестован и повешен. Его школу закрыли, а Спиноза лишился жилья и заработка. Приют был найден в доме друга, хирурга Германа Хоумана, в деревне Рейнсбург на окраине Лейдена. Спиноза занялся шлифовкой линз, которые в то время пользовались большим спросом, и очень в этом деле стал искусен. В доме Хоумана он много общался с ремонстрантами — христианскими сектантами, которые не пользовались в Голландии благосклонностью правительства и общества. Здесь складывается круг друзей и единомышленников: студенты лейденского университета, Адриан Коербах и секретарь Лондонского королевского общества Генри Ольденбург. В Рейнсбурге Спиноза написал две работы, которые заложили фундамент его собственной философии: «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» и «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье».
  6. 1663 г. Спиноза перебирается в Ворбург. Там он начинает работать над «Этикой», своим «программным» произведением. В Ворбурге, пригороде Гааги, он снимает комнату и ведет скромный образ жизни. Целыми днями Бенедикт Спиноза пишет книги, питается скудно и почти никуда не выходит. Ему едва исполнилось 30 лет, а здоровье уже стало слабеть. По-видимому, от стеклянной пыли, которая оставалась от шлифовки линз, сильно пострадали легкие.
  7. 1664 г. Опубликованы «Основы философии Декарта». «Основы» стали единственным произведением, которое вышло в свет под собственным именем Бенедикта Спинозы.
  8. Конец 1669 г. Переезд в Гаагу. Философ поселяется на улице Штиль Форкаде, в доме № 32. Жилье показалось Спинозе слишком дорогим, и через год он переехал на улицу Павильоенсграхт. Новым домовладельцем оказался художник Хендрик ван дер Спейк, который не только почти ничего не брал за проживание, но и всячески опекал философа. Сейчас его дом стал музеем Спинозы.
  9. 1670 г. Издан «Богословско-политический трактат», но без указания автора. В нем утверждалось, что цель государства заключается единственно в том, чтобы защитить интересы личности. В свою очередь, личность должна использовать все возможности, чтобы совершенствовать свой разум. Человек свободен придерживаться любых политических взглядов, но государство должно ограничивать их реализацию, если она связано с эксцессами. Такие взгляды были слишком революционными для того времени. Было объявлено, что «Трактат» был «выкован в аду евреем-богоотступником», и уже через 4 года после издания книга была запрещена.
  10. 1672 г. Одиночный пикет. Заявив о своем праве на Испанские Нидерланды, Франция оккупировала Голландию. В Гааге возникли беспорядки, в ходе которых толпа растерзала голландского политика, картезианца и противника роялистов Яна де Витта — близкого друга Спинозы. Узнав об этом, Спиноза в ярости изготовил плакат с надписью «Подлые варвары!», чтобы отправиться с ним на то место, где был убит его товарищ. К счастью, домовладелец запер храбреца в комнате, чем, возможно, спас ему жизнь. Об этом событии известно из записок Лейбница, позднее ставшего другом философа.
  11. 1673 г. Отказ от престижного места. Спиноза получил приглашение возглавить кафедру философского университета Хайдельберга. Несмотря на хроническую нехватку денег, он отказался принять пост: от ученого требовалось преподавать философию, которая соответствовала бы учению церкви.
  12. 1675 г. Завершение работы над «Этикой». В этой работе Бенедикт Спиноза изложил свою основную идею. Мир представляет собой математическую систему и является воплощением Бога, или Природы. Пантеистический Бог Спинозы лишен личности и любви к человеческим существам. Существование Бога доказывается с помощью логических рассуждений. Понимая, что все это не согласуется с господствующими взглядами, Спиноза поостерегся публиковать «Этику» и распорядился, чтобы она была издана после его смерти.
  13. 1676 г. Признание. Так или иначе, «Этика» распространилась в научных и философских кругах Европы, и в скромное жилище на Павильоенсграхт стали наведываться видные мыслители того времени. Одним из них был Лейбниц, немецкий мыслитель и математик.
  14. 1677 г. Смерть в Гааге. Здоровье ученого ухудшалось, его мучил беспрерывный кашель, и он уже совсем не выходил на улицу. Он ушел из жизни 21 февраля, в воскресенье. Предполагают, что причиной смерти стал туберкулез. Из оставшихся после него вещей ценность представляли лишь 160 книг в кожаных переплетах. Спиноза был погребен в церкви Нойкерк, в Гааге. Позднее, в XX в., на месте захоронения были установлены надгробие и памятник. В каменной плите есть блок из базальта, взятого из Галилейского моря (озеро Кинерет) в Израиле. На нем написано «Амха», что означает «твой народ».
  15. 1678 г. Посмертное издание «Этики». Согласно завещанию философа, сочинение было опубликовано. В этом же году власти объявили все его работы богохульными, нечестивыми и атеистическими, и запретили их с тем основанием, что в них оскорбляется вера и принижается подлинность чудес.
Гравюра Спинозы с надписью на латыни: «Еврей и атеист»

Гравюра Спинозы с надписью на латыни: «Еврей и атеист»

Личная жизнь

Барух де Эспиноза предпочитал жизнь затворника. Он не был женат и не имел детей, и все же однажды он был влюблен. Предметом его страсти стала дочь Афиниуса. Клара Мария преподавала музыку и классические языки в школе своего отца. Как утверждают, девушка отличалась умом и обладала чувством юмора, хотя была хрома и не очень красива. Клара не ответила взаимностью Спинозе, а влюбилась в одного из учеников и вышла за него замуж. Это стало горьким опытом для Спинозы, который, тем не менее, обогатил его философский разум.

Свои возвышенные чувства он смог направить, как сказано в его «Трактате об усовершенствовании разума», на «любовь к вечному и бесконечному». Лишь эта любовь «способна доставить удовольствие рассудку». Речь идет об amor intellectualis dei, то есть об интеллектуальной любви к Богу.

Портрет Бенедикта Спинозы

Портрет Бенедикта Спинозы

Наследие

Бенедикт Спиноза опередил свое время и не пришелся «к философскому двору» во время своей недолгой жизни. Волна критики в отношении его взглядов, которая поднялась сразу после его смерти, не спадала целое столетие.

Тем не менее, во многом благодаря Спинозе метод логических рассуждений в науке конца XVIII в. стал признаваться «законным» способом получения неопровержимых доказательств того или иного явления. После эпохи эмпиризма, когда опыт рассматривался единственно возможным доказательством, это стало настоящим прорывом.

Его философская система представляет собой пример пантеизма, в котором понятия Бога и Природы тождественны: эта идея «Этики» близка взглядам современных экологов. Согласно популярной в нынешнее время теории, наша планета рассматривается как единый организм и саморегулирующаяся система. В ней все взаимосвязано и, причиняя зло ближнему своему, неизбежно наносишь вред себе. Его политические взгляды, изложенные в «Богословско-политическом трактате», вполне согласуются с воззрениями сегодняшних либерал-демократов и позволяют глубже понять природу общества и государства.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *