Диоген — биография философа


Диоген Синопский

Полное имя: Диоген Синопский
Дата рождения: около 412 г. до н. э.
Место рождения: Синоп
Деятельность: Философ
Дата смерти: 10 июня 323 до н. э. (около 89 лет)

Диоген — древнегреческий философ, продолжатель идей Сократа и своего учителя Антисфена, киник, космополит. Он ставил законы природы выше всех прочих, отрицал общественные нормы морали, семейные связи, религию, искусство и науку — всё, что отвлекало человека от самопознания и поисков внутренней свободы.

«Диоген». Худ. Джон Уильям Уотерхаус, 1882

«Диоген». Худ. Джон Уильям Уотерхаус, 1882

Ранние годы

Диоген родился приблизительно в 412 году до нашей эры, в Синопе — богатой греческой колонии на берегу Чёрного моря. Имя его матери неизвестно, а отцом был состоятельный трапезит Гикесий, который также занимался чеканкой монет.

По легенде в юности Диоген отправился в храм Аполлона, построенный в Дельфах, и попросил жрицу-прорицательницу о предсказании. Фразу «нужно заняться переоценкой ценностей» он воспринял буквально и согласился на предложение отца удешевить монетный сплав, став фальшивомонетчиком. Когда их махинации вскрылись, Гикесия арестовали, а Диогена горожане изгнали из города — по другой версии он тайно бежал из-за угрозы ареста и долго скитался, пока не прибыл в Афины.

В дороге его сопровождал раб Манес, который сбежал, стоило им добраться до Афин. Философ не стал заниматься поисками беглеца, заявив: «Позорно, что Манес без Диогена может жить, а Диоген без Манеса не может».

Основные события

В биографии философа много белых пятен — она уместилась на страницу книги античного историка Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Образ нищего бродяги, который высмеивает политиков и богачей, импонировал простому народу. Постепенно его личность обросла противоречивыми слухами, легендами и анекдотами, которые передавались из уст в уста.

  • Утомлённый тяжёлой дорогой Диоген прибыл в процветающие Афины, где и обосновался. Предположительно это произошло между 390 и 385 годами до нашей эры.
  • На городской площади он повстречал Антисфена — основателя школы кинизма — и, впечатлённый мудрыми высказываниями, решил стать его учеником. Антисфен хотел избавиться от неприятного ему юноши и взялся за палку, но упрямство Диогена победило. Он сказал: «Бей, но ты не найдёшь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня и не дать слушать твои речи».
  • Став учеником Антисфена, Диоген не только продолжил идеи кинизма, но и приумножил их, вывел собственные правила жизни и постулаты. Основой этих правил был аскесис — путь лишений и отказа от материальных благ, без которых человек мог прожить. Философ закалял не только дух, но и тело: летом зарывался в горячий песок, а зимой обнимал обледеневшие статуи. Во многом превзойдя наставника на пути самоотречения, Диоген начал укоризненно называть его «трубой, которая не слышит собственного призыва».
  • У Диогена никогда не было собственного дома — он ночевал на улице, в храмах или в банях. Однажды он долго жил во дворе Метроона — святилища Метер — в огромном глиняном сосуде, где обычно хранили вино или продукты — в пифосе, который иногда ошибочно называют бочкой. Когда первый такой сосуд разбился, жители из числа поклонников философа подарили ему новый.
  • Он постоянно провоцировал сограждан: ел на людях, что считалось верхом неприличия, оскорблял жрецов, политиков и ораторов, не признавал над собой никаких авторитетов. По легенде один знатный богач пригласил Диогена в гости, а тот плюнул хозяину дома в лицо. В ответ на возмущения философ сказал, что ему очень хотелось плюнуть, а лицо хозяина было единственным грязным местом.
  • Диоген был непримиримым противником идей Платона и хвалил только «золотой язык» его творений. Он часто срывал публичные выступления Платона и мешал его ученикам, но из перепалок редко выходил победителем. Самая знаменитая победа — в разговоре о «платоновском человеке». Платон сказал, что человек — животное без перьев на двух ногах, на что Диоген ощипал петуха и насмешливо заявил, что это и есть платоновский человек.
«Платон и Диоген». Худ. Маттиа Прети, XVII век

«Платон и Диоген». Худ. Маттиа Прети, XVII век

  • Он ввёл в политику понятие «космополитизм» и называл себя «гражданином мира», отрицал важность государственных границ. Для его современников это была революционная идея: греки остро чувствовали принадлежность к полису — городской общине.
  • Диоген никогда не останавливался в своём стремлении к простоте. Увидев нищего мальчика, который пил воду из ладоней, Диоген выбросил свою единственную чашку, заявив: «Мальчик превзошёл меня простотой привычек». В другой раз он стал свидетелем того, как мальчик налил похлёбку в кусок выеденного хлеба — тогда Диоген избавился и от миски. С тех пор из личных вещей у него остались только посох, плащ и котомка — они стали символами принадлежности к рядам киников.
  • Грубое и вызывающее поведение философа привлекало внимание горожан — они называли его «безумствующим Сократом». Известен случай, когда посреди дня Диоген ходил по Афинам с зажжённым фонарём и сообщал всем, что ищет человека, но не может найти. В другой раз он громко звал людей, а всех пришедших поколотил палкой, заявив, что не звал мерзавцев.
  • Термин «кинизм» происходит от слова «кинос» — собака. Выражая своё презрение к общественным нормам, Диоген часто называл себя собакой — так он представился даже царю Александру Македонскому.
  • Примерно в 366 году от чахотки умер его учитель Антисфен. По легенде перед смертью он воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий?», а когда Диоген протянул ему кинжал, добавил: «От страданий, а не от жизни».
  • После длительного пребывания в Афинах Диоген отправился в странствие по Греции, проповедуя своё учение. Античный историк Лаэртский утверждает, что философ участвовал в битве при Херонее 2 августа 338 года до нашей эры. Во время сражения македонского царя Филиппа II с греками Диоген был пленён. Царь спросил Диогена, чем тот занимается, и он ответил: «Слежу за твоей ненасытностью». Дерзкий ответ так изумил Филиппа, что он отпустил наглеца.
  • Освобождённый Диоген сел на корабль, плывущий в Эгину. Возле Крита на судно напали пираты: весь экипаж и пассажиров убили или взяли в плен. Так Диоген попал на невольничий рынок. Не теряя самообладания, он заявил, что сам купит себе хозяина. Его продали богатому коринфянину Ксениаду. Диоген потребовал, чтобы хозяин слушался его во всём, как слушался бы врача или кормчего, будь они рабами.
  • Ксениад сделал нового раба наставником своих сыновей, а позже переложил на него ряд обязанностей по дому. Диоген обучал хозяйских детей верховой езде, метанию дротиков, истории и литературе. Он передал им знания о том, как жить в скромности, закалять тело и дух. Диоген никогда не тяготился своим положением и считал, что человек может быть свободен даже в рабстве. Благодарные ученики предлагали выкупить его, но он отказался, пояснив своё решение: «Не львам бывать рабами тех, кто их кормит, но тем, кто кормит — рабами львов».
  • Ксениад настолько ценил таланты, мудрость и помощь Диогена, что прославлял его повсюду, называл добрым духом и говорил, что поистине не знает, как отблагодарить небо за такое счастье. Философ быстро завоевал популярность в Коринфе.
  • В окрестностях города Диогену помогли открыть школу — гимнасий Крания, где он мог передать свои знания о жизни. Среди учеников Диогена были люди разных сословий, включая бедняков и рабов. Самые известные из них: Кратет Фиванский, Онесикрит из Астипалеи, Филиск с Эгины, Моним Сиракузский, Метрокл, Гиппархия.
  • Знаменательная встреча Диогена с Александром Македонским случилась по инициативе царя, который был наслышан о чудаке-философе. Он прибыл в Коринф примерно в 336 году до нашей эры, незадолго до похода в Азию. Жители Коринфа провозгласили его своим царём, многие отправились выразить ему почтение, но Диогена среди посетителей не было — он не захотел видеть человека, уничтожившего Фивы. Не дождавшись его визита, Александр Македонский сам отправился на встречу, найдя философа в кипарисовой роще возле Крании. Впечатлённый мудрыми ответами, он заявил: «Проси что хочешь!». Диоген просто сказал: «Уйди, ты заслоняешь мне солнце». Царь восхитился его ответом.
  • Согласно записям Диогена Лаэртского, философ написал 21 сочинение — 14 диалогов и 7 трагедий, в которых поднимал этические проблемы, критиковал институты брака и семьи. Ни одно из сочинений не сохранилось до наших дней.
  • Диоген умер в Коринфе 10 июня 323 года до нашей эры — в один день с Александром Македонским. Это может быть фальсификацией и данью уважения от учеников — породнить таким образом нищего старца-философа и великого завоевателя. Его похоронили у Истмийских ворот, а на могиле установили медную собаку и мраморную плиту с такими строками: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, не пройдёт вовеки, ибо ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указал простейший путь жить».
  • Среди версий о причине смерти — холера из-за съеденного сырым осьминога, намеренная остановка дыхания и собачьи укусы.
Философ Диоген

Философ Диоген

Личная жизнь

Философ отрицал институты семьи и брака так же, как отрицал границы государств, поэтому никогда не был женат. Он считал, что все дети и жёны должны быть общими.

По легендам две самые известные и красивые гетеры — Лаиса из Коринфа и Фрина из Феспии — одаривали его своим вниманием и при этом не брали денег, хотя их общество очень дорого обходилось мужчинам.

Главные идеи и след в истории

Диоген — самый яркий представитель школы киников. Разочарованный ханжеством и лицемерием остальных философских школ, он возглавил сатирическое сопротивление, в пух и прах разбивая любые серьёзные аргументы. Что оппонент мог противопоставить философу, который вдруг залаял как собака, плюнул или начал бесстыдно онанировать? Но в каждом его вызове был не пустой эпатаж или хулиганство, а попытка обличить пустой идеализм, далёкий от настоящей жизни. В обществе лицемеров только бесстыдные люди вроде Диогена, плевавшие на закон и мораль, становились мерилом истины.

«Диоген ищет человека». Худ. Иоганн Тишбейн (около 1780)

«Диоген ищет человека». Худ. Иоганн Тишбейн (около 1780)

Согласно идеям Диогена перед законами природы, как и перед смертью, все равны — и цари, и нищие. Он считал, что любой человек может быть счастлив, если откажется от навязанных обществом иллюзий — и своим грубым поведением пытался эти иллюзии развенчать, сбить людей с толку и заставить задуматься о действительно важных вещах.

Киник искал человека в первую очередь в самом себе — свободного и независимого. Даже царь — раб, если он раб законов и заботы о материальных благах. Диоген доказывал свои взгляды не только словами и бравадой. Его аскетизм — это свод правил, жёсткие тренировки тела и духа, полное самоотречение.

Даже смерть в рабстве лишь подчеркнула идею Диогена о том, что человек свободен, когда над его духом не довлеют обстоятельства. Он считал, что все условности социальной жизни ограничивают человека: границы государств, законы, нормы морали, классовое неравенство, вынуждающее постоянно бороться за место под солнцем. В этой борьбе люди теряли свою природную тягу к самопознанию.

Диоген не отказывался от праздности как таковой — он мог оценить вкус хорошей еды, удобство крыши над головой, веселье праздника — и заявлял, что философу можно всё то же, что и простым людям. Но он никогда не приносил себя в жертву страстей и желаний, не гонялся за благами и презирал поиски славы. Если жизнь приносила ему сытный обед — он вкушал его, если бросала в снег или зной — стойко терпел. Только не делая различий между возвышенным и низменным киник мог сбросить оковы человеческих устоев — с такими взглядами Диоген приумножил идеи школы кинизма, чтобы прославить её в веках. Его современники назвали кинизм кратчайшей дорогой к добродетели.

Данте Алигьери (около 1265-1321 гг.) в «Божественной комедии» поместил Диогена в Лимб — первый круг Ада для добродетельных язычников.

Жизнь и учение Диогена сильно повлияли на немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900 гг.) с его поисками лекарства от пессимизма. Его подражание киникам вылилось в беззастенчивую прямолинейность. Сестра Фридриха Элизабет Фёрстер-Ницше считала, что её брат, как и Диоген, хотел выяснить, насколько малым может обойтись философ.

Диогена упоминал Иоганн фон Гёте (1749-1832 гг.) : в песне «Genialisch treiben» появилась «бочка» философа, а в стихотворении «Наставники» — преподанный царю Македонии урок.

А. П. Чехов (1860-1904 гг.) в повести «Палата № 6» нелестно отзывался о философе, считая, что избранный им путь ведёт в тупик — прямо в палату для душевнобольных.

Учение Диогена стало дерзким ответом на общественный кризис. Полисная демократия всё чаще страдала от тирании диктаторов, увеличивался разрыв между богатыми и бедными, процветало рабство. Он обличал пороки и несовершенства системы и не стеснялся использовать грубые и вульгарные методы — лишь бы заставить людей мыслить шире и сопротивляться разрушительным установкам.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *