ФИО: | Франк Семен Людвигович |
Дата рождения: | 16 (28) января 1877 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Философ, критик, религиозный мыслитель |
Дата смерти: | 10 декабря 1950 г. (73 года) |
Семен Людвигович Франк — российский религиозный философ и мыслитель, психолог, критик, автор философской теории «метафизики единства».
Детство и юность
Семен Людвигович Франк, еврей по национальности, родился 16 (28 по новому стилю) января 1887 г. в Москве. Отец Семена, Людвиг Семенович, врач по образованию, служащий Департамента здравоохранения Министерства внутренних дел, скончался, когда мальчику было 5 лет.
Мать Розалия Моисеевна была дочерью известного купца, одного из основателей московской еврейской общины Моисея Россиянского.
После смерти отца семья жила у деда, где Семен и получил свое первое «ветхозаветное» образование. В 9 лет он стал учеником московской гимназии при Лазаревском институте восточных языков, закончил гимназию уже в Нижнем Новгороде, куда семья перебралась после второго замужества матери. В 1894 г. 17-летний Семен Франк стал студентом юридического факультета Московского университета.
Краткая биография
- 1899 г. Во время учебы в университете Семен стал членом марксистского кружка, за участие в студенческих выступлениях был арестован и выслан в Нижний Новгород. Вскоре выехал за границу для продолжения образования.
- 1900 г. В университетах Мюнхена и Гейдельберга Франк прошел курс политэкономии и философии. В Санкт-Петербурге вышла из печати его первая научная работа «Теория ценности Маркса и её значение», посвященная критике идей материализма и марксизма.
- 1901 г. По окончании срока ссылки Франк вернулся из-за границы, успешно сдал экстерном выпускные экзамены в Казанском университе.
- 1902 г. В изданном Московским психологическим обществом сборнике «Проблемы идеализма» выходит статья Франка «Фр.Ницше и этика любви к дальнему». По более поздним признаниям автора, именно благодаря знакомству с идеями немецкого философа он сумел окончательно отказаться от юношеских марксистско-народнических взглядов и стать «философом-метафизиком».
- 1903 г. В швейцарском городе Шаффхаузен Семен Франк участвует в учредительном съезде движения «Союз освобождения», поставившего задачей организации достижение политических свобод легальными средствами.
- 1905 г. Франк принимает участие в 1-м (учредительном) съезде Конституционно-демократической партии. В конце года перебирается в Петербург, работает в журнале «Полярная звезда». «Петербургский период» жизни Франка, отмеченный активной педагогической и академической работой, продлится вплоть до 1917 г.
- 1906 г. Семен Людвигович отдаляется от политической деятельности, осознав, по его словам, «свою полную непригодность и нерасположенность к этой области». Преподавательскую работу начинает курсом «социальной психологии» на Высших вечерних курсах при гимназии Стоюниной, к списку учебных заведений вскоре добавляются Бестужевские и «Раевские» женские курсы, высшие курсы Лесгафта, Психоневрологический институт.
- 1912 г. 35-летний Франк, уже признанный ученый, принял крещение православной церкви. Внутренним мотивом этого шага для него стала глубокая вера и убеждение, что христианство является высшим выражением ветхозаветной религии. Вместе с тем принятие православия открыло для него возможность работы в государственных учреждениях, вскоре Франк был принят приват-доцентом Петербургского университета.
- 1913-1917 гг. Франк продолжает работу в университете. На два направляется для научной работы в Германию, там создает один из своих главных трудов «Объект познания», ставший впоследствии основой для разработанных им теорий философской психологии, социальной философии и этики, религиозной философии и антропологии. Концепция работы стала также темой защищенной в 1916 г. магистерской диссертации. Спустя год выходит книга «Душа человека», готовится к защите докторская диссертация, но завершить эту работу не дает начавшаяся в стране революция.
- 1917-1921 гг. Семья Франка перебирается в Саратов, на родину жены. Семен Людвигович получает звание профессора Саратовского университета, должность декана историко-филилогического факультета, заведующего кафедрой философии. Его курс включает лекции по психологии и социальной философии, семинарии по древней и новой философии. В 1918 г. для сборника «Из глубины» написана статья «De profundis» (перевод с латыни «из глубин» — начало псалма, читаемого как отходная молитва над умирающим). Посвященный судьбам России и революции сборник был сразу же после публикации запрещен властью.
- 1921 г. Из-за материальных проблем Франк переезжает в Москву, работает профессором Московского университета, становится одним из основателей «Вольной Академии духовной культуры». Устав Академии определял ее целью «охранение и развитие духовной культуры в России», предусматривал проведение лекций, семинаров и диспутов, открытие библиотек, издание книг, сам Франк вел курс лекций «Введение в философию».
- 1922 г. Решением Наркомпроса существование Академии духовной культуры было признано «безусловно нежелательным». К этому времени дела С.Л. Франка и многих других членов общества уже рассматривались НКВД в рамках борьбы с инакомыслием. 29 сентября около 70 представителей оппозиционной интеллигенции, включая Семена Людвиговича и членов его семьи, были высланы пароходом из Петрограда в Германию. Все высланные дали подписку о невозвращении в РСФСР под угрозой смертной казни.
- 1932-1938 гг. Эти годы Семен Людвигович провел в Германии. Работал в Религиозно-философской академии, продолжившей дело московской Академии духовной культуры, преподавал для русских эмигрантов в Русском научном институте, три года был лектором Берлинского университета. В 1930 г. была написана одна из наиболее значимых его работ по социальной философии «Духовные основы общества», в которой впервые прозвучал термин «всеединство». После прихода к власти нацистов еврейское происхождение Франка сначала осложнило его жизнь и работу, а позже сделало пребывание в стране опасным и невозможным.
- 1938-1945 гг. Спасаясь от нацистского преследования, Франк с женой мигрировали во Францию. Здесь Семен Людвигович смог закончить начатую в Германии работу над книгой «Непостижимое», представившей целостную систему христианской философии. Первоначально книга была написана на немецком языке, но по политическим мотивам была переведена автором на русский и издана в Париже в 1939 г. Разгар мировой войны супруги Франк пережили в маленькой деревне на юге Франции, но и там им иногда приходилось прятаться от гестаповских облав.
- 1945-1949 г. Последние годы жизни Франк провел в Англии, куда еще до войны перебрались его дети. Здесь был написан его последний значительный труд «Реальность и человек», изданный в Париже лишь спустя десять лет.
- 1950 г. Еще в середине 30-х годов Семен Людвигович перенес сердечный приступ, на здоровье отразились и военные годы. 10 декабря, через четыре месяца после вынесения диагноза о злокачественной опухоли легкого, Семен Людвигович Франк скончался в возрасте 63 лет.
Семья и личная жизнь
Со своей будущей женой Татьяной Сергеевной, урожденной Барцевой, Франк познакомился во время работы преподавателем петербургской гимназии, брак между ними был заключен в 1908 г. По законам того времени для бракосочетания с евреем православной Татьяне пришлось перейти в лютеранство. Дальнейший жизненный путь супруги прошли вместе до конца, Татьяна Сергеевна пережила мужа на 34 года и умерла в 1984 г.
У Франков родилось четверо детей — Виктор (1909 г.), Алексей (1910 г.), Наталья (1912 г.), Василий (1920 г.).
Виктор Семенович стал журналистом, работал на радиостанциях ВВС и «Свобода». Алексей в юности успел доставить родителям немало хлопот, но провел с ними весь период французской оккупации, после освобождения Франции вступил в американскую армию и был тяжело ранен. Дочь Наталья, в доме которой Франк провел пять последних лет жизни, была преподавателем русского языка Лондонского университета. Младший сын Василий также выбрал профессию журналиста, работал редактором радиостанции «Свобода».
Заключение
В российской науке имя Семена Людвиговича Франка стоит в одном ряду с фигурами таких философов, как Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Николай Бердяев, Владимир Вернадский. По мнению многих исследователей, именно он достоин звания самого великого российского философа, не менее значим и его международный авторитет.
Основной теоретической проблемой, исследованию которой ученый посвятил многолетнюю деятельность, стало познание личности и смысла жизни, философско-религиозное обоснование взглядов на мир и общественный уклад. Основные умозаключения и выводы мыслителя сконцентрированы в трех основных работах, представляющих взаимосвязанную философскую трилогии: «Предмет познания», «Духовные основы общества» и «Душа человека».