Полное имя: | Рейнгольд Морицевич Глиэр |
Дата рождения: | 30 декабря 1874 (11 января 1875) г. |
Место рождения: | Киев, Украина |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Композитор, педагог, дирижер |
Дата смерти: | 23 июня 1956 г. (81 год) |
Маэстро Глиэре — так называли композитора многочисленные ученики. Это он, Рейнгольд Глиэр, стал связующим звеном между русской классикой и «подлинно пролетарской музыкой», выступавшей в качестве агитационного средства.
Гениальный композитор сумел запечатлеть многие свершения той эпохи, не обесценив их вульгарно-социологическим подходом к искусству. Музыкант воспевал Родину, дружбу народов, необъятность просторов и революцию.
Детство и юность
Рейнгольд Эрнест Глиэр появился на свет 11 января 1875 в Киеве. Отец мальчика — Мориц Глиэр держал музыкальную мастерскую, делал на заказ духовые инструменты. Мать — Жозефина Корчак — происходила из богатого шляхетского рода. Женщина была умна и образована, много времени уделяла воспитанию детей, которых в семье, помимо Рейнгольда было еще трое — дочь Цецилия и сыновья Карл и Мориц.
Мальчик с детства интересовался музыкой, пробовал писать небольшие произведения, но отец был против увлечения. Мастерская разрасталась, дело было доходное и требовались помощники. Однако, несмотря на все запреты, будущий композитор упорно шел к цели. В 10 лет он сам нашел преподавателя музыки и стал за мизерную плату брать уроки.
Позже Рейнгольд настоял на своем и в 1891 году родители, скрепя сердце, разрешили ему поступить в Киевское музыкальное училище в класс скрипки. А дальше произошло чудо. В 1892 году юноша мистическим образом встретился с Чайковским. Это предопределило будущую судьбу Глиэра — он решил стать композитором.
Краткая биография — годы творчества
В 1984 году Рейнгольд, вопреки протестам родственников, подал документы в Московскую консерваторию и стал студентом. Начался долгий путь к славе.
- 1900–1901 годы. Глиэр закончил консерваторию и по приглашению сестер Гнесиных начал преподавать часть дисциплин в их школе. Одновременно с педагогической деятельностью музыкант сел писать ораторию «Земля и небо», которую исполнил на концерте Московского отделения ИРМО.
- 1902–1903 годы. Рейнгольд Глиэр давал частные уроки. Среди его учеников был С. С. Прокофьев.
- 1905–1908 годы. Зимой композитор отправился в Германию. Его привлекла мысль научиться дирижированию у Оскара Фрида. Помимо обучения, Глиэр много работал, сочинял пьесы для школы Гнесиных. Произведения молодого композитора пользовались огромной популярностью не только в России и Германии, но и в Америке.
- 1909–1910 годы. Вернувшись в Россию, Рейнгольд Глиэр начал выступать с собственными произведениями как дирижер. Летом 1909 года он дебютировал в Киеве, через полгода исполнил свои произведения на собрании ИРМО. Его романсы вошли в репертуар многих известных певцов, музыкальное издательство П. И. Юргенсона издавало все, что выходило из-под пера композитора.
- 1912 год. Премьера балета «Хризис». Постановка не удалась и, несмотря на роскошные декорации, больше не возобновлялась. Написана симфония «Илья Муромец», за которую Глиэр получил премию имени М. И. Глинки.
- 1913–1920 годы. Годы успеха. Рейнгольд Глиэр стал профессором и директором музыкальной академии Украины. Его службу там прервала Вторая мировая война. Создал масштабную симфоническую картину «Тризна», подготовил к постановке балет «Запорожцы».
- 1921–1922 годы. После русской революции Глиэр приобрел высокий статус в советском музыкальном мире благодаря своему интересу к национальным стилям. Он организовывал рабочие концерты и руководил комитетами Московского Союза композиторов и Союза советских композиторов.
- 1923 год. По приглашению правительства Азербайджана Рейнгольд Глиэр посетил Баку. Результатом поездки стало симфоническое произведение «Шахсенем», поставленное в 1927 году.
- 1924 год. К открытию II конгресса Коминтерна правительство готовило массовое зрелище. В культурную программу вошли и произведения Глиэра — «На праздник Коминтерна» и «Марш Красной Армии».
- 1926–1927 годы. Всегда понимавший запросы народа, Глиэр решил создать произведение, созвучное веяниям новой эпохи. Так появился балет «Красный цветок». Он имел огромный успех и принес Рейнгольду Морицевичу всенародную славу.
- 1930–1948 годы. Глиэр стал политическим деятелем, занимал пост председателя организационного комитета Союза советских композиторов с 1938 по 1948 год. Его традиционная, совершенно русская музыка очень нравилась Сталину. Маэстро получил в те годы множество почестей, в том числе звание народного артиста Советского Союза (1938), Узбекской (1937) и Азербайджанской ССР (1934), две сталинские премии.
- 1949–1950 годы. Постановка балета «Медный всадник» в Большом театре, третья сталинская премия и орден Ленина.
- 1951 год. По заказу Большого театра Рейнгольд Глиэр написал балет «Тарас Бульба». Сюиты из музыки балета были много раз исполнены на сцене, но сама постановка так и не состоялась.
- 1953 год. Создано эпическое сочинение для вокала «Слава Советской Армии» с элементами походной и строевой песни. Это сделало произведение более близким и понятным советскому народу.
- 1956 год. Состоялся последний концерт Рейнгольда Морицевича Глиэра для скрипки с оркестром. Обработкой занимался ученик композитора — Б. Н. Лятошинский.
- Маэстро Глиэре скончался 23 июня 1956 года от кровоизлияния в мозг. Ему был 81 год. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Женой Рейнгольда Морицевича стала его ученица Мария Ренквист. Любовь между молодыми людьми началась с легкой переписки, которая вылилась в серьезное чувство. Они обвенчались в 1904 году. Невесте было 23 года, жениху только исполнилось 26 лет. Вместе супруги прожили 55 лет.
В браке родилось пятеро детей — близнецы Нина и Лия (1905), Валентина и Леонид (1913), сын Роман (1907).
Никто из потомков Глиэра не пошел по его стопам. Сын Роман работал на радио, Лия стала учителем танцев, Нина помогала Рейнгольду Морицевичу в общественной работе. Внучка Сэнта была гидом-переводчиком и хранителем музея-квартиры, ее сын и правнук Кирилл Новосельцев — доктор экономических наук.
Итоги
Объем сочинений Р. М. Глиэра огромен. Кроме трех симфоний, четырехструнных квартетов, двух полных опер, двух балетов и двух концертов, он написал сотни песен, фортепианных произведений и камерных пьес. Маэстро преподавал Сергею Прокофьеву, Араму Хачатуряну и Александру Мосолову, основоположникам «советского реализма».
Считается, что Рейнгольд Морицевич, наряду со своим более известным предшественником Чайковским, сыграл важную роль в развитии русского балета, однако сегодня за пределами России его музыка почти не звучит. Несмотря на это, Маэстро навсегда останется в памяти людей. Его имя носят улицы, институты, училища и музыкальные школы. Р. М. Глиэра помнят и чтят.