Александр Львович Гурилев — биография композитора


Гурилев Александр Львович

ФИО: Гурилев Александр Львович
Дата рождения: 22 августа (3 сентября) 1803 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Композитор, музыкант, пианист, альтист, скрипач
Дата смерти: 30 августа (11 сентября) 1858 г. (55 лет)

Детство и юность

Александр Львович Гурилёв, талантливый композитор, исполнитель и педагог, появился на свет 22 августа (3 сентября по новому стилю) 1803 года в Москве.

О его матери ничего не известно. Отец, Лев Степанович Гурилёв (1770-1844), был учеником Джузеппе Сарти, композитором и дирижёром, автором произведений для фортепиано и духовной музыки. И в то же время – крепостным музыкантом, который руководил домашним оркестром в подмосковном поместье своего барина, графа В. Г. Орлова.

Когда Саше пошёл седьмой год, отец стал учить его игре на инструментах. Талант мальчика проявился довольно рано, но ребёнку из крепостных получить полноценное музыкальное образование было невозможно. С ранних лет Александр играл в оркестре отца на скрипке и альте. Его слушателями были не только именитые гости графа, но и профессиональные музыканты, которые отмечали виртуозную технику мальчика.

Позже Александр начал заниматься с преподавателями семьи Орловых – пианистом Джоном Филдом и педагогом по истории музыки Иосифом Геништом. Помимо этого, юный музыкант увлёкся сочинительством собственных танцевальных мелодий, песен и романсов. Крепостной оркестр нередко исполнял пьесы молодого композитора.

Бесправное положение крепостного и суровые годы юности повлияли на характер Гурилёва и стилистику его музыкальных произведений.

Годы творчества

Переезд в Москву

В 1831 году, после смерти старшего графа Орлова, Гурилёвы получили вольную. Александру тогда уже исполнилось 28 лет. Этот момент стал точкой отсчёта его творческой карьеры:

  • Отец и сын перебрались в Москву и приписались к обществу Московской ремесленной управы. Лишившись материальной поддержки от своих бывших господ, Александр Гурилёв много трудился. Он брался за любую работу, которую мог выполнить.
  • Известный ценитель музыкального искусства князь Н. Б. Голицин, в оркестре которого Гурилёв иногда играл в детстве, взял молодого исполнителя в свой домашний квартет.
  • Александр Львович начал активную композиторскую деятельность, участвовал в концертах, имел обширную педагогическую практику.
  • Гурилёв вошёл в круг московской интеллигенции. Он активно общался с писателями и художниками, сочинял романсы на стихи Кольцова, Грекова, Макарова. Его музыкальные произведения стали популярными, а некоторые даже публиковались в музыкальных журналах.
Композитор Александр Гурилев

Композитор Александр Гурилев

Вокальная лирика

В творчестве Александра Львовича главная роль, без сомнения, принадлежит вокальным произведениям. Его знаменитые романсы пронизаны сентиментальной лирикой и романтическим настроением. В них чувствуется сильное влияние русских песенных традиций.

Александр Львович был увлечённым человеком и оставил потомкам богатое музыкальное наследие:

  • Сколько всего вокальных сочинений создал композитор, неизвестно. Считается, что около 200. Из них при жизни музыканта было опубликовано девяносто авторских работ и альманах «Избранные народные песни» (1849 год), который и поныне считают сокровищем музыкальной русской фольклористики. В него вошли сорок семь произведений.
  • Многие песни его авторства стали считаться народными. В первую очередь, это были душевные сентиментальные романсы и песни, написанные в лёгком напевном стиле. Люди поют их до сих пор, иногда забывая фрагменты и добавляя что-то своё, и передают из поколения в поколение. Особенной любовью пользовались песни, «Матушка-голубушка», «Сарафанчик», «Вьётся ласточка», «Колокольчик».
  • Кроме народных песен, популярных в то время среди городских разночинцев, на вокальный стиль Александра Львовича оказало сильное влияние творчество его современника, композитора А.Е. Варламова. Этих двух талантливых людей при жизни связывала искренняя дружба. В историю же русской музыки они оба вошли как основатели стиля бытового русского романса.
  • С элегическими настроениями большинства романсов Гурилёва контрастируют весёлые, жизнерадостные хоровые песни и разудалые плясовые с акцентированным ритмом и резкими гитарными аккордами – такие, как «Пригорюнюсь ли я» и «Песня ямщика». Экспрессия в цыганском стиле была очень популярна в то время.
  • Вокальные произведения Гурилёва, как правило, отличаются меланхоличной созерцательностью, отчаянным стремлением к счастью, а иногда и безысходной грустью. Такие настроения были понятны и близки многим людям в обществе 30-40-х годов девятнадцатого столетия. В литературе этот настрой талантливо отразил М. Ю. Лермонтов. Вполне понятно, почему Александр Львович обратил внимание на стихи поэта и переложил их на музыку, создав романсы, которые исполняются и сейчас, два века спустя: «В минуту жизни трудную», «И скучно, и грустно», «Оправдание». Характерно, что эти произведения обладают более патетичным, речитативным стилем и напоминают драматичные и одновременно лирические монологи.
  • После смерти своего друга и единомышленника А.Е. Варламова, Александр Львович издал в 1851 году альманах, который так и назвал: «Музыкальный сборник памяти А.Е. Варламова». Кроме народных песен в обработке автора, туда вошли и его собственные сочинения.
  • В 1852 году Гурилёв переложил на музыку стихотворение Н. Ф. Щербины «После битвы». Этот романс стал очень популярным в годы начавшейся в скором времени Крымской войны 1853-1856 гг., особенно на флоте. Как и многие другие сочинения Гурилёва, он «ушёл в народ» и со временем превратился в известную матросскую песню «Раскинулось море широко», которая в различных вариациях исполняется до сих пор.
  • Романс Гурилёва на стихи А. С. Пушкина «К фонтану Бахчисарайского дворца» был включён в музыку к балету «Бахчисарайкий фонтан».

Фортепианные произведения

Фортепианное творчество Александра Львовича включало два направления:

  1. Небольшие салонные пьесы для домашнего музицирования и камерных вечеринок. Это несложные танцевальные миниатюры в жанре популярных в то время танцев – мазурки, вальса, польки и других.
  2. Вариации по мотивам русских песен и произведений других композиторов. Самыми известными стали музыкальные фантазии на темы романса А. Е. Варламова «На заре ты её не буди» и концертная фантазия по мотивам оперы «Лукреция Борджиа» Д. Доницетти. Всего автором создано около 30 циклов вариаций. Эти музыкальные миниатюры сочетают в себе богатое разнообразие фортепианных пассажей и лирическую напевность.

Болезнь и смерть

Несмотря на то, что имя Александра Гурилёва было широко известно российским любителям музыки, его финансовое положение оставалось плачевным, а судьба – трагичной:

  • Основной заработок композитору приносили частные уроки. Он подрабатывал даже нотной корректурой. Гурилёв буквально боролся за выживание.
  • Тяжёлые финансовые обстоятельства довели композитора до нервного истощения и срывов.
  • В последние годы жизни Александр Львович был парализован и страдал от тяжёлого психического заболевания. Болезнь приковала его к больничной койке почти на 10 лет. Композитор скончался в Москве 30 августа (11 сентября) 1858 года. Никого из близких людей рядом не было. Лишь спустя несколько дней газеты выпустили о нём памятный некролог.
Александр Львович Гурилев

Александр Львович Гурилев

Личная жизнь

Семьёй и детьми Александр Львович так и не обзавёлся. Его скромных заработков едва хватало на собственное обеспечение. Он ютился в маленькой квартирке на Неглинной улице, 18. Круг общения композитора составляли его друзья – коллеги по миру искусства.

Вклад в историю музыки

Александр Гурилёв прожил недолгую, трудную, но яркую жизнь. Он прозябал в бедности, но оставил после себя богатое музыкальное наследие. Немногим сейчас знакомо его имя, но большинство знают и любят его песни. Спустя столетия романсы Гурилёва стали национальным достоянием, жемчужиной русской культуры.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *