Максим Созонтович Березовский — краткая биография


Березовский Максим Созонтович

ФИО: Березовский Максим Созонтович
Дата рождения: 27.10.1745
Место рождения: Глухов, Украина
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Композитор
Дата смерти: 24.03.1777 (31 год)

Семья и образование: детство и юность

Максим Созонтович родился 17 октября 1745 года в Сумской области (которая в то время принадлежала Российской империи, а ныне является частью Украины). Известно только, что его отец был небогатым шляхтичем, а о матери совсем нет сведений. Точное место рождения Максима и получения им начального образования неизвестны. По предположениям музыковедов, он посещал Певческую школу Даниила Апостола и Киевскую духовную академию. Личность Максима Созонтовича, как и его ранняя смерть, окутана многими тайнами.

Краткая биография

  1. 1758 год: 13-летний Максим был послан в Петербург как обладатель великолепного голоса, подающий надежды оперный певец и скрипач.
  2. Осень 1758 года: юноша поступает певцом в петербургскую капеллу — с этого же времени начинаются упоминания фамилии Березовского как оперного певца. На этой должности он проработал 11 лет.
  3. 1762 год: формальная перестановка, связанная с дворцовым переворотом — певцов из труппы Петра III переводят в итальянскую труппу. В ней Березовский знакомится с будущей супругой.
  4. 1763 год: когда Максиму Созонтовичу минуло 18 лет, он женился на своей коллеге по театральным постановкам — балерине из придворного театра. Оба участвовали в исполнении итальянской оперной музыки в Ораниенбауме, в котором на тот момент была собственная театральная школа. Отец супруги Максима Созонтовича также был деятелем искусства — валторнистом в придворном оркестре.
  5. 1760-е годы: Березовский сочиняет церковные концерты и песни. Хоровым концертам по его замыслу не требовалось оркестровое сопровождение (a cappella) — это роднило их с традиционной для России культовой музыкой, где в храмах также не используются музыкальные инструменты. Такого же рода концерты создавал Д. Бортнянский, прославившийся как основоположник данного жанра. Несмотря на то, что Бортнянскому в плане признания его творчества повезло несравнимо больше, музыку начинающего композитора Березовского также не критиковали — более того, хвалили за мелодичность и сравнивали с итальянской кантиленой. В это же время Максим Созонтович начинает писать хоровые кантаты.
  6. Начало-середина 1760-х годов: композитор создает свои самые известные произведения, в частности, концерт «Не отвержи мене». Точные годы написания, как и в случае со многими другими его произведениями, неизвестны. Некоторые музыковеды считают, что этот концерт написан 15-летним автором в 1760 году, но истину узнать, видимо, не удастся, поскольку большинство его произведений расходилось по принципу самиздата в виде рукописей (и пользовалось заслуженной популярностью).
  7. 1765 год (по некоторым данным, 1769): Максим Созонтович направляется учиться в Болонской филармонической академии. Это было бесплатно и по инициативе правительства, поощрявшего талантливых деятелей искусства. Он проучился 2 года под руководством самого падре Мартини — музыковеда, клавесиниста, певца и скрипача, имевшего огромное влияние в музыкальном мире. У него же всего годом (по некоторым источникам — днем) раньше выпустился В.А. Моцарт. Чтобы получить звание академика, каждый из учащихся должен был продемонстрировать блестящую учебу, сдать экзамены и представить собственное произведение.
  8. 1765-1774 годы: 9-летнее пребывание в Италии. Известно, что композитор скучал по родине, а приехав домой, с грустью узнал, насколько уровень музыкального развития отличается от ставшего привычным.
  9. 1771 год: Березовский создает многоголосное сочинение, требовавшееся для выпускного экзамена — многоголосный хоровой антифон — эти ноты до сих пор хранятся в академическом архиве. Поскольку творческий путь Максима Созонтовича начинался с пения, вполне закономерно было то, что он выпустился как капельмейстер.
  10. 1771-1773 годы: композитор принял решение остаться ненадолго в Италии. В частности, известно, что он побывал в Венеции и Пизе. В это время им были написаны симфония и 3 клавирных сонаты (ноты найдены итальянскими архивистами, а судьба кантаты и концерта, которые также упоминаются в источниках, до сих пор неизвестна).
  11. 1773 год: Березовский создает свою первую и единственную оперу «Демофонт» на античный сюжет, с успехом исполненную в Ливорно. По стилю произведение в полной мере соответствовало классическим канонам и мало отличалось от опер тогдашних итальянских авторов. Можно сказать, что этой оперой композитор подвел черту своему итальянскому периоду — сразу после этого он решил вернуться на родину.
  12. Осень 1773 года: Максим Созонтович возвращается в Петербург. В этом же году — по прибытии — его назначают штатным сотрудником императорских театров.
  13. 1774 год: Березовский принимает должность капельмейстера придворной капеллы. Таким образом, расхожая спекуляция, связанная с тем, что композитор не получил признания у себя на родине после получения блестящего зарубежного образования, не имеет оснований. Есть историческое свидетельство о том, что он рассчитывал на должность преподавателя музыкальной академии, которая планировалась небезызвестным Г. Потемкиным (и, возможно, поэтому и осталась в проектах). Композитора весьма уязвил этот факт — но это не значит, что Березовского притесняли лично, просто на тот момент в России не было подходящих для его звания музыкальных образовательных заведений.
  14. 1777 год: Максим Созонтович заболевает невыясненным инфекционным недугом, приводящим к горячке, которая осложняется неврологическими последствиями. Современники свидетельствовали, что композитору была свойственна в последние годы депрессия, которая и привела к печальному безвременному концу. В частности, эту версию выдвинул митрополит Евгений — историк и библиограф, лично знавший приближенных к композитору.
  15. Апрель 1777 года: в возрасте 31 года композитор покончил с собой по невыясненным причинам. Эта версия оспаривается некоторыми современными музыковедами, считающими, что смерть наступила вследствие болезни. Несмотря на работу в капелле и театре, Березовский последние годы жил в нищете и один — поэтому не исключается вариант душевного расстройства, приведшего к самоубийству. Известно, что в его адрес плелись многочисленные интриги со стороны коллег, на которые он болезненно реагировал, и то, что композитор считал себя недооцененным.

Задумчивый Максим Березовский

Личная жизнь композитора

Как и творческая жизнь Максима Созонтовича, личная жизнь также окутана многими тайнами. Достоверно известно, что в 1763 году он женился на балерине кордебалета Францине Юбершер, с которой вместе выступал как оперный певец. Тем не менее, в 1765 году он отбыл в Италию на долгие 9 лет — без нее. Что с ней стало, биографам неизвестно, как танцовщица она не прославилась. После кончины Березовского его деньги были выданы одному из певчих — а не вдове — что свидетельствует о том, что в браке на тот момент они не находились.

Существует романтическая история о знакомстве Максима Созонтовича с княжной Таракановой и его несчастной любви к ней, но, опять же, достоверных исторических сведений об этом нет. Известно лишь, что они были знакомы.

Княжна Тараканова

Княжна Тараканова

Влияние на музыкальную культуру

Если бы не короткая жизнь (по мнению некоторых современников, на трагический конец повлияла вредная привычка), Максим Созонтович Березовский мог бы создать еще много великолепных духовных произведений. Его музыка, вопреки убеждению самого автора, была широко востребована, и даже сама императрица всячески ратовала за сохранение традиций русской духовной музыки.

Композитор Максим Березовский

Соединяя в своем творчестве классические итальянские каноны с русским церковным пением, композитор оставил после себя немногочисленное, но прекрасное наследие. Отличительные черты его музыки — соединение богослужебных текстов, русского канта, гимнического распева и в некотором роде даже народной песни. Полифоническая строгость письма и великолепное владение многоголосным письмом напоминает авторов барокко. Музыка, созданная Березовским, повлияла впоследствии на творчество таких известных композиторов, как А. Гречанинов и С. Рахманинов.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *