Михаил Врубель — краткая биография


Врубель Михаил Александрович

ФИО: Врубель Михаил Александрович
Дата рождения: 5 (17) марта 1856 г.
Место рождения: Омск
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Художник
Дата смерти: 1 (14) апреля 1910 г. (54 года)

Детство, ранние годы М.А. Врубеля

Врубелю Михаилу Александровичу довелось родиться в северной российской провинции – городе Омске. 17 марта 1856 года будущий художник появился на свет в семье военного офицера Александра Михайловича, участника войн на Кавказе и в Крыму. Мать Анна Басаргина была дочерью астраханского губернатора.

Родители художника

Родители художника

За год до Михаила она родила дочь Анну. После появилось ещё двое детей, которые рано умерли. Безвременно из-за чахотки ушла из жизни и сама мать семейства. Михаилу тогда было 3 года. Он был слаб здоровьем, поздно научился ходить. Отец по службе перемещался в Астрахань, Харьков, Саратов, с ним следовали и его дети.

В 1863 году у них появилась мачеха: отец женился на Елизавете Вессель. Это была образованная женщина, окончившая консерваторию. Она посвятила себя приёмным детям. Благодаря её заботам, специальным диетам, режиму Михаил физически окреп. Отец к этому времени стал подполковником и командовал саратовским военным гарнизоном.

Семья Врубелей (1863). Елизавета Вессель слева

Семья Врубелей (1863). Елизавета Вессель слева

К 10-и годам в Михаиле проявились способности к рисованию, музыке, интерес к театру. Видя его одарённость, отец нанял учителя для обучения сына живописи на дому. В это время состоялась первая встреча художника с подлинным искусством – фресками «Страшный суд» Микеланджело. Это была копия, но и она ошеломила мальчика. Он даже по памяти воспроизвёл её со всеми деталями.

Этапы жизненного и творческого пути художника

Гимназия, университет, Академия художеств

С 1867 по 1870 годы Михаил учился в столичной гимназии № 5, так как семья переехала в Петербург. Отец был направлен на учёбу в Военно-юридическую академию. По окончании он получил назначение в Одесский гарнизон на должность судьи.

С сестрой Анной во время обучения в Гимназии

С сестрой Анной во время обучения в Гимназии

В годы 1870-1874 юноша продолжил обучение в одесской гимназии имени Ришелье и окончил её с золотой медалью. В гимназические годы его больше увлекали языки, литература, история, театр. Опыты в живописи занимали меньшую часть его досуга.

В 1874 году Михаил поступил в Петербургский университет изучать юриспруденцию. Очевидно, выбранный факультет не соответствовал внутренним интересам молодого человека. На втором курсе ему пришлось учиться дважды. В результате он окончил в 1880 году университетский курс лишь в звании действительного студента.

Не стремясь постичь право, Врубель при этом увлёкся философией, а в живописи – литературной иллюстрацией. После университета нашёл источник заработка в репетиторстве. Решительный поворот к живописи зрел исподволь. Это было посещение бесплатных вечерних классов в Академии художеств, знакомство с её учениками.

С осени 1880 года Михаил, ускоренно отбыв воинскую повинность, стал вольнослушателем Петербургской академии художеств в мастерской профессора П.П. Чистякова. За академическую выучку, владение формой и способность мыслить независимо он всегда был благодарен своему учителю.

Официального документа об окончании академии Врубель не получил, очевидно, из-за невыполненных формальных работ. Талант же его был общепризнан и преподавателями, и соучениками, из которых В. Серов стал ему другом. Одна из работ молодого художника получила вторую серебряную медаль академии («Обучение Марии с Иосифом»).

Врубель, Дервиз и Серов (1883)

Врубель, Дервиз и Серов (1883)

Занятия практикой и изучением церковной живописи

1884-1885 годы знаменовали начало важного этапа на пути к мастерству. Врубеля, как ученика П. Чистякова, пригласили поработать в Киеве на восстановлении церкви Св. Кирилла (12-й век) и фресок знаменитого собора. Руководил работами профессор А.В. Прахов. Это предложение было интересным и обещало заработок.

В течение 5 лет художник участвовал в реставрационных работах. В Софийском соборе он воссоздал фигуру ангела в куполе. В Кирилловской церкви сделал роспись стен, написал иконы для иконостаса, прорисовал 150 фигур для отделки. Объём выполненной работы огромен. В 1887 году были созданы эскизы для росписи Владимирского собора, но комиссия их отклонила.

Для изучения византийских канонов церковной живописи Врубель был отправлен в Италию. Полгода, проведённые там (ноябрь 1884 – апрель 1885 годов), много значили в эволюции художника. Его интересовали средневековые мозаики и витражи церквей раннего Возрождения в Венеции на острове Торчелло.

Они обогатили палитру и насытили колорит работ Михаила Врубеля. Это отразилось в трёх иконах, написанных в Венеции для Кирилловского храма, изображающих Св. Кирилла, Св. Афанасия и Христа Спасителя.

Тема Демона и жизненный кризис

Из Италии художник возвратился в Киев, в начале лета 1885 года уехал по приглашению в Одессу. Тогда он впервые заговорил об образе Демона со своим приятелем художником

В. Серовым. В душевном состоянии чувствовались надлом и безысходность. В личной жизни ещё до поездки в Италию образовался треугольник.

Он был необычен тем, что двумя его вершинами являлись супруги Праховы. Они оба побаивались экзальтированного выражения чувств Михаила. Художник показывал на груди шрамы от ножа. Серову объяснил, что резал себя из-за безответной любви к жене А. Прахова. Это было началом душевного разлада и болезни.

Раздвоение в жизни было явным: роспись божьих храмов сочеталась с обращением к безбожному образу Демона. Это не могло породить гармонию ни в произведениях, ни в душе, ни в обыденности. К Михаилу в Киев приехал в это время его отец. Он был очень удручён увиденным беспорядком: запущенный быт, неряшливый вид опустившегося, пьющего сына. Показанная им картина «Демон» вызвала у отца отвращение. Михаил тут же уничтожил её.

Друзья старались помочь Врубелю, обеспечить его работой. Ему давали расписывать орнаменты во Владимирском соборе. Он преподавал рисование в художественной школе. Вся работа была временной, без заключения договора. Его считали ненадёжным человеком. Лишь одна картина этого периода – «Девочка на фоне персидского ковра» (1886 г.), была завершена. Для выхода из этого состояния нужно было сменить обстановку.

«Девочка на фоне персидского ковра»

«Девочка на фоне персидского ковра»

Переезд в Москву. Образ Демона находит воплощение

В Москву Врубель переехал экспромтом, увлечённый цирковой наездницей. Поселился в мастерской художника Коровина. Тот познакомил приятеля с промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, пригласившим жить в его доме. Они подружились. Но «богохульство» Михаила привело к конфликту с хозяйкой. Пришлось искать съёмную квартиру.

Тема Демона и здесь настигла художника. Это было связано с юбилейным изданием двухтомника Лермонтова с иллюстрациями лучших художников. Среди 18 имён имя Врубеля было самым неизвестным. Представленные им иллюстрации к поэме «Демон» были сделаны в технике графики. Чёрно-белое изображение в издании 1891 года не понравилось публике, а спустя 100 лет его будут считать вершиной мастерства живописца.

В 1890 году был написан и «Демон сидящий» – большая картина, не имеющая связи с литературным источником. Эта работа многоцветна, что выражает тоску падшего ангела по жизни.

«Демон сидящий»

«Демон сидящий»

Новые увлечения: керамика, пейзажи по фотографии

Повод приехать в июле 1890 года к Савве Мамонтову в подмосковное Абрамцево был печальный. Супруги хоронили 22-летнего сына Андрея. Прибыв разделить их горе, Михаил Врубель остался в их имении надолго. В абрамцевских мастерских он увлёкся керамикой. Печные изразцы, майолика, мозаика, витражи – всё оказалось подвластно его таланту.

Михаил Александрович наконец перестал нуждаться. У него появились заказчики, ценители. Чувство стиля и времени сделало его незаменимым участником в решении вопросов создания театральных декораций, костюмов, скульптурных украшений, архитектурных проектов.

М. Врубель проявил себя экспериментатором с пластическими материалами. Все свои фантазии он реализовывал, на ходу обучаясь гончарному ремеслу. При его личном участии в мастерских Абрамцева возрождалось искусство майолики и начинался русский модерн.

В 1891 году художник стал консультантом Мамонтова, который вместе с супругой отправился в Италию. Эта поездка преследовала интересы гончарного дела. Оставшись на зиму в Риме, Врубель брался выполнить театральный заказ Саввы Ивановича – декорации к одному спектаклю и дизайн занавеса. Позже он создавал и эскизы театральных костюмов.

Главной же идеей, которая пришла к нему в Италии, было создание пейзажей по фотографиям. Возвратившись в Россию, он воплотил этот замысел в картине-панно «Венеция». Это была парная работа. Вторую её часть – картину «Испания» (1894 г.), критики и поныне считают самым совершенным произведением живописца.

«Испания»

«Испания»

Попытки найти свою нишу в русском искусстве конца 19 века

Занимаясь храмовой росписью, иконой, керамикой, Врубель оставался неизвестным в мире светской культуры. Естественным было желание заявить о себе на языке портретной, пейзажной, жанровой живописи.

В 1895 году он отправил на 23-ю выставку общества художников-передвижников работу «Портрет Н.А. Казакова», но его в экспозицию не включили. Другое произведение – на тему головы великана из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» – критика сочла лишённым вкуса и поэзии.

Третьей попыткой было участие в 1896 году в нижегородской выставке, приуроченной коронации Николая II. Савва Мамонтов, стремясь помочь другу, добился для него в павильоне места площадью 100 кв. м под заказ на два гигантских панно.

Для одного был выбран былинный сюжет о Микуле Селяниновиче. Героиней второго полотна должна была стать принцесса Грёза из поэмы Ростана. За три месяца было нереально одному человеку справиться с таким объёмом работы. Врубель прибег к помощникам.

Возник конфликт с куратором выставочного павильона, была жалоба в Академию художеств. Прибывшая комиссия распорядилась вынести полотна из помещения. Они дописывались в другом месте. Мамонтов не привык отступать. Для завершённых работ был построен на его средства отдельный павильон М. Врубеля.

Кроме панно художник выставил и другие произведения. Но эта борьба за своё место в школе русской живописи принесла разочарование. Критика высмеяла его работы, сравнив Микулу Селяниновича с дядькой Черномором, а Грёзу обвинив в кривлянии. Пять разоблачительных статей написал Максим Горький.

Во время работы (1898)

Во время работы (1898)

Тень Демона в личной жизни

Спасением от переживания неудач стала любовь. Художнику было 40 лет, когда он встретил в Петербурге 28-летнюю певицу Надежду Ивановну Забелу. В 1896 году он получил заказ на художественное оформление оперы-сказки. Придя на репетицию, Врубель сразу влюбился в голос исполнительницы, подошёл к ней выразить восторг и понял, что это его судьба. Последовало предложение руки и сердца.

С Надеждой Забелой (1896)

С Надеждой Забелой (1896)

Репутация человека неуравновешенного, спускающего деньги, выпивающего заставила актрису задуматься. Но художник позже признавался, что покончил бы с собой в случае отказа. Денежные дела жениха были плачевны. Накануне свадьбы не было даже мелочи на извозчика. Первое время семья существовала на средства жены.

В это время Врубель познакомился с Римским-Корсаковым и его музыкой. Это дало импульс к работе над сказочными сюжетами. В последние два года 19 века были созданы картины «Богатырь», «Пан», «Царевна Лебедь». В чертах последней многие находили сходство с женой художника.

В реальной жизни под крышей их дома не было счастья. Врубель стал исступлённо работать по 14 часов в сутки, его раздражали все помехи. Родившийся в 1901 году ребёнок Савва заставил жену оставить театр. Все заботы о содержании семьи легли на плечи Михаила Александровича. Ощущение тупика истощало психику.

Всю зиму 1902 года он работал над полотном «Демон поверженный». Можно сказать, что этот труд разрушил здоровье автора и семейные отношения. Один нервный срыв следовал за другим. В один из приступов агрессии жена с ребёнком пыталась сбежать к родственникам.

Михаил Врубель в начале 20 века

Михаил Врубель в начале 20 века

Болезнь и последний всплеск таланта

Очевидные признаки психического расстройства привели в частную клинику для душевно больных. Профессором Бехтеревым был поставлен диагноз «прогрессивный паралич». Он связывал состояние больного с действием на организм сифилитической инфекции. Заражение произошло в 1892 году. Средства со ртутью, успокоительные препараты сняли приступы буйства. Пациента перевели в клинику при Московском университете, но впереди прогнозировали разрушение личности и деградацию.

После двух лет лечения (1891-1893 годы) М. Врубель смог возвратиться домой, но семейная трагедия – смерть двухлетнего ребёнка Саввы, выбила почву из-под ног. Художник сам попросил вновь поместить его в больницу. На этот раз была лечебница в Риге, затем перевод в 1904 году в московскую клинику Ф.А. Усольцева, которая только что была создана.

Если в государственных учреждениях такого типа за палату платили 3 рубля в месяц, то в клинике Усольцева – 150, но это того стоило. Лечение оказалось действенным. Болезнь стала отступать, на смену пришла ремиссия. Судьба отпустила художнику ещё один короткий отрезок времени. Но за неполных два года, с лета 1904-го по февраль 1906-го, он успел многое.

Были созданы замечательные карандашные рисунки: зимние пейзажи, увиденные из окна больницы, портреты её работников и самого Усольцева. Врубель написал автопортрет и запечатлел на бумаге поэта В. Брюсова, который специально приезжал позировать. Эта работа написана в 1906 году и стала последней в творчестве художника.

В короткий период в 1904 году, когда пациент вполне овладел собой, он смог съездить в Петербург. Там у жены были камерные концерты. Было создано много полотен с изображением певицы, двухметровый её портрет «После концерта».

«После концерта» (1905)

«После концерта» (1905)

На выставку Союза русских художников в 1905 году была представлена работа «Жемчужная раковина». Критика на этот раз тепло встретила живописца. Но болезнь возвратилась, и Врубель 6 марта 1905 года вновь отправился в клинику Усольцева.

«Жемчужная раковина»

«Жемчужная раковина»

Смерть, осмысление роли М. А. Врубеля в искусстве

В начале февраля 1906 года стало падать зрение и наступила полная слепота. Вплоть до кончины (14 апреля 1910 года) Врубель оставался больничным пациентом, в последнее время это была клиника Бари в Петербурге. Его постоянно навещали жена и сестра Анна. С ним гуляли, читали вслух Тургенева и Чехова, иногда устраивали концерты.

У бывшего художника бывали галлюцинации, он рассказывал о них. При этом сознавал своё бедственное положение и торопил уход из жизни: морил себя голодом, ночами простаивал перед открытой форточкой. Это закончилось воспалением и скоротечной чахоткой.

В медицинском свидетельстве указали причину смерти – прогрессивный паралич, что соответствовало официальному диагнозу. М.А. Врубелю было 54 года. Он был похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Фигура этого художника является настолько многогранной и неоднозначной, что и по сей день в искусствоведении не найдено место, которое полностью исчерпало бы его дарование. По сути, все направления 19-20 веков нашли преломление в творчестве мастера: и бесстрастный академизм, и возвышенный романтизм, и утончённый декадентский символизм.

И реалистические формы, и модернистские, и найденные в эпохе древней Византии были подвластны художнику. Неоспоримы его достижения в области прикладного декоративного искусства. Об этом свидетельствует золотая медаль Всемирной парижской выставки 1900 года за работу в жанре керамики – камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

Работы М.А. Врубеля входят в золотой фонд русской живописи. Его картины выставлены в музеях Киева, Омска, Одессы, в Третьяковской галерее Москвы, в Русском музее Санкт-Петербурга.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *