ФИО: | Серов Валентин Александрович |
Дата рождения: | 7 (19) января 1865 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Художник, живописец, график |
Дата смерти: | 22 ноября (5 декабря) 1911 г. (46 лет) |
Детство и юность
Будущий художник Валентин Александрович Серов родился 19 января (по старому стилю 7 января) 1865 года в городе Санкт-Петербург. С детства маленький Валя был окружён богемой. Его родители профессиональные композиторы. Мать Валентина Семёновна Серова (в девичестве Бергман). Отец Александр Николаевич Серов.
У В.А. Серова очень рано обнаруживается талант к рисованию, учиться живописи он начинает в Смоленской губернии. Позже, переезжает к матери, которая на тот момент жила в немецком Мюнхене, здесь его учителем становится художник-гравёр Карл Кёппенинг. В 1874 году мальчик переезжает в Париж, где начинает заниматься у прославленного русского живописца Ильи Репина. Ещё через год возвращается в Российскую Империю и поселяется в имении Абрамцево к меценату Савве Мамонтову.
На следующие два года переезжает с родителями в имение отчима Василия Немчинова в Харьковскую губернию. Осенью 1877 года поступает в киевскую гимназию, параллельно продолжая заниматься рисованием. На следующий год вынужден вместе с матерью переехать в Москву, это позволяет гимназисту возобновить занятия с Ильёй Репиным, который называл Валентина Александровича любимым учеником.
Краткая биография
- 1879 год. Жил в Абрамцево. Там же появляются знаменитые карандашные портреты его учителей и хозяина имения Саввы Ивановича Мамонтова.
- 1880 год. Зачислен вольнослушателем в императорскую академию художеств. Параллельно учится в студии у педагога-портретиста Павла Петровича Чистякова.
- 1884 год. Пишет своё первое значительное произведение, портрет Л.А. Мамонтовой.
- 1886 год. Пишет этюды и портрет певицы Марии Зайдт. В Абрамцево встречается со своей будущей женой Ольгой Трубниковой
- 1887 год. Путешествует по Италии. После возвращения в Абрамцево пишет портрет В.С. Мамонтовой «Девочка с персиками».
- 1888 год. Живёт у близкого друга Владимира фон Дервиза в местечке Домотканово. Пишет пейзажи, также, здесь была написана картина «Девушка освещённая солнцем».
- 1889 год. Продолжает писать портреты, посещает всемирную выставку в Париже.
- 1890 год. Даёт частные уроки рисования, пишет портреты и участвует в конкурсе МОЛХ с портретом Анджело Мазини, выигрывает первый приз.
- 1893 год. Переезд в Крым. Написание этюдов и портретов.
- 1894 год. Избран членом творческой группы «Передвижники».
- 1896 год. Участвует в частной выставке «Сецессион», его картины впервые демонстрируются за пределами Российской Империи.
- 1897 год. Руководит натурной мастерской в «Московском училище живописи ваяния и зодчества».
- 1898 год. Удостоен звания академика московской академии художеств.
- 1899 год. Избран в совет Третьяковской галереи. Получает заказы на написание портретов членов царской семьи.
- 1900 год. Покидает товарищество передвижников. Снова посещает всемирную выставку в Париже, где удостаивается Большой почётной медали.
- 1901 год. В «Московском училище живописи ваяния и зодчества» возглавляет объединённый портретно-жанровый класс. Преподаёт в школе-мастерской Е.Н. Званцевой.
- 1902 год. Едет в город Байрейт на Вагнеровский фестиваль, занимается организацией выставки «Мир искусства» в городе Москве.
- 1903 год. Участвует в собрании участников выставки «Мир искусства», по итогам которого объединение закрывается.
- 1904 год. Пишет картины в Домотканово. Вместе с женой едет в Италию. По возвращении в Российскую Империю путешествует по губерниям, продолжает работать. Работает над портретами первых лиц государства, временно поручив управление мастерской в московском училище ваяния и зодчества художнику Аполлинарию Васнецову.
- 1905 год. Протестуя против событий «Кровавого воскресенья» покидает академию художеств.
- 1906 год. Участвует в осенних салонах в Париже. Продолжает писать портреты.
- 1907 год. Путешествует по Греции. Работает над декорацией оперы «Юдифь» композитора Александра Серова.
- 1909 год. Покидает московское училище живописи, ваяния и зодчества из-за разногласий по восстановлению в должности преподавателя скульптора Анны Семёновны Голубкиной.
- 1911 год. Приступ стенокардии. Похоронен в столице на Донском кладбище. Позднее, захоронение перенесено на Новодевичье кладбище в Москве.
Личная жизнь
Живописец Валентин Александрович Серов был женат однажды. Со своей избранницей Ольгой Трубниковой, они познакомились в имении Едимоново Тверской губернии в 1886-ом году. Будущая супруга художника была приёмной дочерью тёти и дяди художника Аделаиды Семёновны и Якова Мироновича Симоновичей. Три года спустя они повенчались в Санкт-Петербурге. Шафером на церемонии был меценат Сергей Мамонтов, а свидетелем Илья Репин.
В этом браке у четы Серовых родились шестеро детей. Две дочери Ольга и Наталья и четыре сына: Александр, Георгий, Михаил и Антон. Супруга гения живописи взяла на себя воспитание детей и постройку дачи в финском местечке Ино. После смерти любимого супруга сделала очень много для популяризации творчества живописца.
Вклад в развитие живописи
Валентин Александрович Серов был любимым учеником Ильи Репина. Своё творческое кредо сам художник определял так: «Хочу отрадное. И буду писать только отрадное». Его портреты и пейзажи являются золотым фондом мирового художественного искусства. Самой известной его работой портретного жанра является «Девочка с персиками», она написана в имении Саввы Мамонтова Абрамцево. На картине изображена дочь хозяина Вера Мамонтова. Сейчас полотно представлено в Третьяковской галерее.
Живописец впитал в себя наследие, как российского искусства, так и зарубежного. Он учился с талантливыми художниками того времени, например, с Михаилом Александровичем Врубелем. Немаловажным является и то, что художник учился в разных странах. Во Франции, Германии, а также сам был педагогом.
Ещё одной особенностью является его творческое развитие. Начиная писать свои картины как реалист-импрессионист, последние работы художника исполнены уже в стиле модерн. Здесь, ярким примером является полотно, написанное в 1910-ом году «Похищение Европы».
Его выставки до сих пор пользуются спросом у публики, Он проявил себя как портретист и как пейзажист. Экспериментировал, как с жанрами, так и со стилями письма. Наследие Валентина Александровича в области живописи переоценить невозможно, также как и вклад в жанровое развитие художественного искусства в целом.