Мария Монтессори — краткая биография


Мария Монтессори

Полное имя: Мария Монтессори
Дата рождения: 31 августа 1870 г.
Место рождения: Чиаравалле, Италия
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Врач, педагог
Дата смерти: 6 мая 1952 г. (81 год)

Мария Монтессори, выдающийся педагог, итальянка по происхождению, известна своей уникальной методикой развития детей. Ее система основывается на идеях гуманизма и предполагает свободное воспитание ребенка. И хотя она была разработана более ста лет назад, и сегодня очень популярна.

Детство и юность

31 августа 1870 года в маленьком итальянском городке Чиаравалле, в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и его жены Рейнильде родилась дочь Мария. Она была единственным ребенком своих родителей. В роду матери Марии, Рейнильде Стоппани, были образованные люди, ученые, священники, поэтому она, и сама получившая хорошее образование, много занималась лично обучением дочери.

С детства девочка показывала большие успехи в учебе. Особенно хорошо ей давались точные науки. Каждую свободную минуту она посвящала любимой математике: решала задачи, находя каждый раз нестандартные решения. Вопреки сложившемуся в обществе того времени стереотипу, что технические учебные заведения предназначались исключительно для обучения мальчиков, она выбрала для себя именно техническую школу. Не без ходатайства родителей поступив туда, Мария закончила ее блестяще.

Мария Монтессори в детстве

Мария Монтессори в детстве

Следующее решение, принятое девушкой, также шло вразрез со всеми нормами и стереотипами того времени: она решила стать детским врачом. Добиться этого было очень сложно, так как в Италии в тот период времени медицина была исключительно профессиональной областью мужчин. Однако успешные занятия естествознанием и настойчивый характер помогли ей добиться своей цели, и в 1890 году Мария Монтессори была зачислена в вольные слушатели, а потом и в студенты медицинского факультета Римского университета.

Учеба в университете проходила успешно, однако девушка часто подвергалась насмешкам со стороны своих сокурсников-юношей. Они устраивали ей бойкоты, могли «случайно» уронить ее стул, не оставляли свободного места. Вдобавок ко всему, ей запрещалось посещать занятия по анатомии вместе с другими студентами, поэтому часто ей приходилось заниматься в морге практически по ночам самостоятельно, в одиночестве. Несмотря на все трудности, Мария успешно оканчивает обучение в университете и получает специальность врача.

Мария Монтессори в молодости

Мария Монтессори в молодости

Краткая биография

  • 1897 г. Мария начинает подрабатывать в клинике при университете. Отношения с отцом осложнились из-за его нежелания содействовать получению дочери «мужской» профессии, и девушка нуждалась в деньгах. В этой клинике, наблюдая за малышами, отстающими в развитии, у нее возникает идея создания специальной методики для занятий с такими детьми, организации среды, позволяющей развивать их способности.
  • 1897-1898 гг. Штудируя работы известных врачей-психиатров, психологов, девушка все больше погружается в проблему и ищет пути ее решения. Особенно ее вдохновляют труды Эдуарда Сегена и Жана Марка Гаспара Итара – французских докторов, занимавшихся проблемами детей с отставанием в развитии. Она разрабатывает свою оригинальную методику работы с такими детьми и активно воплощает ее в жизнь. Результаты ее работы были поразительными: при сдаче экзаменов ее подопечные показали результаты по обучению лучше, чем обычные дети, обучающиеся в муниципальной школе.
  • 1898 г. Создается Ортофренический институт, где стали готовить учителей для работы с детьми с ограничением в умственном развитии. Мария Монтессори стала во главе этого специализированного учебного заведения и руководила им с 1898 по 1900 год.
  • 1901 г. Монтессори становится студенткой Римского университета, где помимо психологии и педагогики изучает еще и философию, антропологию, эволюцию человека, влияние на его развитие природных факторов окружающей среды.
  • 1904 г. Мария становится во главе кафедры антропологии в университете и пишет научные работы, читает лекции. Одновременно с этим она изучает педагогику для детей с особенностями развития, работает над программой обучения таких детей навыкам чтения и письма, разрабатывает дидактические материалы.
  • 1907 г. Большим достижением стало открытие с помощью спонсора «Дома ребенка», где стали обучать здоровых, но педагогически запущенных детей. Мария продолжает совершенствовать свою методику и внедряет ее в воспитательную и развивающую работу с детьми, подстраивая ее под потребности каждого воспитанника. Также в это время Монтессори заявляет о том, что в первую очередь обучать детей нужно письму, а не чтению, что вызвало переворот в педагогике. Всю оставшуюся жизнь после этого она посвящает обучению и развитию здоровых детей.
  • Принципы занятий с детьми в «Доме ребенка» были основаны на методике его создательницы Марии Монтессори. Для этого был разработан и выпущен специальный комплект дидактических пособий для языкового и сенсорного развития, а также активизации математического мышления. Дети активно осваивали и использовали его для своих занятий. Отношение к воспитанникам там основывалось на уважении и любви. Разновозрастные группы , учитывание закономерностей естественного развития детей, особенная развивающая среда – все это дало удивительные результаты. «Дом ребенка» стал известен далеко за пределами страны, и многие приезжали, чтобы посетить его.

В основе методики Монтессори лежат:

  1. Социальная адаптация детей.
  2. Их самостоятельность в выборе видов и способов деятельности.
  3. Принятие уникальности каждого ребенка.
  4. Родители и педагоги не обучают детей, а только направляют их деятельность.
  5. Создание комфортной, но специально оборудованной развивающей среды.
Мария Монтессори занимается с детьми

Мария Монтессори занимается с детьми

  • 1909 г. С этого времени М. Монтессори проводит семинары и лекции, которые посещают педагоги из разных стран мира. В свет выходит ее книга «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка», получившая мировую известность.
  • 1913 г. в США основана образовательная Монтессори-Ассоциация. Мария награждается двумя золотыми медалями Панамско-Тихоокеанской выставки.
  • 1914 г. «Дом ребенка» посещает делегация педагогов из России, где после этого также распространяются идеи Монтессори-педагогики.
  • 1922 г. Мария Монтессори назначена государственным инспектором школ в Италии.
  • 1929 г. Основывается Международная Монтессори Ассоциация (AMI).
  • 1930-1934 гг. Учение педагога-новатора приобретает все большую популярность во многих странах. Марию приглашают посетить Англию, Испанию. Ее последователями становятся многие известные психологи.
  • 1934 г. Несогласие с позицией фашистского правительства страны вынуждают Монтессори покинуть родину. Следующие 7 лет она живет и Индии, где открывает свою школу и продолжает работу над своей педагогической системой.
  • 1946 г. Мария переезжает в Нидерланды, где вместе с сыном разрабатывает новые материалы для своей программы.
  • 1952 г. Она издает свою следующую и последнюю книгу «Разум ребенка», в которой делает упор на развитие детей с первого до третьего года жизни.
  • 1952 г. 6 мая Мария Монтессори умерла.

Мария Монтессори в старости

Личная жизнь

Окончив университет, Мария встречает своего спутника жизни – врача Джузеппе Монтесано. Пара не оформляла официально свои отношения, но прожила вместе много лет в любви и согласии.

Джузеппе Монтессано

Джузеппе Монтессано

В 1989 году у них появился сын Марио. Статус ребенка, рожденного вне законного брака, мог бы отрицательно сказаться на судьбе мальчика, поэтому после долгих раздумий его отдали в другую семью на воспитание.

До возраста 10 лет Марио не знал своих родителей. Потом мать все же забрала его к себе, и больше они не расставались. Повзрослев, Марио Монтессори продолжил дела своей знаменитой матери, посвятил свою жизнь работе по ее системе. До конца своей жизни он возглавлял Международную Ассоциацию Монтессори.

С сыном Марио

С сыном Марио

След в истории

Мария Монтессори внесла своим трудом огромный вклад в развитие педагогики. Она была удостоена многих наград и премий. Ее имя стоит в одном ряду с выдающимися педагогами 20 века.

По внедренной ею методике и сейчас работают школы и учебные центры во всем мире, для работы в которых педагоги проходят специальные курсы, а книги знаменитого педагога переведены на многие языки. По системе Монтессори занимаются и здоровые дети, и дети с отставанием в развитии. Она призывала взрослых понять и принять тот главный факт, что дети – другие.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *