Михаил Петрович Щетинин — краткая биография


Щетинин Михаил Петрович

ФИО: Щетинин Михаил Петрович
Дата рождения: 7 октября 1944 г.
Место рождения: с. Новый Бирюзак, Дагестан
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Педагог, академик
Дата смерти: 10 ноября 2019 г. (75 лет)

Щетинин Михаил Петрович – педагог, известность получил благодаря своему подходу к воспитанию будущего поколения. Он считал, что не стоит готовить ребенка к жизни, а предоставить ему возможность проживать детство целиком и полностью без наложения больших ограничений, дать ребенку свободу и права выбора.

Подросток сам должен решить, чем он хочет заниматься, почувствовать самостоятельность и выделить для себя дальнейшие пути развития. Учение Щетинина подвергалось критике, но, несмотря на это, педагог был отмечен различными почетными грамотами, медалями и значками отличия.

Педагог Михаил Щетинин

Педагог Михаил Щетинин

Детство и юность

Михаил Петрович Щетинин выходец из семьи казаков, появился на свет за год до победы в Великой отечественной войне, 7 октября 1944 года. Родился и вырос в республике Дагестан, в селе Новый Бирюзак Кизлярского района. Проживал вместе с родителями до призыва в ряды вооруженных сил Советского Союза. После службы в армии Михаил задумался о своей дальнейшей судьбе.

В 1964 году он поступил в музыкальное училище, но закончить его помешало быстро развившееся заболевание рук. О карьере музыканта пришлось забыть. В 1966 году Щетинин поступил на заочное отделение педагогического института и начал преподавать в музыкальной школе. С этого момента пришло увлечение передовыми методиками обучения.

Его дальнейшая жизнь практически вся основана на педагогической деятельности. Опыт и знания накапливались постепенно. Вместе с ними пришло понимание сути действующей системы образования. Так зародились идеи о правильности образовательной системы.

Биографические сведения

  • 1972 – получение назначения на должность директора музыкальной школы города Кизляр республики Дагестан. Открытие педагогом Лицея искусств.
  • 1973 – получение диплома Саратовского педагогического института.
  • 1974 – назначен на должность директора школьного комплекса поселка Ясные Зори Белгородской области.
  • 1977 – вступление в КПСС.
  • 1979 – получение научной степени в Академии педагогических наук РСФСР, закрытие школы в Ясных Зорях и назначение в школу села Зыбково Кировоградской области.
  • 1985 – выпуск книги «Объять необъятное. Записки педагога».
  • 1986 – приглашение на должность старшего научного сотрудника в Академию педагогических наук Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
  • 1987 – выход публикации «Учить себя» в журнале «Огонек»
  • 1988 – директор школы в станице Азовская Краснодарского края.
  • 1990 – образование Центра комплексного формирования личности детей и подростков. Его возглавил Михаил Петрович Щетинин. Присвоение звания «Заслуженный учитель РСФСР»
  • 1991 – присвоение статуса академика Российской академии образования.
  • 1994 – открытие педагогом Русской родовой экспериментальной школы-интерната в поселке Текос, вблизи города Геленджик.
  • 2000 – школа Щетинина удостоена признания ЮНЕСКО.
  • 2001 – удостоен титула «Человек года» за введение и развитие новаторских методов в школьном воспитании.
  • 2019 – решением суда была приостановлена деятельность учебного заведения Михаила Петровича Щетинина.
  • 10 ноября 2019 – дата смерти.
Михаил Петрович Щетинин

Михаил Петрович Щетинин

Личная жизнь

Супруга педагога поддерживала его во всех начинаниях, работала вместе с ним в лицее учителем. Его сын – Петр Михайлович выпускник Русской родовой школы, аспирант. После смерти отца пытается продолжить его дело – возобновить деятельность учреждения, временно закрытого по требованию надзорных органов.

Сын – Петр Михайлович

Сын – Петр Михайлович

Новаторские постулаты

За годы трудовой деятельности в сфере образования Щетинину удалось изложить главные идеи педагогического воспитания, их суть сводится к развитию у детей творческого потенциала, формированию цельной мыслящей личности.

Академик считал, что воспитание должно учитывать как можно больше свободы для самостоятельного развития, основанного на природных наклонностях. У каждого человека существует много возможностей для саморазвития, собственная траектория движения в индивидуальном темпе.

Во главе воспитания Щетинин ставил концепцию, согласно которой нравственность должна сформировываться на базе образа жизни, а не нравоучений. Ребенку создаются особые условия, предоставляющие возможность самостоятельного выбора направления развития.

Педагог-новатор Михаил Щетинин

Педагог-новатор Михаил Щетинин

Методика Щербинина основана на принципах:

  • Саморазвития. Каждый человек имеет возможности успешно развиваться в любой сфере деятельности. При правильной подаче материала ребенку можно выдать максимальное количество физических и умственных ресурсов для реализации саморазвития;
  • Воспитания. Ребенку следует предоставить максимально возможный уровень свободы, не ограничивать и не ущемлять его права. Тогда человек сможет полноценно развиться как личность и достичь определенных успехов в будущем;
  • Природных данных. Детям от природы присущи какие-либо наклонности. Именно их необходимо направить в нужное русло, в итоге получится отличный результат в обучении и становлении личности в целом;
  • Индивидуальности. Способность к обучению у всех людей разная, каждый по-своему уникален. Об этом следует помнить и учитывать в педагогической деятельности. Требуется четкое понимание, что один ребенок быстро осваивает материал, а другой тратит на это же большее количество времени.

Главное детище педагога – экспериментальная школа. Назвал ее Михаил Петрович Русской родовой школой. Здесь преподавание истории государства Российского преподносилось ученикам с особым трепетом, детям давали понять, что основа народности базируется на знании предков, помогали лучше понять прошлое нашей страны. Поэтому школа была названа русской. Второе слово в названии свидетельствует о том, что воспитание строится на памяти предков, на уважении к ним. Одной из целей педагогов было укрепление связи между родителями и детьми, воспитание в них гордости за свое происхождение, за фамилию, полученную при рождении.

Процесс образования в учебном заведении был выстроен на нравственности, духовности, познании, трудолюбии и физической подготовке. Дети в школе воспитывались в атмосфере нравственности и взаимоуважения, оптимально вовлекались в учебный процесс, приобщались к прекрасному. В них развивали любовь к труду.

Русская родовая школа долгое время пользовалась популярностью, как среди родителей, так и среди учеников. Это было современное образовательное учреждение. Лицей признала такая организация как ЮНЕСКО. Выпускники экспериментального лицея набирали максимальное количество баллов при сдаче единого государственного экзамена, некоторые из них поступали в высшие учебные заведения в 12-14 лет.

Заключение

Несмотря на уникальность методики и большое количество положительных отзывов, экспериментальное учреждение приравняли к обычной тоталитарной секте, а воспитанников к адептам. Два года назад школа была закрыта на основании судебного решения. Для академика Михаила Петровича Щетинина это был удар, от которого он не смог оправиться. Через месяц после закрытия лицея его не стало.

Имя Михаила Щетинина российские ученые ставят в один ряд с известными педагогами современности.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *