Иван Яковлевич Яковлев — краткая биография


Яковлев Иван Яковлевич

ФИО: Яковлев Иван Яковлевич
Дата рождения: 13 (25) апреля 1848 г.
Место рождения: д. Кошки-Новотимбаево, Симбирская губерния
Знак зодиака: Телец
Деятельность: Педагог, просветитель, православный миссионер
Дата смерти: 23 октября 1930 г. (82 года)

Детство и юность

25 апреля 1848 года у крестьянки Настасьи Васильевны Макаровой в деревне Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии родился сын. Роды были тяжелыми, и женщина умерла через несколько дней. Про отца ребенка известно только, что он был из государственных крестьян, и после смерти матери мальчик стал считаться сиротой. Его усыновил сосед Макаровой Пахом Кириллов, и при крещении ребенка назвали по имени его крестного отца, крепостного Ивана Яковлева.

Ваня рос в бедной крестьянской среде, скудно питался и не отличался силой и здоровьем. С малых лет он приобщился к труду и учился ремеслам: в поле помогал местному пастуху, а тот научил его мастерить лапти, плести веревки и говорить по-татарски.

Когда мальчику исполнилось 8 лет, его отдали в Буинское удельное училище. Для учебы он переехал в село Старые Бурундуки, где жил у крестьян Мушкеевых. Эта русская православная семья тепло приняла сироту, и через их быт Иван познакомился ближе с русской культурой, проникся к ней любовью, интересом и уважением.

Иван Яковлев в юности

Иван Яковлев в юности

Образование и просветительская деятельность

  1. В 1860 году он завершил обучение с отличием и получил возможность продолжить образование в Симбирском училище, где изучал землемерное дело. Выпустившись в 1863 году, он поступил в Симбирскую удельную контору в качестве мерщика.
  2. По должности Иван Яковлевич путешествует по Симбирской, Самарской и Казанской губерниям, видит жизнь и быт разных народов, населяющих Россию, замечает особенности культуры русских, татар, чувашей и мордвы. У него формируется идея необходимости народного просвещения, и в нем он видит способ улучшить положение родного ему чувашского народа.
  3. Иван Яковлев осознавал, что для достижения этой цели ему необходимо совершенствовать собственное образование. В качестве сироты Иван учился за государственный счет и по окончании обучения был обязан отработать 10 лет на отведенной ему должности. Молодой энтузиаст не хотел откладывать на годы осуществление своих планов и стал добиваться досрочного освобождения от этого обязательства. К концу 1866 года ему это удалось.
  4. Иван перебрался в Симбирск, поступил в 5 класс Симбирской классической гимназии, и с сентября 1867 года продолжается его обучение. Он был примерным учеником, но помимо собственных занятий одновременно приступил и к воплощению своего просветительского проекта. Зарабатывая репетиторством, он начал копить средства, и в октябре 1868 года вызвал к себе из деревни четверых чувашских мальчиков. Он поселил их у себя на квартире, содержал на свои деньги и начал им преподавать.
  5. О похвальных начинаниях молодого человека узнал И.Н. Ульянов, инспектор народных училищ губернии. Организованное Яковлевым предприятие стало считаться его частной школой, которая, благодаря содействию Ульянова, со временем стала расширяться. Когда в 1870 году Иван выпускается из гимназии с золотой медалью и поступает в Казанский университет, Ульянов берет на себя руководство школой. Он нанимает лучших учителей, а в 1871 году добивается официального признания Симбирской чувашской школы, финансирования и отдельного помещения.
  6. Обучаясь на факультете филологии и истории, Яковлев встречает профессора и ученого-ориенталиста Н.И. Ильминского. Их объединяли схожие идеи о народном просвещении, и Ильминский стал помогать Яковлеву в его исследованиях чувашского языка. В результате этой работы в 1871 году Иван Яковлев создает новый чувашский алфавит. Несмотря на финансовые трудности в 1872 году он на свои деньги издает первые выпуски чувашского букваря с новым алфавитом. Эта книга заложит основы распространения грамотности среди чувашского населения.
  7. В июне 1875 года получает диплом и уже в августе вступает в должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа. Иван Яковлевич возвращается к управлению Симбирской чувашской школой, приобретает для нее новое двухэтажное здание, а в 1878 году открывает женское отделение.
  8. Помимо административных обязанностей Яковлев сам преподает, составляет и издает новые учебные пособия. Он основывает в округе новые школы, в то время как его главное творение, Симбирская школа, ежегодно выпускало студентов, готовых занять учительские позиции.
  9. Для дальнейшего развития чувашского языка и культурного образования чувашей Яковлев пишет на чувашском рассказы и переводит классику русской литературы, а также учебники, книги по сельскому хозяйству и медицине. Под его руководством Симбирская школа становится сердцем перевода и издания этих книг, которые затем распространяются среди чувашского населения.
  10. Важным условием чувашского просвещения Иван Яковлевич считал приобщение к русской культуре. Поэтому он активно переводил произведения русских писателей и занимался распространением христианства. С этой целью он с учениками занялся переводом Библии. За этот труд лондонское Британское библейское общество наградило Яковлева званием Почетного члена.
  11. Иван Яковлевич прослужил инспектором до 1903 года, после чего сосредоточил все внимание на Симбирской чувашской школе. В 1906 году при ней было устроено приходское училище, которое в 1910 году получило отдельное здание.
  12. В 1917 году школа стала учительской семинарией, а в 1919-ом была проведена реформа образования, и Симбирскую чувашскую семинарию решили закрыть, а на ее месте организовать учительский институт. В новом учреждении уже не принималась во внимание направленность на чувашскую культуру. Яковлев упорно отстаивал идейную основу созданного им учебного заведения, но его взгляды и методы были объявлены устаревшими, а сам он получил отставку.
  13. Уход из семинарии был омрачен неприятным делом, возбужденным против Яковлева в феврале 1919 года по доносу нескольких из его воспитанников. Они обвиняли его в сношениях с белогвардейцами. Проводилось расследование, Ивана Яковлевича трижды допрашивали в Чрезвычайной комиссии и именно тогда полностью отстранили от руководства школой. Сам Яковлев никогда не занимался политикой, его интересовала только образовательная и просветительская деятельность. В итоге следствию не удалось обнаружить никаких доказательств обвинению, и было постановлено, что Яковлева оклеветали из-за личных счетов.
  14. К этому времени семидесятилетний Иван Яковлевич имел проблемы со здоровьем и после отставки ушел на покой. В.И. Ленин лично знал семью Яковлевых и назначил заслуженному просветителю и его жене пенсию, а в 1920 году в здании бывшей школы был открыт Чувашский институт народного образования.
  15. В октябре 1922 года Яковлев с женой переезжает в Москву, к своим детям. В последние годы он страдает от миокардита и умирает 23 октября 1930 года.
Иван Яковлевич Яковлев в последние годы жизни

Иван Яковлевич Яковлев в последние годы жизни

Семья

Учась в университете, Иван Яковлевич часто приходил в гости к профессору Ильминскому и стал другом семьи. После смерти своего друга и коллеги И.Н. Ильминский взял к себе на воспитание его детей Екатерину и Николая. Екатерине было 16, когда в сентябре 1877 года она вышла замуж за Яковлева. Пара была счастлива в браке, и у них родилось пятеро детей, но двое из них умерли младенцами.

В их доме всегда царило согласие. Екатерина Алексеевна стала не только любящей женой и заботливой матерью, но и постоянной поддержкой Яковлева в его начинаниях. Ее так же волновал вопрос просвещения, и когда в Симбирской чувашской школе появилось женское отделение, именно она взяла на себя все заботы о нем.

Власти не поддерживали идею открытия нового отделения, и из-за недостатка финансирования Екатерина была единственной преподавательницей. Но молодая женщина отдавала все силы на просвещение и воспитание юных девушек и была для них лучшим учителем и наставницей.

Иван Яковлев с женой Екатериной и дочерью Лидией

Иван Яковлев с женой Екатериной и дочерью Лидией

Все оставшиеся в живых трое детей Яковлевых, Алексей, Лидия и Николай, разделяли любовь родителей к наукам, получили высшее образование и стали выдающимися профессионалами, каждый в своем направлении. Алексей стал историком и профессором Московского университета, Лидия — филологом, искусствоведом и переводчиком, а Николай — горным инженером, военным конструктором и музыковедом.

С сыном Николаем

С сыном Николаем

Историческая роль

Иван Яковлевич был выдающимся человеком своего времени. Родившись в царской России, он был сиротой и рос в бедном крестьянском селе, но благодаря труду и упорству стал высокообразованным и культурно развитым человеком. Добившись успеха, он не забывал своих корней и трудностей жизни соотечественников и посвятил всю жизнь тому, чтобы и другие простые чувашские дети имели доступ к образованию и просвещению. Одним из первых он отстаивал доступ к образованию для женщин.

И.Я. Яковлев (в центре) с преподавателями Симбирской чувашской учительской школы. 1898 г.

И.Я. Яковлев (в центре) с преподавателями Симбирской чувашской учительской школы. 1898 г.

Иван Яковлев создал современную чувашскую письменность и основал первое чувашское учебное заведение, которое затем стало вузом. Он также построил крепкую семью, которая продолжала вносить свой вклад в развитие российских науки и образования. В 1958 году Чувашский педагогический университет, наследник школы Яковлева, стал называться его именем.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *