Иоганн Генрих Песталоцци — краткая биография


Иоганн Генрих Песталоцци

Полное имя: Иоганн Генрих Песталоцци
Дата рождения: 12.01.1746
Место рождения: Цюрих, Швейцария
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Педагог
Дата смерти: 17.02.1827 (81 год)

Детство и юность

Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 г. в Цюрихе.  Семья жила не богато. Отец был хирургом (по другим данным – глазным врачом). Мать, в девичестве Хотце, занималась воспитанием детей, их в семье было трое. Иоганн был средним ребёнком.

Когда мальчику было 5 лет, умер отец. Содержать семью матери помогала горничная Барбара Шмид.

В 1751 г. Иоганн начал посещать немецкую начальную школу. Там он обучался чтению, письму, элементарному счёту, заучивал молитвы, библейские тексты и катехизис.  В 1754 г. мальчик перешёл в среднюю латинскую школу.

А в 1763 г. Песталоцци продолжил обучение в высшей Цюрихской школе Коллегиум Каролинум, желая стать священником. Он учился у таких известных педагогов как Яков Бодмер и Иоганн Брейтингер, оказавших большое влияние на формирование взглядов юноши.

Дедушка Иоганна был священнослужителем, он навещал прихожан и часто брал с собой внука, когда тот приезжал к нему на праздники. Эти посещения произвели на Песталоцци большое впечатление, его поразила бедность сельских крестьян, их необразованность, ранний детский труд.

Также в студенческие годы Иоганн прочитал произведение французского философа Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании», которое оставило сильный след в душе юноши.

Иоганн Генрих Песталоцци в молодости

Краткая биография

  1. В 1765 г. молодой человек понял, что не желает быть священником, и оставил учебное заведение. Он планировал самостоятельно выучиться на юриста.
  2. В это время Песталоцци состоял в Гельветическом обществе и писал статьи для выпускаемого им журнала «Der Erinnerer». За чрезмерную критику действующих властей журнал вскоре закрыли.
  3. В 1767 г. по предложению своих друзей Иоганн решил заняться фермерством. Под ссуду знакомого банкира он купил земельный участок недалеко от Цюриха и построил на нём дом, названный «Нойгоф». Однако земля оказалась непригодной для возделывания. Организованное им прядильное предприятие тоже не имело успеха. Песталоцци столкнулся с серьёзными финансовыми трудностями.
  4. После неудачи на фермерском поприще Иоганн решил заняться помощью бедным крестьянским детям. В своём доме он организовал трудовую (индустриальную) школу для детей бедняков. Он обучал их грамоте, счёту, ремеслу, работам в поле.
  5. В 1779 г. из-за тяжёлого материального положения Песталоцци был вынужден закрыть свою школу и заняться литературной деятельностью.
  6. В 1780 г. вышло его первое произведение – сборник афоризмов «Досуги отшельника». Сборник был встречен читателями прохладно, но именно в нём впервые были представлены основные идеи автора.
  7. В 1781 г. вышел первый том социально-педагогического романа «Лингард и Гертруда, книга для народа», который быстро завоевал популярность. До 1787 г. вышли следующие 3 тома этого произведения.
  8. В 1782 г. Песталоцци был редактором еженедельной газеты «Швейцерблатт», которая вскоре закрылась.
  9. В 1794 г. Иоганн отправился в Лейпциг навестить свою сестру. Там он познакомился с писателями и философами: Гёте, Виландом, Гердером и Фихте. По предложению последнего Песталоцци написал и в 1797 г. опубликовал книгу «Исследование природы в развитии человечества».
  10. В 1798 г. по приглашению Швейцарского правительства Песталоцци отправился в Штанс для организации детского приюта и школы, под который было выделено полуразрушенное здание бывшего монастыря. Под присмотром педагога оказалось более 50 детей-сирот, с которыми он сумел поладить и найти общий язык. Несмотря на плохие условия и отсутствие помощников, он с большим энтузиазмом занимался педагогической деятельностью.
  11. В 1799 г. Песталоцци был вынужден закрыть школу, т.к. здание потребовалось французским войскам. Он уехал в Бургдорф, где стал сначала помощником учителя.
  12. В 1800 г. Иоганн основал в Бургдорфе институт – школу с интернатом. Занимался подготовкой учителей, разделявших его новаторские взгляды, разработал новую методику преподавания.
  13. В 1801 г. вышла главная книга знаменитого педагога «Как Гертруда учит своих детей». Основная мысль состояла в том, что процесс воспитания должен быть основан на природе человека. А самый действенный метод обучения – метод наглядности и стимулирование умственных способностей.
  14. В 1804 г. в составе национальной делегации Швейцарии Песталоцци отправился в Париж.
  15. По возвращении педагог узнал, что здание Бургдорфского института хочет забрать швейцарское правительство. В результате институт переехал в Ивердон. К этому времени имя Песталоцци стало известным по всей Европе, привлекая новых посетителей и учеников. Школа процветала, состоятельные семьи стремились отдать туда своих отпрысков.
  16. В 1805-1812 гг. педагог написал несколько статей, посвящённых воспитанию детей бедняков. Он также искал средства, чтобы открыть новое учреждение для бедных.
  17. В 1809 г. в Ивердоне была открыта также школа для девочек.
  18. В 1818 г. недалеко от города Песталоцци удалось открыть школу для детей из бедных семей. К этому времени состояние здоровья педагога сильно ухудшилось.
  19. В 1825 г. Ивердонский институт был закрыт из-за внутренних разногласий между учителями и финансовых трудностей. Иоганн вернулся в Нойгоф.
  20. В 1826 г. вышла последняя книга учёного «Лебединая песня».
  21. 17 февраля 1827 г. Иоганн Генрих Песталоцци скончался. Ему был 81 год.
Иоганн Генрих Песталоцци (портрет)

Иоганн Генрих Песталоцци (портрет)

Личная жизнь

В 1769 г. Иоганн женился на Анне Шультгес, происходившей из богатой купеческой семьи.

Вскоре у супругов родился единственный сын Жан-Жак Песталоцци. Он был болезненным ребёнком, страдал от эпилептических припадков. Умер Жан-Жак в возрасте 31 года, после себя оставил жену и сына Готлиба.

С женой Анной на занятиях

С женой Анной на занятиях

Вывод

Иоганн Генрих Песталоцци был выдающимся швейцарским педагогом-гуманистом, он внёс огромный вклад в педагогическую теорию и практику.

Он разработал основы первоначального образования и сформулировал теорию природосообразного обучения, т.е. опирающегося на законы природы. Ребёнок должен не просто накапливать знания, но получать их практическим путём из личного опыта, под руководством учителя. Так, постепенно накапливая и анализируя знания, переходя от простого к сложному, у ребёнка формируется логичная и понятная картина мира. Он учится самостоятельно мыслить.

Мемориал в Цюрихе

Мемориал в Цюрихе

Главными составляющими элементарного образования педагог считал чтение, счёт и наблюдение.

Песталоцци первым сказал о необходимости всестороннего гармоничного развития человека. Помимо интеллектуальной деятельности важно уделять внимание физическому и нравственному развитию ребёнка.  Идеи великого педагога и сегодня не утратили своей актуальности.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *