Кузмин Михаил Алексеевич — краткая биография


Кузмин Михаил Алексеевич

Полное имя: Кузмин Михаил Алексеевич
Дата рождения: 18.10.1872
Место рождения: Ярославль
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Поэт, драматург, прозаик, переводчик, композитор
Дата смерти: 01.03.1936 (63 года)

Взросление

Михаил Кузмин родился 18 октября 1872-го года в Ярославле в семье небогатых дворян. Отец, Алексей Алексеевич служил морским офицером, а после выхода в отставку стал членом окружного суда.

Отец — Алексей Алексеевич

Отец — Алексей Алексеевич

Мать, Надежда Дмитриевна Федорова, была дочерью помещика и правнучкой французского актера Жана Офрена. У Миши было 2 старших сестры (Варвара и Анна) и 3 старших брата (Алексей, Дмитрий и Павел). Родители воспитывали детей в старообрядческой вере, связь с культурой которой мальчик сохранил навсегда.

В 1874-м году отца перевели в Саратов, туда переехало все семейство, и Миша пошел в гимназию. В 1884-м году Алексей Алексеевич вышел в отставку, и жена настояла на переезде в Санкт-Петербург, на свою родину. Кузмин продолжил учиться в гимназии, находившейся на 9-й линии Васильевского острова. В 1886-м году умер глава семьи, а гимназист подружился с полиглотом и будущим дипломатом Георгием Чичериным, приобщившим его к философии, итальянской культуре. Они были близкими друзьями до начала 1904-го года, когда Георгий уехал в Германию.

Георгий Чичерин

Георгий Чичерин

Благодаря Чичерину, Кузмин выучил итальянский язык, увлекся чтением немецких романтиков Гофмана, Фуке, Жан Поля, Тика. Объединяли гимназистов литература, музыка и гомосексуальная ориентация.

Михаил Кузмин в 1890 г.

Михаил Кузмин в 1890 г.

Краткая биография

  • Лето 1891 – После окончания гимназии Михаил гостил в усадьбе Чичериных, которые настраивали его поступать в университет. Но юноша еще гимназистом написал несколько романсов, прологов к операм, а также оперу «Король Милло» и стал студентом консерватории. Хотя учителями были Н.Ф. Соловьев, А.К. Лядов и сам Н.А. Римский-Корсаков, однако Кузмин отучился лишь 3 года из 7. В 1-й половине 1890-х сочинил романсы на тексты Мюссе, Фофанова, Эйхендорфа, оперы «Елена», «Эсмеральда», «Клеопатра». Продолжал знакомство с немецкой, итальянской, французской музыкой и литературой. В основу мировоззрения вошло философское учение Плотина, считавшего, что красота является частью бытия, проявляется в любви, преображающей человека. Позже пришел к мысли о необходимости изоляции от общества ради призвания.
  • 1893 – Познакомившись с кавалеристом «князем Жоржем», пылко влюбился в него. Разочаровавшись в консерватории, терзаясь от своей половой ориентации, через год пытался уйти из жизни, отравившись лавровишневыми каплями. Но, испугавшись, сообщил матери, и был спасен. Мать настояла на прекращении учебы в консерватории.
  • 1894-1896 – Брал частные уроки в школе В. Кюнера у Римского-Корсакова.
  • Весна-лето 1895 – Путешествовал с князем Жоржем по Египту и Греции. Поездка напитала темами для будущих произведений. Потом офицер поехал один в Вену и там скоропостижно скончался от сердечного приступа.
  • Апрель-июнь 1897 – Поездка по Италии и Германии. Изучение культурного наследия этих стран тоже сильно повлияло на дальнейшее творчество литератора и композитора.
  • Зима 1897 – Написаны 1-е дошедшие до потомков стихотворения.
  • 1898-1903 – Малоизученный биографами период жизни Кузмина, когда он внешне старался быть похожим на старообрядцев, что породило легенды о его длительных пребываниях в поволжских и олонецких скитах старообрядцев.
  • Начало 1900-х – В доме высококультурного семейства исполнял музыкальные композиции на собственные тексты. Участвовал в «Вечерах современной музыки», на которых познакомил со своей музыкой более широкую публику. Эти «тусовки» были тогда единственной его связью с миром интеллигентов в области искусства. Позже поддерживал дружбу с К. Сомовым, В. Нувелем, Л. Бакстом и другими символистами, близкими по мироощущению.
  • Декабрь 1904 – Опубликовал в «Зеленом сборнике стихов и прозы» оперное либретто и поэтический цикл «13 сонетов», после чего автором заинтересовался В. Брюсов, убедивший больше заниматься литературным трудом.
  • 1906 – Опубликовал в журнале «Весы», которым руководил В. Брюсов, повесть «Крылья» и стихи из цикла «Александрийские песни». Повесть целомудренно описывала однополые отношения, но принесла скандал. Зато стихи критики-модернисты встретили восторженно. С весны стал регулярным посетителем «башни» Иванова, где собирался весь цвет аристократии и пользовались популярностью стихи Кузмина на его музыку. Музыкой к пьесе «Балаганчик» (Блока) начал театральную карьеру и дружбу с Блоком.
  • 1907 – Написал «Приключения Эме Лебефа» и «Картонный домик».
  • 1908 – Издал «Комедии» и дебютную книгу стихов «Сети», в которую включил цикл «Любовь этого лета». С этого времени журналы стали соревноваться в праве печатать профессионального автора.
  • 1909-1910 – Знакомится с молодыми поэтами: О. Мандельштамом, Н. Гумилевым, А. Толстым. При тесной связи с символистами сохраняет внутреннюю свободу, противопоставляя попыткам систематизации искусства «кларизм» – собственный вариант точного и прозрачного стиля, который отразил в статье «О прекрасной ясности».
Михаил Кузмин в 1910 г.

Михаил Кузмин в 1910 г.

  • 1910-1923 – Выпустил более 7 книг рассказов, в т.ч. о Н.К. Рерихе.
  • 1912-1914 – Издал книги стихов «Глиняные голубки» и «Осенние озера».
  • 1915-1921 – Вышли романы «Плавающие-путешествующие», «Тихий страж», «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», пьеса «Вторник Мэри», книги стихов «Вожатый», «Двум», «Эхо», «Занавешенные картинки», «Нездешние вечера». Но даже при такой активности у него были финансовые затруднения, которые продолжались и далее до смерти. Из-за отказа от постоянной работы в госучреждениях приходилось теснее сотрудничать с разными журналами и издательствами, например, составляя планы французского отделения издательства «Всемирная литература», делая переводы.
  • 1922-1924 – С трудом пробивая стену цензуры, опубликовал «Условности: статьи об искусстве», поэму «Лесок», сборники стихов «Параболы», «Новый Гуль».
  • 1925-1936 – Наравне с другими мастерами «серебряного века», запрещен к изданию. Зарабатывал как композитор в спектаклях и переводами с французского, английского, немецкого языков. Поэтический сборник «Форель разбивает лед» чудом просочился в печать в 1929-м году.
  • 1 марта 1936 – Умер от пневмонии. Оставшиеся неопубликованными рукописи переданы матери Ю. Юркуна, и судьба их неизвестна.

Поэт Михаил Кузьмин

Личная жизнь

Личная жизнь Кузмина складывалась непросто. Осознав гимназистом свою гомосексуальность, Михаил только к 25 годам принял ее как естественную потребность, питающую его поэтическую натуру. После князя Жоржа в спальне поэта периодически возникали безвестные купцы, молодые низкообразованные люди, приказчики-старообрядцы.

Когда Кузмин стал купаться в лучах богемной славы, к нему стали приходить элитные художники. В сентябре-октябре 1906-го года возникла непродолжительная связь с одним из основателей общества «Мир искусства» К. Сомовым. А вслед за ней последовал бурный 2-месячный роман с еще одним художником – Сергеем Судейкиным, ставшим героем повести «Картонный домик». Но Судейкин внезапно оборвал отношения, женившись на балерине Ольге Глебовой, а 5 глав произведения были утеряны в типографии перед публикацией.

В мае 1910-го года вступил в отношения с молодым гусаром-поэтом Всеволодом Князевым, который приходил к опытному товарищу домой, но после нескольких дней на рижской даче кавалериста мужчины расстались. Через полгода Князев застрелился от измены возлюбленной – О. Глебовой-Судейкиной.

Всеволод Князев

Всеволод Князев

Весной 1913-го года постоянным сожителем Михаила до его смерти стал начинающий литератор и художник Юрий Юркун. Со стороны они казались отцом и сыном, а хозяйством в их квартире занималась мать Юркуна.

Юрий Юркун

Юрий Юркун

Вывод

Михаил Кузмин – яркий представитель литературного и музыкального направлений искусства Серебряного века.  Его творчество базировалось на 3-х «китах»: стилизации, гомосексуализме и прекрасной ясности. Стилизаторство не было основано на каком-то 1 авторе, направлении или эпохе: литератор нес читателю мир, в котором отражались разные культуры и эпохи. Литератор считается первым российским мастером свободного стиха. Повестью «Крылья» создал новую тему – однополой любви – в русской прозе.

М. Кузмин — портрет Н. Радлова (1926)

М. Кузмин — портрет Н. Радлова (1926)

В 2000-2007 годах опубликованы дневники писателя, игравшие роль копилки культурных ценностей в эпоху их крушения.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *