ФИО: | Лядов Анатолий Константинович |
Дата рождения: | 30 апреля (12 мая) 1855 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Композитор, дирижёр, педагог |
Дата смерти: | 15 (28) августа 1814 г. (59 лет) |
Среди плеяды композиторов XIX века Анатолий Лядов занимает скромное место мастера музыкальной миниатюры. В нем удивительно сочетался дар музыканта, дирижера, композитора, общественного деятеля.
Детство и юность
Детство будущего музыканта прошло в Санкт-Петербурге. Отец Анатолия Лядова Константин Николаевич служил дирижером Мариинского театра, мать – пианистка Екатерина Андреевна. Родился Анатолий в начале мая 1855 года. В семье уже воспитывалась девочка Валентина.
Мальчика сразу окунули в мир музыки. А когда мать умерла, то детей пришлось брать на репетиции оперных спектаклей. Мальчик восторгался «Рогнедой», «Юдифью» Серова. В опере «Руслан и Людмила» Толя участвовал в массовых сценах. Он выучил партии главных героев, разыгрывая дома перед зеркалом партии Руслана, Фарлафа.
Музыкально одаренный мальчик в 11 лет поступил в консерваторию. Денежные средства на обучение шли из стипендии, которую выделили сыну дирижера оперного театра. В то время, в 1871 году, уходит из жизни отец. Поэтому стипендия носит имя музыканта Константина Лядова.
Преподаватель Николай Римский-Корсаков ценил талант ребенка. Но отсутствие в поведении мальчика воли, дисциплинированности привело к отчислению из учебного заведения в 1876 году. Лядов продолжил обучение через 2 года. В этот период появилось его первое сочинение для фортепиано «Бирюльки».
Диплом свободного художника получен Анатолием Лядовым в 1878 году. Дипломную работу представил юноша в виде музыки к заключительной сцене драмы Ф.Шиллера «Мессинская невеста». С получением диплома и малой серебряной медали началась взрослая жизнь музыканта.
Жизненный путь
После окончания учебного заведения Анатолий Лядов окунулся в сложную и интересную преподавательскую деятельность. Посвящена вся жизнь музыканта творчеству:
- Осенью 1878 года молодой человек стал преподавать в консерватории теорию музыки.
- В середине 80-х годов Лядов дополнительно занимался преподаванием в Певческой капелле.
- В 1886 году музыкант по заслугам получил профессорскую должность.
- В 1879-1880 годах началась деятельность музыканта в качестве дирижера. Сначала он выступал в Петербургском кружке любителей музыки. Затем Анатолия Лядова пригласили дирижировать концертами, организованными для широкой публики.
- В 1885 году он работал с организатором концертов Митрофаном Беляевым, спустя 4 года – Антоном Рубинштейном.
- В 1889 году Анатолий Лядов присутствовал на мероприятиях в рамках Всемирной выставки в Париже по приглашению мецената Беляева.
- В период с 1874 года по 1900 публика познакомилась с его композиторскими опытами. Было написано около 50 опусов. Большой популярностью пользовались «Бирюльки», «Музыкальная табакерка», вариации на тему романса М. Глинки «Венецианская ночь».
- Если в 80-х годах Лядов отдает предпочтение сочинению детских песенок, то в 90-е годы он посвящает время обработке народных песен, собранных экспедицией Географического общества.
- Оказывая профессиональную помощь Митрофану Беляеву, композитор получал от мецената денежные поощрения. В 1903 году друг умирает, оставив по завещанию пенсию для Лядова.
- В 1905 году во время Первой русской революции композитор примкнул к группе преподавателей, протестовавших против реакции. Вместе с другими коллегами он выступил в поддержку уволенного из консерватории Н. Римского-Корсакова.
- В начале XX века продолжает ведущий русский музыкант преподавательскую деятельность. Среди его учеников Н. Мясковский, Б. Асафьев, С. Прокофьев.
- В период до 1910 года композитор уделяет внимание созданию симфонической музыки. В так называемых сказочных картинках создает миниатюры для оркестра, где действуют образы Бабы-Яги, Кикиморы.
- Тяжелая болезнь поразила музыканта в 1911 году. Воспалительные процессы в почках осложнились миокардитом и склерозом сосудов.
- В 1912 году композитор проходил лечение на водах в Кисловодске. После обострения заболевания Анатолий Лядов редко посещает консерваторию. Большую часть времени проводит в усадьбе Полыновка Новгородской губернии. Там он много читает.
- В 1913 году широко праздновалось 35-летие творческой деятельности музыканта, что говорит о признании его заслуг широкой публикой.
- Подорванное здоровье, смерть близкого друга В. Авдеева, уход в армию старшего сына стали причиной ухудшения состояния композитора. Его не стало 28 августа 1914 года.
Останки русского деятеля культуры перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
Личная жизнь
1884 год ознаменовался для Анатолия Константиновича женитьбой. Для окружающих брак его с Толкачевой Надеждой Ивановной был неожиданностью. Музыкант скрывал свою личную жизнь от посторонних глаз, не посвящая в свои отношения никого. Невеста происходила из помещичьей семьи.
Образованная и умная девушка сразу взяла все заботы по организации быта композитора. Летом семья выезжала на дачу в Полыновку, расположенную рядом с городом Боровичи Новгородской губернии.
В браке родились сыновья: в 1887 году Михаил, 1889 – Владимир. Старший сын был талантливым художником. Он закончил юридический факультет университета в Санкт-Петербурге. Участвовал в Первой мировой войне. Занимаясь рисованием в свободное время, Михаил оставил много картин, выставленных в музеях Петербурга, Боровичей. Перед Великой Отечественной войной работал на одном из заводов. Погиб во время эвакуации из блокадного Ленинграда. Такая же участь постигла младшего сына Владимира, работавшего бухгалтером на одном из предприятий северной столицы.
Семейная жизнь композитора Анатолия Лядова является примером крепкого союза двух любящих сердец.
Какой след оставил в истории музыки
Творчество Анатолия Константиновича Лядова изобилует образами русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики. Композитор создавал музыкальные произведения, которые проникнуты светлым настроением, сдержанными чувствами.
Лядов постоянно работал, совершенствуя художественную форму музыкальных миниатюр. Для него характерно долгое обдумывание произведения. Но записывал он их сразу начисто.
Когда Анатолия Константиновича упрекали в отсутствии крупных инструментальных сочинений в его творчестве, он шутил, что не выдерживает музыки больше 5 минут.
Среди опусов мастера:
- 18 детских песенок.
- 12 сочинений для оркестра.
- 4 романса.
- Около 400 обработок народных песен.
- 6 камерно-инструментальных сочинений.
- Свыше 50 пьес для фортепиано.
Значение композитора в том, что при невеликом наследии он создал совершенные по форме произведения.