Модест Петрович Мусоргский — краткая биография


Модест Петрович Мусоргский

ФИО: Мусоргский Модест Петрович
Дата рождения: 9 (21) марта 1839 г.
Место рождения: Карево
Знак зодиака: Овен
Деятельность: Композитор
Дата смерти: 16 (28) марта 1881 г. (42 года)

Детство и юность

Знаменитый русский композитор Модест Петрович Мусоргский родился 09.03.1839 (по новому стилю 21-го числа) в родовом имении, расположенном в селе Карево Псковской губернии.

Отец музыканта – Пётр Алексеевич Мусоргский – был выходцем из древнего дворянского рода. Мать – Юлия Ивановна Чирикова – также была из дворянской семьи. Она была прекрасно образована, хорошо играла на пианино и обучала сына классической музыке. А няня, занимавшаяся с мальчиком, привила ему любовь к народным русским сказкам и песням. У супругов был ещё старший сын по имени Филарет.

Сначала мальчики обучались дома, затем, когда Модесту исполнилось 10 лет, и семья переехала в Петербург, братья продолжили учёбу в немецком училище St. Petri-Schule, главным направлением которого было изучение иностранных языков. Дополнительно Модест брал уроки музыки у замечательного преподавателя Антона Августовича Герке, под руководством которого в 1852 г. Мусоргский написал свою первую пьесу для фортепиано. Проучившись 3 года в Петришуле, Модест, по настоянию родителей, перешел в Школу гвардейских офицеров, но заниматься музыкой не перестал. В это время он увлёкся изучением церковной музыки. В 1856 г. юноша успешно окончил школу и поступил на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк.

Модест в молодости

Краткая биография

  1. В конце 50-х гг. Модест познакомился с Александром Даргомыжским, Милием Балакиревым, Александром Бородиным и другими деятелями искусства. Балакирев взялся за музыкальное воспитание начинающего композитора. Ради музыки Мусоргский оставил военную службу.
  2. Модест вошёл в кружок М. Балакирева, впоследствии названый «Могучей кучкой». Это было творческое содружество выдающихся композиторов. Помимо Балакирева и Мусоргского, в него входили: композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи и критик В. Стасов. Музыканты во главу угла ставили национальную идею, изучали российскую историю и фольклор. Причём именно Мусоргский всецело соблюдал эти принципы.
  3. С крупной музыкальной формой композитор начал работать с 1858 г., когда приступил к написанию первой своей оперы по трагедии Софокла «Эдип». Но эта работа так и не была закончена.
  4. В 1863 г. Модест Петрович приступил к опере «Саламбо» по роману Г. Флобера, но также её не окончил. Музыку, написанную для этой оперы, он использовал в дальнейшем.
  5. В это же время композитор работал над циклом пьес, получившим название «Детская». Этот цикл был высоко оценён отечественными и зарубежными критиками.
  6. В 1863 г. финансовое положение семьи Мусоргских стало тяжёлым, их имение перестало приносить доход. Модест был вынужден поступить на службу в качестве чиновника в Инженерное управление, через несколько лет он перешёл в Лесной департамент.
  7. В 1867 г. выходит сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе».
  8. Первым законченным крупным произведением Мусоргского стала опера «Борис Годунов» по одноимённой драматической повести А. С. Пушкина. Окончательный вариант оперы композитор представил в 1870 г. Однако Дирекция Императорских театров постановку не согласовала, и поставить оперу удалось лишь 4 года спустя. «Борис Годунов» собирал полные залы, однако в прессе выходило множество отрицательных рецензий.
  9. В 1874 г. выходит фортепианный цикл «Картинки с выставки», ставший большой творческой удачей Мусоргского.
  10. В середине 70-х гг. Мусоргский задумал создать ещё одно крупное произведение, основанное на истории страны. В работе над «Хованщиной» ему помогал В. Стасов. Но эта работа продвигалась медленно, т.к. композитор параллельно отвлекался на другие проекты.
  11. В эти же годы певец Осип Петров предложил Модесту Петровичу написать комическую оперу «Сорочинская ярмарка» по произведению Гоголя. Над ней, как и над «Хованщиной» композитор работал до конца своих дней.
  12. В 1875 г. между участниками «Могучей кучки» стали возникать противоречия, группа постепенно распадалась. Мусоргский очень болезненно переживал этот процесс. Вдобавок у композитора начались финансовые проблемы, и он вынужден был подрабатывать аккомпаниатором на концертах и давать частные уроки музыки. Также деньгами ему помогали друзья.
  13. В 1878 г. умер близкий друг музыканта – певец Осип Петров. Это стало сильным ударом для Мусоргского. Усугубилась его нервная болезнь и пристрастие к алкоголю.
  14. В 1879 г. знакомая Модеста Петровича – певица Дарья Леонова – пригласила Мусоргского на гастроли по югу России в качестве своего аккомпаниатора. Это стало одним из последних светлых эпизодов в жизни композитора.
  15. 4 февраля 1881 г. Модест Петрович принял участие в вечере памяти Ф. М. Достоевского, где исполнил поразившую всех импровизацию.
  16. В середине февраля 1881 г. Мусоргский пережил приступ белой горячки, после чего был помещён в Николаевский военный госпиталь.
  17. Пока Модест Петрович находился в больнице его хороший друг и знаменитый художник Илья Репин написал его портрет. Картина была написана всего за 4 сеанса и закончена за 10 дней до кончины композитора. Художнику удалось запечатлеть на портрете не только внешность, но и характер великого музыканта.
  18. 16 (28) марта 1881 г. Модест Петрович Мусоргский скончался. Был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Портрет Репина

Портрет Репина

Личная жизнь

О личной жизни композитора известно крайне мало. Он никогда не был женат и не имел детей. По слухам, в юности Модест жил на съёмной квартире с кабацкой певицей, которая вскоре его бросила.

Из сохранившихся писем известно, что Модест Петрович был влюблён в Людмилу Ивановну Шестакову, сестру композитора Михаила Глинки. Однако она испытывала к нему лишь дружеские и материнские чувства.

Некоторые свои произведения (романсы) композитор посвятил сестре известных в то время певцов Опочининых – Надежде Петровне, в которую Модест был, по-видимому, тайно влюблён. Она была старше Модеста на 18 лет.

Также у композитора были отношения с Марией Шиловской, которая тоже была намного старше его.

Вклад композитора

Произведения Мусоргского были оценены по достоинству только после смерти этого гениального композитора. При жизни он страдал от непонимания и непринятия его новаторских взглядов и идей.

Большую работу по приведению в порядок наследия музыканта провёл его друг Н. Римский-Корсаков. Благодаря ему многие произведения Модеста Петровича вышли на большую сцену.

Композитор оставил после себя немного сочинений, т.к. работал над ними медленно и вдумчиво. Он не делал набросков, а придумывал всё сразу до мелочей и писал набело.

Остались его вокальные и оперные произведения (не все законченные), фортепианная музыка, пьесы и сюита.

Великий Модест Мусоргский

Музыку Мусоргского отличает самобытность, национальный колорит, реализм, психологизм, масштабность, театральность, смешение интонационных оборотов, вокализм. Он опередил своё время и оказал большое влияние на развитие музыки в целом.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *