Карл Черни — краткая биография


Карл Черни

Полное имя: Карл Черни
Дата рождения: 21 февраля 1791 г.
Место рождения: Вена, Австрия
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Пианист, композитор
Дата смерти: 15 июля 1857 г. (66 лет)

Место Карла Черни в музыкальной культуре уникально. Он соединил в своем творчестве классицизм (учась у Бетховена, одного из трех великих венских классиков) и романтизм (обучая Ференца Листа, самого яркого представителя эпохи в области фортепианного искусства).

Сложно найти человека, который когда-то учился играть на фортепиано, но никогда не слышал имени этого выдающегося венского музыканта. Ученик может не сыграть ни одной сонаты Бетховена, ноктюрна Шопена или вальса Чайковского, но этюды Черни играл каждый.

Черни знакомит своего ученика Ференца Листа с Бетховеном. Рисунок Рудольфа Липуса.

Черни знакомит своего ученика Ференца Листа с Бетховеном. Рисунок Рудольфа Липуса.

Детство и юность

Карл Черни — австрийский и чешский (по происхождению) педагог, композитор, исследователь музыки. Он родился 21 февраля 1791 г. в Вене в семье педагога и пианиста Венцеля Черни, ставшего первым учителем своего сына. О его матери известно лишь то, что она была скромной уроженкой Моравии, скорее всего, крестьянского происхождения. У своих родителей он был поздним и единственным ребенком.

У маленького Карла не было друзей, братьев и сестер, он воспитывался как маленький взрослый – в труде, бесконечных занятиях и безоговорочном послушании. Отец главной добродетелью считал сдержанность – поэтому слабостям ребенка никогда не потакали. Однако ребенок растет веселым, спокойным, обладает несомненным музыкальным даром и уже в девятилетнем возрасте начинает писать собственные сочинения и даже концертировать. В раннем детстве Карл вместе с семьей покидает Вену и уезжает в Польшу, однако после польского восстания возвращается в Вену, в которой проживет всю свою жизнь.

Молодой Черни. Картина по оригиналу Иосифа Ланзеделлы Старшего.

Молодой Черни. Картина по оригиналу Иосифа Ланзеделлы Старшего.

Краткая биография

  1. 1794 год – возвращается в Вену с родителями, начинает обучение игре на фортепиано под руководством отца.
  2. Зима 1800 года – начинает занятия с великим Бетховеном.
  3. 1806 год — публикует свое первое сочинение для фортепиано и скрипки.
  4. Февраль 1812 года – исполнение Пятого концерта Бетховена (наставник доверил своему ученику впервые исполнить это произведение перед венской публикой).
  5. 1822 год – начинает обучение самого знаменитого своего ученика – Ференца Листа. По воспоминаниям Черни, мальчик был несдержанным, педагогически запущенным, бросал пальцы на клавиатуру как попало, и даже не мог спокойно сидеть на стуле, раскачиваясь из стороны в сторону. Однако именно Черни разглядел гениальность Листа.
  6. 1827 год – умирает главный учитель Карла – Людвиг ван Бетховен. Памяти учителя был посвящен «Траурный марш». В этом же году не стало матери Карла. Он остается наедине с отцом. Тягостные события изменили творческие интересы композитора. В эти годы он занимается духовными поисками, пишет много религиозной музыки – впрочем, большая часть этих сочинений не предназначалась для печати.
  7. 1828 год – встреча с Паганини, которая, по словам Черни, стала яркой вспышкой посреди траура.
  8. 1832 год – смерть отца. До самого конца Карл и не помышлял о том, чтобы завести семью, уехать от родителей или перестать материально их обеспечивать. Однако привязанность была так сильна, что и после смерти отец остался главным человеком в жизни сына.
  9. 1837 год – едет в Лондон и Париж, встречается с Листом. Удивительно, но скромный педагог не побоялся критиковать своего прославленного ученика, сказав Листу о том, что считает его игру слишком сумбурной. Но еще удивительнее, что Лист воспринял замечания педагога с большим вниманием, во многом изменил манеру игры, и позднее говорил о том, что учитель снова помог ему. В этом же году выходит в печать самая известная редакторская работа мастера – «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха.
  10. 1839 год – выходит первая часть «Полной фортепианной школы». Этот труд стал делом его жизни, именно благодаря этому произведению Черни – один из самых известных композиторов среди студентов-пианистов.
  11. 1841 год – написана симфония, которую Черни решил назвать Первой (несмотря на написанные в юности произведения симфонического жанра). Таким образом автор подчеркнул, что предшествующая музыка была «незрелой». Работал композитор тщательно, медленно, однако издатели не спешили публиковать эксперименты мастера, ожидая от него привычных этюдов. Добросовестный Черни, будучи ограничен жесткими условиями издателей, превращает жанр этюда из сугубо практического в высокохудожественный.
  12. 1842 год – выходит в печать заключительная часть фортепианной школы. Черни начинает работать над мемуарами.
  13. 1851 год – выпускает «Обзор всей истории музыки», где раскрывается не только педагогический талант композитора, но и дар глубокого исследователя музыки.
  14. 1852 год – Черни приступает к работе над воспоминаниями о Бетховене, своем незабвенном учителе.
  15. 15 июля 1857 года – смерть Карла Черни в возрасте 66 лет.
Карл Черни

Карл Черни

Личная жизнь

Очень отличался от типичных представителей эпохи романтизма. Был человеком застенчивым, неконфликтным, не любил путешествовать, свой досуг предпочитал проводить скромно, без возлияний и излишеств. Возможно, именно поэтому он никогда не был женат, более того, у биографов Черни нет сведений о какой-то увлеченности женщиной, хотя это свойственно людям искусства.

Современники считали его неэмоциональным, черствым, однако композитор был человеком очень преданным, способным жертвовать своими интересами. Каждый день Черни трудился около двенадцати часов. В старости он живет затворником, заводит кошек, большую часть времени венский музыкант сокрушался, что жизнь истрачена по мелочи, на произведения для развития фортепианной техники, а по-настоящему великие произведения так и не созданы.

Всю свою жизнь он с глубоким уважением заботился о своем отце, Венцеле Черни. Также сыновнюю любовь он испытывал огромную любовь к человеку, которого считал своим вторым отцом – Людвигу ван Бетховену. Детей, которых у Черни не было, заменили его ученики, о которых мастер трогательно заботился.

Наследие Карла Черни

Будучи композитором, педагогом и пианистом, Карл Черни сделал для искусства не меньше тех, кто причислен к великим. Однако для подавляющего большинства он так и остался автором полезных фортепианных упражнений. Так случилось, что композитор оказался заслонен именами Бетховена и Листа, один из которых был его учителем, а второй стал учеником.

«Черни, основатель Pianoforte Technic», иллюстрация из журнала «Этюд», апрель 1927 г.

«Черни, основатель Pianoforte Technic», иллюстрация из журнала «Этюд», апрель 1927 г.

Его авторитет педагога был незыблем, однако значимым композитором скромному автору этюдов так и не удалось стать. К скромному Черни многие современники относились с иронией, считая, что он так и остался лишь учеником Бетховена, забывая о том, что этот же застенчивый человек стал учителем великого Листа, а также одним из самых плодовитых композиторов своего времени.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *