Милий Алексеевич Балакирев — краткая биография


Балакирев Милий Алексеевич

ФИО: Балакирев Милий Алексеевич
Дата рождения: 21 декабря 1836 г. (2 января 1837 г.)
Место рождения: Нижний Новгород
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Композитор, пианист, педагог
Дата смерти: 16 (29) мая 1910 г. (73 года)

Милий Балакирев – выдающийся русский музыкант: пианист, дирижер и композитор, основатель «Могучей кучки» и Бесплатной музыкальной школы. Балакирев – талантливый самородок, не получивший профессионального музыкального образования и почти самостоятельно освоивший исполнительское и композиторское искусство.

Детские годы

Дата рождения Милия Алексеевича Балакирева – 2 января 1837 года (21 декабря 1836-го по старому стилю). Он появился на свет в Нижнем Новгороде, в родовом дворянском особняке на Телячьей улице, в семье Алексея Константиновича Балакирева и Елизаветы Ивановны (в девичестве Ящеровой). Столь необычное имя сыну дала мать: в ее роду оно было популярным.

Позднее в семье Балакиревых родились еще трое детей: дочери Аня, Маша и Варя. Предки Балакирева были богатыми дворянами, мужчины состояли на военной службе. Однако к XIX веку род несколько обеднел, и отец Милия работал титулярным советником, получая скромное жалованье. Мать занималась детьми и хозяйством, музицировала и дала сыну первоначальные навыки игры на фортепиано. Уже в 4 года он играл на рояле, демонстрируя уникальные музыкальные способности.

В 1846 году Милий поступил в Нижегородскую губернскую в мужскую гимназию.

В 1847 году во время летних каникул мать повезла сына в Москву: ей порекомендовали показать мальчика известному педагогу, пианисту и композитору Александру Дюбюку. Всего за 10 занятий с этим наставником талантливый ребенок освоил азы и тонкости фортепианного исполнительства. Вернувшись домой в Нижний Новгород, он продолжил заниматься самостоятельно, а также под руководством Карла Эйзериха – пианиста и дирижера.

Вскоре по приезду из Москвы произошла трагедия: скончалась мать Балакирева. Подросток крайне тяжело переживал ее уход из жизни, почувствовал себя совершенно одиноким духовно – ведь во всей семье только он и Елизавета Ивановна увлекались музыкой. Стресс, пережитый мальчиком, на всю жизнь оставил отпечаток на его психике.

Образование

С 1949 по 1953 годы Балакирев обучался в Дворянском Александровском институте, по окончании которого 16-летний юноша уехал в Казань и поступил на математический факультет Университета в качестве вольнослушателя. Совершенно не понятно – с какой целью он это сделал: склонности к математическим наукам у него не было. В Казани Балакирев подрабатывал частными уроками музыки, а также сочинял: важным произведением этого периода стала фантазия для фортепиано на темы оперы «Жизнь за Царя» Глинки.

В 1954 году, не проучившись и двух лет, Милий бросил Университет и вернулся домой. По приглашению Карла Эйзериха Балакирев начинает дирижировать его оркестром, выступает на ярмарках, в театре и Дворянском собрании.

Важным событием в судьбе молодого музыканта стало знакомство с Александром Дмитриевичем Улыбышевым – писателем, переводчиком и музыковедом. По четвергам и субботам в его особняке проходили симфонические вечера, и Балакирев стал их постоянным участником.

Милий Балакирев в молодости

Милий Балакирев в молодости

Переезд в Санкт-Петербург

В 1855 году вместе с Улыбышевым 18-летний Милий приехал в Санкт-Петербург. Александр Дмитриевич представил своего молодого ученика и коллегу музыкальной общественности столицы и познакомил его с Михаилом Ивановичем Глинкой – мэтром русской композиторской школы. Глинка оценил произведения юного композитора, в том числе фантазию на темы своей оперы, и «благословил» Балакирева на дальнейшую творческую деятельность, подарив на память свой портрет.

С 1855 года Балакирев выступал на различных концертных площадках Санкт-Петербурга в качестве пианиста и дирижера.

Милий Балакирев в 60-ые года

Милий Балакирев в 60-ые года

«Могучая кучка»

По приезду в Питер Милий Алексеевич познакомился и подружился также с литературным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Они оба были вольнодумцами, увлекались идеями таких идеологов того времени, как Белинский, Герцен, Чернышевский. Вместе со Стасовым Балакирев основал творческое объединение музыкантов, которое именовалось «Балакиревский кружок» или «Могучая кучка». Позднее, в конце 1850-х – начале 1860-х, в это содружество также вошли композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков.

«Могучая кучка» пропагандировала идеи национального искусства. В своем творчестве кучкисты продолжали традиции М.И. Глинки, широко использовали мелодику русских народных песен и церковных песнопений. Кружок просуществовал около 15 лет и распался в результате расхождения взглядов его участников.

Кружок «Могучая кучка»

Кружок «Могучая кучка»

Музыкально-общественная деятельность

  • В 1862 году по инициативе Балакирева и хорового дирижера Гавриила Якимовича Ломакина в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа – частное образовательное заведение для талантливых людей всех социальных слоев и возрастов, не имеющих возможности платить за обучение. Здесь готовили музыкантов для симфонических оркестров и церковных хоров. Инструментальным направлением заведовал Балакирев, а вокально-хоровым – Ломакин, он же возглавлял школу.
  • В 1866-м музыканта пригласили в Прагу для руководства постановкой опер Глинки «Руслан и Людмила» и «Жизнь за Царя». Спектакли, которыми дирижировал Милий Алексеевич, были по достоинству оценены слушателями и музыкальной критикой.
  • В 1867-69 Балакирев выступал в качестве дирижера концертов Императорского Русского музыкального общества (РМО). В этот же период он отказался от приглашения Николая Рубинштейна на должность профессора Московской консерватории, поскольку считал себя самоучкой без профессионального образования.
  • В 1868 Ломакин отказался от поста директора Бесплатной музыкальной школы, и руководителем до 1874 года числился Балакирев.

Кризис 1870-х годов

Милий Алексеевич несколько раз в жизни менял свои взгляды: от атеизма перекинулся к суевериям и гаданиям, а в начале 1870-х стал очень набожным. Он порой резко высказывал свои взгляды на искусство, что привело к отстранению его от руководства РМО и распаду «Могучей кучки».

В 1872 году, на фоне идеологических метаний и духовного кризиса, жизнь Балакирева сильно изменилась: он устранился от музыкально-общественной деятельности, кардинально сменил род деятельности – устроился служащим на Варшавскую железную дорогу в магазинную контору. Он стал затворником, жил в окружении подобранных им на улице собак и кошек, перестал есть мясо. Кроме того, он непрестанно молился и всерьез собирался постричься в монахи. Духовник Балакирева священник Иван Верховской отговорил композитора от этого шага, убедив продолжить музыкальную карьеру.

Глава Придворной певческой капеллы

С начала 1880-х годов Милий Алексеевич начал постепенно возвращаться к мирской жизни и музыкально-общественной деятельности. В 1881 году он снова стал директором Бесплатной музыкальной школы.

В 1883 году Балакирев принял предложение стать руководителем Придворной певческой капеллы. За 11 лет работы на этом посту он проявил свои качества организатора и внес существенный вклад в развитие отечественного хорового и искусства:

  • Разработал и применил на практике программу научных классов, призвав к сотрудничеству Н. А. Римского-Корсакова.
  • Расширил и углубил подготовку оркестрантов, чтобы те певцы капеллы, которые в силу потери голоса не смогли продолжить певческую карьеру, получили возможность стать музыкантами-исполнителями в оркестре.
  • Организовал масштабную реконструкцию здания Капеллы, модернизацию учебных аудиторий и концертных залов.

Последние годы жизни

В 1894 году Балакирев уволился из Капеллы, и у него появилось время для собственной композиторской деятельности. В этот период он писал много духовной музыки, занимался доработкой и редакцией своих старых сочинений, а также произведений других композиторов – в частности, М.И. Глинки.

В последние годы жизни Милий Алексеевич становился все более нетерпимым и категоричным к любому мнению, не совпадающему с его собственным. Он стал ярым славянофилом, антисемитом, мог быть крайне резким и недружелюбным в общении. Некоторые люди из его близкого окружения, шокированные подобным поведением, переставали с ним общаться.

Милий Балакирев в старости

Милий Балакирев в старости

В 1905 году Балакирев не принял революционных взглядов многих своих друзей и коллег и осудил произошедшую в России революцию. Этим он еще больше оттолкнул от себя прогрессивно настроенную общественность.

16 (29) мая 1910 года Милий Алексеевич умер в возрасте 73 лет. Несмотря на то, что в последние годы он совсем отошел от публичной жизни, его хоронили как выдающегося деятеля отечественной культуры. Могила композитора находится в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище.

Личная жизнь

Милий Балакирев никогда не был женат, детей у него тоже не было. Ничего не известно о каких-либо его романтических увлечениях. Очевидно, стресс, полученный в юности после смерти матери, религиозные метания и, в итоге, ортодоксальная набожность определили духовный мир музыканта.

Заслуги

Балакирев оставил не очень большое, но весомое творческое наследие: две симфонии, несколько оркестровых увертюр, фантазий, концертов, симфоническую поэму «Тамара», фортепианные сочинения, около 50 песен и романсов, хоровые опусы.

В отечественной русской культуре Балакирева почитают как основателя «Могучей кучки», Бесплатной музыкальной школы, реорганизатора Певческой капеллы.

В родном городе композитора Нижнем Новгороде работает музей Балакирева. Его именем названо множество географических и культурных объектов: улицы и площади в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и других городах, музыкальные школы и колледжи.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *