Родион Щедрин — биография композитора


Щедрин Родион Константинович

ФИО: Щедрин Родион Константинович
Дата рождения: 16 декабря 1932 г. (91 год)
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Композитор, пианист, педагог, общественный деятель

Когда мы слышим имя Родиона Щедрина, в памяти встает его «Кармен-сюита», выдающаяся симфоническая аранжировка оперы Жоржа Бизе. Но творческая биография композитора гораздо богаче, сегодня его считают живым классиком академической музыки.

Детские годы

Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в доме, где все было наполнено музыкой. Его отец – Константин Михайлович – был одаренным скрипачом с феноменальной музыкальной памятью. Сам Щедрин впоследствии вспоминал, что отец на любом инструменте не учась мог воспроизвести любую услышанную мелодию. Отец вместе с братьями – дядями Родиона – частенько устраивал домашние концерты. Это три они гордо называли «Оркестр братьев Щедриных». Мать – Конкордия Ивановна – занимала должность экономиста в Большом театре и тоже обожала музыку.

Родион Щедрин в детстве (справа с отцом)

Родион Щедрин в детстве (справа с отцом)

Родители всеми силами старались заинтересовать музыкой и Родиона. Семья жила в Москве, и в 1941 году мальчик поступил в Центральную музыкальную школу, куда брали одарённых детей. Но осознание, что он обязательно станет композитором, пришло позже.

Из-за войны семья Щедриных на некоторое время была эвакуирована в Куйбышев. По возвращении маленький Родион снова пошел в ЦМШ, но учёба в военное время не задалась: он два раза пытался убежать на фронт. Однажды их с товарищем поймали в Кронштадте и в вагоне для арестантов отправили домой.

После этого инцидента Щедрина перевели в Московское хоровое училище. В этом заведении царили почти армейские порядки, строгая атмосфера заставила Родиона стать более дисциплинированным. На протяжении 6 лет он занимался музыкой и делал первые шаги в композиторском искусстве. Хоровое пение также увлекало мальчика, к тому же училище часто посещали именитые музыканты – Гилельс, Козловский, Рихтер. Именно там к будущему композитору пришло понимание, что он действительно хочет посвятить жизнь музыке.

В молодости

В молодости

События биографии

  1. В 1950 году Щедрин был принят в Московскую государственную консерваторию, причем он поступил сразу на два факультета: фортепианный и композиторский. Уже в студенческие годы талант Щедрина был замечен: его приняли в Союз композиторов и отметили премией успех его сочинения – Первого концерта для фортепиано, где были эффектно обыграны мотивы частушек «Балалаечка гудит» и «Семëновна».
  2. В 1955 году Щедрин окончил консерваторию. К этому времени он стал известен в театральных кругах, ему заказывал балеты Большой театр. 4 года композитор посвятил учёбе в аспирантуре.
  3. 1960 год принёс Р.К. Щедрину признание широкого зрителя. Его балет «Конёк-Горбунок» был поставлен в Большом театре и имел оглушительный успех. К этому времени уже сформировался композиторский стиль Щедрина, в котором отчетливо звучал интерес к народной музыке.
  4. 20 апреля 1967 года состоялась премьера легендарного балета «Кармен-сюита», поставленного хореографом Альберто Алонсо для Майи Плисецкой. Именно ей, великой балерине и по совместительству супруге Родиона Щедрина, принадлежала идея рассказать историю Кармен в танцевальном спектакле. Интересно, что изначально Майя Михайловна не планировала обращаться к мужу-композитору. Она безуспешно пыталась договориться с Дмитрием Шостаковичем, потом с Арамом Хачатуряном. В итоге «Кармен-сюита» стала визитной карточкой именно Родиона Щедрина. Работая над балетом, Щедрин обратился к жанру транскрипции. Он виртуозно скомпоновал и обыграл фрагменты из произведений Жоржа Бизе: оперы «Кармен» и сюиты «Арлезианка». Важная роль в партитуре была отведена ударным инструментам, барабанам, кастаньетам и даже колоколам. В этом же 1967 году получил Орден «Знак Почёта».
  5. В середине 1960-х Щедрин начал преподавать в родной Московской консерватории на композиторском факультете. Но в 1969 году ему пришлось оставить эту должность из-за разногласий с руководством. Параллельно преподавательской деятельности он активно выступал как исполнитель своих сочинений.
  6. В 1973 году Щедрина избрали председателем правления Союза композиторов РСФСР. Этот пост он будет занимать 26 лет. По словам дирижера Владимира Спивакова, Щедрин помогал многим начинающим музыкантам и композиторам. Кроме того, он поддерживал отношения с коллегами, высланными из страны в 1974 году, − Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем.
  7. 7 июня 1977 года состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Мёртвые души», над которой композитор трудился 10 лет. Постановка имела успех у публики, критики отмечали, что в партитуре удалось совместить несовместимое и точно передать дух гоголевской поэмы, но, в отличие от других сочинений Щедрина, эта опера на время исчезла из регулярного репертуара театров. Сейчас «Мëртвые души» в постановке режиссера Василия Бархатова можно посмотреть в Мариинском театре.
  8. В 1980 году Щедрин написал музыку к балету по пьесе Чехова «Чайка», а в 1985 – к балету по рассказу «Дама с собачкой», хореографом выступила сама Майя Плисецкая, она же была исполнительницей главной роли в обеих постановках.
  9. В 1992 году Родион Щедрин написал оперу «Лолита» по одноименному роману Владимира Набокова. Щедрин утверждал, что большинство читателей, смущённые сюжетной канвой, не понимают всю глубину этой книги. По его мнению, «Лолита» – это произведение о тоске по красоте, которая так мимолетна.
  10. 14 декабря 1994 года в Стокгольме прошел премьерный показ «Лолиты». Российский зритель впервые увидел оперу Щедрина в 2003 году в Пермском оперном театре, а с 2020 года под музыкальным руководством Валерия Гергиева спектакль обосновался в репертуаре Мариинского театра.
  11. В 2002 году по заказу из Нью-Йорка Щедриным была написана музыка к оперному спектаклю «Очарованный странник».
  12. В 2015 году Щедрин написал свою последнюю на сегодняшний день оперу «Рождественская сказка».
  13. В 2019 году состоялась премьера «Мессы поминовения» − произведения, написанного в память о Майе Плисецкой.
  14. В феврале 2022 года благодаря Щедрину в Москве появилось место, где можно больше узнать о Майе Михайловне, о совместной жизни супругов, посмотреть уникальные костюмы, в которых выступала балерина: например, там представлено платье Пьера Кардена к фильму-балету «Анна Каренина». Это место – Музей-квартира Майи Плисецкой на Тверской, где супруги жили почти 30 лет. Также там хранятся такие памятные вещи, как партитура к опере «Мëртвые души» и концертный фрак и бабочка Щедрина.
  15. 1 сентября 2022 композитору был присвоен орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Этой наградой был отмечен его вклад в развитие российской культуры. До этого он уже получал награду II, III и IV степени в 2007, 2002 и 2012 г.
Композитор Родион Щедрин

Композитор Родион Щедрин

Личная жизнь

В 1958 году на вечере у Лили Брик Щедрин впервые увидел легендарную балерину Майю Плисецкую. Через три года, во время подготовки к премьере балета «Конёк-горбунок», композитор приходил на репетиции Большого театра, где также встречался с Майей.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая в молодости

Родион Щедрин и Майя Плисецкая в молодости

Плисецкая и Щедрин оставались неразлучны со дня свадьбы 2 октября 1958 года и до смерти Майи Михайловны в 2015 году в возрасте 89 лет.

В 90-е супруги перебрались в Мюнхен, но частенько приезжали в Россию. Детей у пары не было. Это был союз двух выдающихся людей, который дал миру шедевры балетного и музыкального искусства. Щедрин называл себя «Майяманом», а Плисецкая говорила, что вся ее жизнь «в нём и ради него».

Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Интересный факт: в молодости Родион Щедрин увлекался водным спортом, он имел первый разряд по водным лыжам и третий – по виндсёрфингу.

Достижения

Родион Щедрин внес неоценимый вклад в музыкальную культуру XX и XIX веков. Его стиль отличают мощные фольклорные мотивы, почерпнутые из народных песен, частушек, плачей. Щедрин написал 5 балетов, 7 опер, 3 симфонии, 14 концертов, писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам. В своём творчестве опирается на произведения русских писателей и поэтов – Пушкина, Гоголя, Чехова, Лескова. Композитор утверждает, что невозможно создать ничего лучше, больше того, что создали они, великие люди, писавшие на «материнском языке».

Имеет почетные звания:

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970 г.)
  • Народный артист РСФСР (1976 г.)
  • Народный артист СССР (1981 г.)


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *