ФИО: | Ходасевич Владислав Фелицианович |
Дата рождения: | 16 (28) мая 1886 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Поэт, переводчик |
Дата смерти: | 14 июня 1939 г. (53 года) |
Детство и юность
Владислав Ходасевич родился 16 (по новому стилю 28) мая 1886 года в Москве. Кроме него, в семье было еще 5 детей. Его отец, Фелициан Ходасевич, польский дворянин, был владельцем магазина фототоваров. Мать, Софья Яковлевна, была дочерью писателя Якова Брафмана, еврея, перешедшего в православие. Сама она была католичкой.
Владислав же всю жизнь был равнодушен к религии. В 3 года он научился читать, в 7 лет сочинил первый стишок. С 1896 по 1904 год учился в гимназии. Решив пойти по стопам старшего брата Михаила, ставшего адвокатом, Владислав поступил на юрфак Московского университета. Но, осознав, что юриспруденция – не его стихия, и чувствуя призвание к литературе, в следующем году перешел на историко-филологический факультет. Однако университета он так и не окончил.
За учебу надо было платить, а денег не было. Все деньги, какие ему удавалось достать, он проигрывал в карты. Его увольняли из университета за неуплату, потом восстанавливали, снова увольняли… Это тянулось до 1910 года, когда он расстался с университетом окончательно.
Краткая биография
- 1908. Дебютировал стихотворным сборником «Молодость», посвященным его первой жене Марине Рындиной.
- 1910. Для лечения болезни легких едет в Италию.
- 1914. Выпускает второй сборник «Счастливый домик». Когда началась Первая мировая война, по болезни был освобожден от призыва в армию. Публикуется в либеральных газетах «Русские ведомости» и «Утро России» как фельетонист, критик и переводчик.
- 1917. К революции отнесся сочувственно, но вскоре разочаровался в большевиках. Пришел к выводу, что заниматься творчеством при этой власти невозможно.
- 1918. Поступает на службу в театральный отдел Наркомата просвещения, ведет курсы литучебы в Пролеткульте, организует совместно с другими литераторами кооперативную книжную лавку, заведует московским отделением издательства «Всемирная литература». Вся эта бурная деятельность отнюдь не была вызвана революционным энтузиазмом. Она имела одну цель – заработать себе на жизнь в это голодное время.
- 1919. Возглавляет московскую Книжную палату.
- 1920. По приглашению Горького перебирается в Петроград, где условия были немного лучше. Издает третий сборник стихов «Путем зерна».
- 1921. Четвертый сборник «Тяжелая лира». Последние две книги вызвали благожелательные рецензии и сделали его широко известным в литературных кругах.
- 1922. Покидает Россию, еще не зная, что это навсегда. Пока еще не как эмигрант, а для «поправки здоровья». Путь его лежит в Берлин. Здесь вместе с Горьким он основывает аполитичный журнал «Беседа» для «наведения мостов». Предполагалось, что там будут печататься как советские писатели, так и эмигранты. Журнал просуществовал три года, после чего закрылся из-за финансовых трудностей.
- 1924. Гостит у Горького на Капри.
- 1925. Советские власти отказались продлить ему загранпаспорт. Ходасевич оказывается перед выбором: вернуться в Россию, где ему пришлось бы угождать большевикам, или остаться за границей на правах эмигранта, что тоже было не сладко. Он выбрал то, что казалось ему меньшим злом. Переезжает в Париж. Сотрудничает как литературный критик в газетах, издававшихся здесь Керенским и Милюковым.
- 1927. Издал большую книгу «Собрание стихов», куда вошли все ранее изданные стихи плюс новый цикл «Европейская ночь». Этим он подвел итоги своего поэтического творчества и больше стихов не писал. Возглавил литературный отдел эмигрантской газеты «Возрождение», где будет работать до конца своих дней.
- 1928. Начинает работу над мемуарами.
- 1931. Издает книгу «Державин».
- 1937. Выходит сборник статей «О Пушкине».
- 1939. Издает мемуары под названием «Некрополь. Воспоминания». В это время он был уже тяжело болен и 14 июня скончался. На похоронах его присутствовал весь цвет русской эмиграции. Покоится на кладбище Булонь-Биянкур близ Парижа.
Личная жизнь
Ходасевич пережил немало любовных увлечений, причем всех своих возлюбленных и жен находил в литературной среде. Первой его большой любовью была экстравагантная блондинка, дочь полковника Марина Рындина. Обоим было всего по 18 лет, когда они поженились. Но почти сразу после свадьбы Марина начала ему изменять, и через пару лет они разошлись.
Второй его женой стала Анна Чулкова-Гренцион, сестра поэта Георгия Чулкова. Их отношения завязались еще в 1911 году, но оформили брак они лишь в 1917. Вместе с ними жил и сын Анны от первого мужа, ставший впоследствии советским киноактером под псевдонимом Эдгар Гаррик.
В 1922 году Ходасевич бросил жену, уехав в Германию со своей новой возлюбленной, начинающей поэтессой Ниной Берберовой. Их неофициальный брак продолжался 10 лет, до 1932 года. Последней, четвертой женой Ходасевича стала в 1933 году Ольга Марголина, чья судьба была трагична. После оккупации Франции нацистами в 1942 году она, как еврейка, была отправлена в концлагерь Освенцим, где и погибла. А вот детей у него не было ни от одной из четырех жен.
Все его друзья тоже были литераторами. Еще в ранней молодости он сблизился с поэтом-символистом Валерием Брюсовым и писателем Борисом Зайцевым. Хотя Брюсов был для него скорее учителем, чем другом. Позже их отношения испортились. В 1916 и 1917 годах посещал в Крыму поэта Максимилиана Волошина. Хорошие отношения сложились у него с Горьким.
След в поэзии
Ходасевич был прежде всего поэтом, но мнения о его месте в русской поэзии крайне противоречивы. Горький считал его лучшим поэтом своего времени, а Асеев заявил, что он вообще не поэт. Это, конечно, крайности, а истина в том, что Ходасевич – один из лучших поэтов «серебряного века». Но в Советском Союзе его творчество замалчивалось, поскольку он был эмигрантом. А когда в период «перестройки» его стали публиковать, то поняли и оценили его лишь немногие. Неудивительно, потому что он и был поэтом для немногих, а не для «массового» читателя.
Его поэзию отличает высокая духовность, она выстрадана им. Другой его характерной чертой была независимость. Он не принадлежал ни к каким литературным школам и течениям, не придерживался никаких идеологий, сотрудничая в изданиях самой разной политической окраски, от большевистских до монархических. Значителен его вклад в русскую литературу и как литературного критика, мемуариста, переводчика.