Спиридон Михайлович Михайлов — краткая биография


Михайлов Спиридон Михайлович

ФИО: Михайлов Спиридон Михайлович
Дата рождения: 16 (28) декабря 1821 г.
Место рождения: д. Юнгапоси, Казанская губерния
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Писатель, историк, этнограф
Дата смерти: 15 января 1861 г. (39 лет)

Спиридон Михайлов — известный чувашский этнограф, ставший первым писателем Чувашии. Ему принадлежит немало интересных публикаций, критики, очерков и исследовательских работ. Он первым из соотечественников получил признание в литературных и научных кругах, сумев убедить людей по-новому взглянуть на Чувашию и её народ.

Детство и юность

Спиридон Михайлович родился 16 (28 по новому стилю) декабря 1821 года в небольшом посёлке Юнгапоси Козьмодемьянского уезда. Его отец Михаил Семёнович был крестьянином среднего достатка. Степанида Николаевна, мать будущего этнографа, была весьма образованной женщиной. Она свободно говорила на двух языках — чувашском и русском. В дальнейшем именно благодаря ей сын получил такие же знания. Маленький Спиридон Яндуш-Михайлов был очень сообразительным и талантливым мальчиком.

Нередко у родителей Спиридона гостил русский купец из Козьмодемьянска Т.Ф.Михеев. Он обратил внимание на смышлёного парнишку, которого взял к себе на воспитание. Конечно, самому купцу некогда было заниматься с мальчиком. Однако его родственница, Анна Дворникова, сумела стать второй матерью для юного Спирки. Позднее писатель вспоминал о ней как о душевной и очень доброй женщине. С теплом говорил Михайлов и о своём наставнике, работавшем писцом магистрата.

Трудовой и творческий путь

  • В 1834 году купец Михеев умер, и уже тогда юному Спиридону пришлось начинать свой трудовой путь. Он сумел устроиться помощником писаря в Козьмодемьянском уезде. Через несколько лет молодой человек получил должность писца при земской полиции в Козьмодемьянске. Такая работа позволяла не только совершенствовать свои навыки в работе с бумагами и составлении документов, но и заниматься самообразованием. Михайлов имел доступ к библиотекам и книжным хранилищам. Он с упоением читал художественные и научные труды самых разных авторов.
  • В 1839 году Спиридон поступил на службу к приставу А.В.Писриеву, участнику Отечественной войны 1812 года. Это был благородный и принципиальный человек, который не переносил произвола власть имущих. Позднее Михайлов вспомнит годы службы у него как “три года школы порядочности”. Он многому научился у Писриева, который поддерживал толкового юношу.
  • По окончании работы у Писриева, в 1842 году, Спиридона Михайловича пригласили на службу в Козьмодемьянский земский суд. Он получил должность переводчика и письмоводителя. Михайлов прекрасно знал чувашский, русский и марийский языки, а потому был крайне ценным работником. Козьмодемьянский земский суд стал последним местом работы Михайлова — здесь он служил до конца жизни.
  • Уже в первый год своей работы в качестве переводчика Спиридон обнаружил в архивах суда немало старых журналов, которые с удовольствием читал. Довольно быстро он понял принцип построения структуры произведений для печатных изданий. С 1843 года он регулярно читал журналы Министерства внутренних дел, Министерства народного просвещения. Очень скоро Михайлов приобщился к русской культуре. Несомненно, уже тогда он мечтал оставить след в отечественной литературе.
  • В 1850-е годы выходят первые произведения Спиридона Михайловича. Он начинает писать свои первые публицистические заметки. Впервые работа Михайлова была напечатана в газете «Казанские губернские ведомости». Её редактор А.И.Артемьев поддерживал творческие начинания автора, вдохновляя его на создание новых работ.
  • В 1852 году Михайлов знакомится с востоковедом И.Н.Березиным, который сотрудничал с «Казанскими губернскими ведомостями». Березин отметил необыкновенный талант начинающего публициста. Вскоре после знакомства с одарённым автором он на собственные средства издал первую книгу Спиридона Михайловича «Чувашские разговоры и сказки».
  • Некоторые работы Михайлова так и не были опубликованы. Эти статьи не были неудачными, однако не соответствовали запросам редакции. Очень быстро Михайлов понял, что особенный интерес представляют исторические и этнографические очерки. Уже совсем скоро в свет выходит его работа «Балдран-базар в Козьмодемьянском уезде» (1852), где рассказывалось о народном гулянии неподалёку от деревни Сарлейкиной.
  • Уже через год Спиридон Михайлович опубликовал свой большой труд «Чувашские свадьбы». Он детально описывал свадебные ритуалы и старинные обряды, которых чуваши придерживались в то время. Критики, изучавшие работы Михайлова, отмечали, что автор пишет очень простым и лёгким слогом, благодаря чему его изыскания понятны даже обывателю. Это была главная особенность творчества этнографа — он умел делать материал доступным каждому читателю.
  • В 1853 году газета «Казанские губернские ведомости» издала новую работу Михайлова. Теперь исследования были посвящены изучению чувашского этноса. Учёный приводил описание особенностей внешности и национального костюма представителей своего народа. Здесь же приводились рассуждения Михайлова о происхождении чувашей. Спиридон Михайлович отмечал, что их предками выступали различные древние племена, между которыми происходили взаимодействие и культурный обмен.
  • Во второй половине 1853 года мир увидел труд «Статистические очерки Козьмодемьянского уезда». В нём Михайлов проявил себя не только как историк и этнограф, но и как экономист. Автор провёл детальные социологические исследования, отметив динамику роста и причины уменьшения численности определённых этнических групп.
  • В 1855 году в газете появляется новая статья Михайлова – «Покровская ярмарка в Козьмодемьянском уезде». В ней он рассказывает о товарах и торговцах знаменитой ярмарки. Интересной особенностью этой работы является описание обстановки и умение сочетать взгляд обывателя и учёного. Спиридон Михайлович сумел по-разному взглянуть на торговцев и особенности их отношений с покупателями, на некоторые национальные черты в этих аспектах.
  • Через год Спиридон Михайлович получил должность члена-корреспондента Казанского губернского статистического комитета. Большинство его трудов направлялись в комитет, откуда пересылались в газету.
  • В 1856 году исследователь начал свой многолетний труд над книгой, посвящённой Чувашии и её народу. Лишь через четыре года работа была завершена. Название её говорит само за себя – «Историко-этнографический очерк быта чуваш». К сожалению, этот очерк Михайлова так и не был опубликован, а рукопись не сохранилась до наших дней.
  • Особое внимание этнограф уделял праздникам и традициям, связанным с ними. Им были опубликованы статьи «Масленица у горных черемис» (1856) и «Масленица в Козьмодемьянске» (1860). Многие его работы были отмечены известными русскими учёными. Михайлов стал первым чувашским исследователем, получившим признание в научной среде.
  • В последние годы жизни Спиридон Михайлович писал нравоучительные рассказы. Словно предчувствуя скорую кончину, он стремился призвать людей быть честными, верными долгу и чести. Учёный умер 15 января 1861 года в возрасте 39 лет.
Спиридон Михайлович Михайлов

Спиридон Михайлович Михайлов

Личная жизнь

Многие годы Спиридон Михайлов прожил с женой Екатериной Петровной. На девушке из мещанского сословия он женился в 1843 году. Поскольку сам Спиридон Михайлович всю жизнь числился как крестьянин, то и его супруга после бракосочетания стала государственной крестьянкой.

Жизнь Екатерины и Спиридона была непростой. Михайлов получал небольшое жалованье, которого едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Но жена не жаловалась, стараясь во всём поддерживать учёного. Своих детей у пары не было, однако на воспитание они взяли приёмную дочь Феодосию, которую воспитывали как родного ребёнка.

Заключение

Спиридон Михайлов стал одним из самых известных чувашских исследователей. Его изучение племён и народностей, проживающих в окрестностях Козьмодемьянска, внесло неоценимый вклад в развитие русской этнографии.

Портрет Спиридона Михайлова

Портрет Спиридона Михайлова

Многие очерки Михайлова о чувашах, их обычаях и образе жизни помогли лучше понять этот народ, углубившись в его историю и культуру. Сегодня именем Спиридона Михайловича названы улицы в Козьмодемьянске и Чебоксарах. На его малой родине память о выдающемся чувашском этнографе продолжает жить.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *