ФИО: | Тушнова Вероника Михайловна |
Дата рождения: | 14 (27) марта 1911 г. |
Место рождения: | Казань |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Поэтесса, переводчица |
Дата смерти: | 7 июля 1965 г. (54 года) |
Детство и юность
Вероника Тушнова родилась в 1911 году в Казани в семье профессора ветеринарного института Михаила Павловича Тушнова и Екатерины Георгиевны (Постниковой). В годы гражданской войны благополучной профессорской семье пришлось пережить голод, разруху, болезни. С этими испытаниями связаны первые детские впечатления Вероники.
Она с детства любила природу, видела ее красоту и пыталась выразить в рисунках и стихах, которые рисовала и писала в большом количестве, но скрывала от отца. Михаилу Павловичу, человеку властному, это могло не понравиться: он связывал будущее дочери с медициной.
Вероника училась в лучшей школе Казани. К концу учебы отлично владела английским и французским языками. Учитель литературы заметил литературную одаренность девушки и постоянно приводил в пример одноклассникам ее сочинения.
При этом она не оставляла литературного творчества. Однажды показала свои стихи поэтессе Вере Инбер. Та посоветовала ей заниматься поэзией по-настоящему.
Краткая биография
- 1941 – поступила в Московский Литературный институт, но обучение было прервано войной. Веронике с мамой и маленькой дочкой пришлось эвакуироваться в Казань. Работала палатным врачом в нейрохирургическом госпитале для раненых. И здесь не бросала поэзию, писала в перерывах между дежурствами и запомнилась коллегам и раненым как «доктор с тетрадкой».
- 1943 – вернулась в Москву, работала в госпитале врачом-ординатором.
- 1944 – первые публикации. В журнале «Новый мир» напечатано стихотворение «Хирург», а в «Комсомольской правде» – подборка «Стихи о дочери». Вероятно, в этот период Вероника оставила медицину и стала заниматься только любимым делом – литературой.
- 1945 – вышла «Первая книга» – первое авторское издание Тушновой. Большая часть стихов посвящена военным будням госпиталей. В дебютном издании обозначился стиль поэтессы – умение художественно представить детали быта; просто, но небанально и проникновенно выразить сложные чувства. Творчество Тушновой высоко оценил известный театральный актер Василий Качалов – он восторгался ее стихами. Критика рассмотрела в поэзии дебютантки «камерность» и «салонность», что было недостатком для советской литературы. Поэтесса шла по пути, несвойственному большинству успешных советских поэтов.
- 1946 – стала членом Союза писателей.
- 1947 – участие во Всесоюзном совещании молодых писателей.
- 1950-е – после критических упреков в адрес первого сборника Тушнова долго не решалась представить на суд читателей вторую книгу. Но продолжала писать стихи и занималась другой литературной работой: писала рецензии для издательства «Художественная литература», переводила зарубежную поэзию (поэтов Средней Азии, Прибалтики, Югославии, Польши и других), писала газетные очерки, вела семинар в Литературном институте.
- 1952 – написала поэму «Дорога на Клухор». Поэма – свидетельство попыток Тушновой найти свое место в советской поэзии тех лет. Это произведение, чуждое поэтессе по риторике, с несвойственным ей пафосом. Но именно оно получило хорошие отзывы критиков.
- 1954 – издан второй сборник «Пути-дороги». Книга – поэтический итог многочисленных поездок по стране, наполненная атмосферой путешествий, знакомств, дорожных размышлений и переживаний с вплетенными лирическими и любовными сюжетами. С выходом сборника поэтесса обрела своих читателей, оценивших глубину и искренность ее лирики. Критика же считала, что ей не удалось еще обрести «свой голос и творческое лицо».
- 1958 – вышла книга «Память сердца». Это был сборник «чистой» лирики, в котором звучала тема любви, человеческих чувств и отношений. К этому времени поэзией Тушновой зачитывалась страна, книги быстро раскупались.
- 1960-е – работала над «Поэмой памяти», посвященной матери и дочери. Произведение не было закончено.
- 1965 – последний (седьмой) прижизненный сборник «Сто часов счастья» вышел из печати накануне ухода Вероники Михайловны из жизни. В его строках воплотилась трагическая любовь к Александру Яшину. Сигнальный экземпляр из типографии доставили поэтессе в больничную палату. Одноименное стихотворение, вошедшее в книгу, стало визитной карточкой ее поэзии.
- 1965, 7 июля – умерла от онкологического заболевания. Похоронена на столичном Ваганьковском кладбище.
Личная жизнь
В 1938 году Тушнова вышла замуж за Юрия Розинского, известного психиатра.
В 1939 родилась дочь Наталья. Во время войны Юрий оставил семью, не вернувшись к жене и дочери после демобилизации. Вероника тяжело переживала предательство мужа. Вероятно, именно к Юрию обращено знаменитое стихотворение «Не отрекаются любя». Позднее Розинский вернулся к бывшей супруге, будучи тяжело больным. Вероника Михайловна приняла его и самоотверженно заботилась о нем.
Второй раз Тушнова вышла замуж в начале 50-х годов за Юрия Тимофеева, редактора издательства «Детский мир». Брак омрачался частыми размолвками и распался через 10 лет.
В 1958 году она познакомилась с писателем Александром Яшиным. Это был красивый, сильный человек, яркая личность. Для обоих встреча стала началом всепоглощающей любви. Но соединиться пара не могла. У Яшина было семеро детей от двух браков. Он любил жену и не помышлял об уходе из семьи. Сохранить тайну отношений не получилось. Когда поползли слухи и начались пересуды, Яшин принял решение о разрыве с Вероникой. Расставание произошло незадолго до того, как у нее была диагностирована смертельная болезнь. Близкие говорили, что она умирала не только от болезни, но и от тоски. Без любви, которую ждала и искала всю жизнь, она не смогла жить.
Единственная дочь Тушновой Наталья Розинская стала филологом. Имеет сына, дочь и трех внуков.
Талант и известность
Вероника Тушнова – русская советская поэтесса и переводчица, наиболее известная своей любовной лирикой. Ее поэзии свойственна высокая степень открытости, чистота и точность интонаций, сдержанность в выражении сильных чувств. Благодарная любовь ко всему дарованному судьбой, стремление дорожить каждым мгновением счастья – важнейшие ее мотивы. Любовь в представлении поэтессы – всегда нравственный стимул, ступень для развития души, независимо от того, является ли она радостью и счастьем или страданием.
Песни, написанные на стихи Тушновой в 70-80-е годы прошлого века, обрели фантастическую популярность.