Рокотов Федор Степанович — краткая биография


Рокотов Федор Степанович

ФИО: Рокотов Федор Степанович
Дата рождения: ≈1736
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Неизвестно
Деятельность: Художник, портретист
Дата смерти: 12 (24) декабря 1808 г. (≈72 года)

Известный мастер портретного жанра

В лице Рокотова Фёдора Степановича отечественная культура приобрела талантливого, своеобразного портретиста, создавшего неповторимый стиль. Изображённые им люди смотрят на зрителя будто сквозь лёгкий туман. Знаменитая «рокотовская дымка» на полотне отделяет от нас современников 18 столетия. Это был век Просвещения и утверждения принципов классицизма в искусстве.

Тайна происхождения Ф.С. Рокотова

Будущий художник родился в 30-е годы 18 века в имении Воронцово, бывшее в екатерининскую эпоху подмосковьем. Точная дата не зафиксирована, очевидно, из-за внебрачного появления на свет. Предположительно, отцом ребёнка был князь П.И. Репнин, хозяин имения, позже давший побочному сыну вольную.

Автопортрет Ф. Рокотова (примерно 1757)

Автопортрет Ф. Рокотова

Обучение искусству живописи

Талантливый юноша, выходец из крепостных, был замечен в один из приездов в Москву

И.И. Шуваловым, фаворитом императрицы Елизаветы. При её дворе он опекал Московский университет и готовил почву для открытия Академии художеств в Петербурге. В 1755 году вельможа увёз Фёдора в северную столицу.

Путь в художники лежал через учёбу в Сухопутном шляхетском корпусе. Это был способ получить дворянство. Выслужив чин ротмистра, Рокотов был причислен к дворянскому сословию, а оно открыло дверь в академию.

В 1757 году Фёдор вышел в отставку и стал посещать занятия. Они велись в доме самого Шувалова. Уроки давали иностранные мастера Луи Ле Лоррен и Пьетро Ротари. Они развивали художественный вкус, основанный на эстетике рококо.  Прекрасным учебным пособием служила коллекция живописи хозяина дома. Знаменитую Шуваловскую галерею отразил Рокотов на одном из своих полотен.

В 1760 году Фёдор был официально зачислен студентом академии, а с 1762 года уже сам учил других в роли адъюнкта. В его собственных работах этого периода отмечается знание приёмов живописи, отточенная техника, следование манерам европейских мастеров. Любимым жанром становится парадный портрет, в котором он очень преуспел.

Ступени мастерства и признания

Дворцовый заказ – блестящее начало

В 1763 году Фёдора Рокотова пригласили писать коронационный портрет Екатерины II. Молодой художник изобразил монархиню в величественном парадном одеянии. Поворот головы и точёный профиль особенно понравились ей. Императрица велела в будущем представлять её лицо на полотнах именно в этом ракурсе.

Портрет Екатерины II

Портрет Екатерины II

Это был громкий успех никому не известного ранее художника. Заказы от сановников, членов императорской фамилии льстили Фёдору Рокотову. Им были изображены Петр III и его сын — будущий император Павел I.

Звание академика и его оборотная сторона

Живописец, состоя на службе в академии, неустанно трудился и у себя дома. Один из современников вспоминал, что видел у него на квартире полсотни портретов, которые одновременно находились в работе. Рос уровень мастерства, точность и уверенность кисти.

С 1765 года Рокотов стал носить почётное звание академика. Так был оценён его «опыт в живописном искусстве» и великолепно выполненная копия картины «Венера и Амур» Джордано. Одновременно с признанием таланта начальство академии налагало и обязанность работать только в её стенах. Выполнять частные заказы запрещалось. Это ограничение было уздой: жалование преподавателя было небольшим, а других способов заработать, кроме живописи, у Рокотова не было. Это побудило художника оставить академию и возвратиться в Москву.

Московский период: успех и благополучие

С 1766 года портретист вновь стал москвичом. Сразу же он приобрёл популярность и был завален заказами. Московские дворяне желали иметь индивидуальные и семейные портреты его кисти. Их привлекала рокотовская манера изображения человека: внимание к лицу, внутреннему миру модели, тщательная проработка образа, передача настроения.

Герои его полотен полны жизни, им чужда великосветская отчуждённость, чопорность. Они будто выступают из мрака на свет. Но при этом некая дымка покрывает их черты и придаёт загадочность. Деталям одежды, выписыванию кружев, переливов тканей придаётся меньше внимания. Рокотова интересует главное – человек.

Почти всю московскую знать запечатлела кисть неутомимого мастера. Цена полотен была невелика – 50 рублей. Принимал он и официальные заказы от властей. Так, им были написаны в 1768 году три портрета членов попечительского совета Воспитательного дома для сирот.

Нередко на мужских портретах – личные знакомые и друзья автора, например писатели В. Майков, А. Сумароков, С. Порошин. Многочисленные женские портреты отличаются большей лиричностью, хотя краски на них более тёмные, чем на мужских. Екатерина Мусина-Пушкина, Прасковья Ланская, Анна Голицына, «Неизвестная в розовом» – эти женщины будто разговаривают со зрителем. Так живы и теплы их изображения.

«Неизвестная в розовом»

«Неизвестная в розовом»

Особым очарованием отмечен портрет Александры Петровны Струйской. С холста в позолоченной раме смотрит молодая прелестная женщина в белом атласном платье. Её портретному изображению посвящено стихотворение поэта 20 века Н. Заболоцкого. О глазах сказано: «как два тумана», «как два обмана». Влюбиться в женщину на полотне можно только благодаря мастеру, передавшему её внешнюю и внутреннюю красоту.

Портрет А. П. Струйской

Портрет А. П. Струйской

Манера письма художника менялась. В 80-ые годы с полотен уходит очаровательная дымка, а интерес к деталям, бытописанию растёт. Колорит становится приглушённым, сдержанным, что объяснялось отчасти ухудшением зрения живописца.

Талант и огромное трудолюбие были вознаграждены не только признанием общества, но и материальным благополучием. В 1785 году был построен дом с мастерской на пересечении улицы Старой Басманной и Токмакова переулка. Здесь портретист писал и работал с учениками. Многие его работы доводили до завершающей стадии они. В начале 1790-х Рокотов приобрёл имение Аниково недалеко от Москвы, в котором жил последние годы.

Причастность к масонству

Кроме живописи Ф.С. Рокотов любил литературу, в 1770-е годы посещал литературные кружки. Его интересовали также философия и политика, вопросы влияния людей на ход истории. С 1772 года в Москве стал действовать Английский клуб – сообщество аристократов.

Рокотов был одним из его основателей. Его заседания посвящались политическим новостям, проблемам будущего человечества и России. Стремление проникнуть в ход истории, понять причины событий привело живописца в 1774 году в ряды тайного масонского братства. В Москве действовала его ложа «Клио». Его рекомендовал туда писатель Н. Новиков. Возможно, в масонском кругу Рокотов искал также прибежище от одиночества, вдохновение.

О личной жизни художника

Фёдор Рокотов не был семейным человеком. Вся его жизнь была посвящена творчеству, живописи, исключительным образом – жанру портрета. Но он принимал живое участие в заботах родственников. Он успешно хлопотал об освобождении из крепостной неволи своих племянников.

В 50-е годы прошлого века в архивах была обнаружена челобитная, поданная художником в 1776 году в канцелярию Екатерины на этот счёт. В итоге малолетние родственники получили вольную. Они находились на воспитании в доме Рокотова, затем определены в кадетский корпус, сделали военную карьеру. Им было завещано и всё имущество дяди-живописца.

Могила затеряна, но память о Ф.С. Рокотове жива

Художник умер в 1808 году, 24 декабря, и был похоронен на кладбище московского Новоспасского монастыря. Могила его вскоре была забыта, место захоронения потеряно. В 1978 году в память о знаменитом москвиче одна из улиц на юго-западе столицы была названа его именем.

Талант портретиста породил целую плеяду подражателей его знаменитой туманной дымке. Возвращение интереса к живописи самого Рокотова в 20 веке произошло благодаря Сергею Дягилеву. Устроенная им в 1905 году в Петербурге выставка, посвящённая русскому портрету, заново открыла художника публике.

В 1920-е годы из национализированных частных коллекций много подлинных полотен мастера было передано в государственные музеи. Например, в Третьяковской галерее хранится 40 работ Фёдора Рокотова.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *