Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — биография живописца


Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

ФИО: Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Дата рождения: 24 октября (8 ноября) 1878 г.
Место рождения: Хвалынск
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Живописец, график, писатель
Дата смерти: 15 февраля 1939 г. (60 лет)

Детство

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, чья картина «Натюрморт с сиренью» стала самым дорогостоящим русским произведением искусства, проданным в 2019 году на аукционе за 12 миллионов долларов, родился 24 октября 1878 года в провинциальном городке Хвалынск рядом с Саратовым. Отец – Сергей Федорович – был сапожником, а мать – Анна Пантелеевна – горничной в доме богатой помещицы. Она, как и бабушка Кузьмы, всячески поощряла увлечение мальчика искусством.

Портрет матери Анны Пантелеевны

Портрет матери Анны Пантелеевны

Детство среди прекрасной русской природы также способствовало творческим успехам. И хотя в детстве мальчик не стремился стать живописцем (всем казалось очевидным, что он должен продолжить дело отца), он с интересом разглядывал иконы местных мастеров и пытался рисовать сам. Рано проявившееся воображение, тяга к народным сказаниям, любовь к природе в совокупности с незаурядным талантом позволили Петрову-Водкину создать шедевры, которыми сейчас гордятся Третьяковская галерея и Русский музей.

Творческий путь

  1. 1889 год – поступление в Хвалынское городское училище (в этом заведении ребята учились всего четыре года). Там Кузьма Сергеевич познакомился с несколькими иконописцами и нередко наблюдал за процессом создания икон. Это вдохновило будущего художника самому попробовать писать масляными красками не только иконы, но и пейзажи.
  2. 1893 год – неудачная попытка поступить в железнодорожное училище в Самаре. Продолжать сапожное дело своего отца Кузьма все же не захотел и, не собираясь бросать свои занятия рисованием, отправился к Федору Бурову, который преподавал живопись и рисунок.
  3. 1895 год – смерть Бурова. Так и не завершив свое художественное образование, Кузьма вернулся в Хвалынск. Однако сам он не сильно из-за этого огорчился, так стиль преподавания Бурова ему не нравился. Несмотря на то, что некоторые азы рисования ученики Бурова все же освоили, они ни разу «не подошли к натуре». В этом же году начинающему живописцу улыбнулась удача: крохотный городок на Волге посетил довольно известный в то время архитектор из Петербурга – Р. Ф. Мельцер. Пригласила его помещица Казарина для того, чтобы спроектировать новый особняк. Мать Кузьмы, работавшая горничной у Казариной, догадалась показать работы своего сына архитектора. Мельцер сразу признал талант начинающего живописца. Кузьма Сергеевич с помощью Мельцера уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования, принадлежащее барону Штиглицу. Следует отметить, что Кузьма весьма достойно сдал вступительные экзамены. Примечательно, что Казарина и другие хвалынские помещики каждый месяц высылали художнику небольшую сумму для платы за обучение.
  4. 1897 год – переезд в Москву. Там Кузьма Сергеевич поступил в МУЖВЗ – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем стал известный художник Валентин Александрович Серов.
  5. 1905 год – завершение учебы в МУЖВЗ. После этого Кузьма Сергеевич на три года уехал за границу, где посетил Италию, Грецию и Северную Африку. Там он написал картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников». Также он успел поучиться в нескольких частных академиях в Париже и Мюнхене.
  6. 1910 год – написание первой известной картины «Сон». Обнаженные фигуры персонажей вызвали резонанс в творческих кругах, пресса отнеслась к работе негативно. Полемика главным образом разразилась между Ильей Репиным и Александром Бенуа: первый картину упорно критиковал, а второй защищал.
  7. 1911 год – вступление в объединение «Мир искусства». Несмотря на то, что в раннем творчестве Петрова-Водкина прослеживаются яркие черты европейского модерна и символизма, к 1910 году он увлекается живописью эпохи Кватроченто (раннее Возрождение) и вновь обращается к русской иконописи, что и стало предпосылками к вступлению в «Мир искусства». В 1911 году художник пишет самую значимую для себя картину – «Купания красного коня». Именно из-за увлечения иконописью, особенно Новгородской школой, конь Петрова-Водкина написан красным цветом, как и конь на иконе Георгия Победоносца. Увидев эту картину, Илья Репин стал относиться к Кузьме Сергеевичу более благосклонно, признав его талант.
  8. 1913 год – начало работы в театре Незлобина. Там Кузьма Сергеевич проработал более 20 лет и оформил такие спектакли, как «Орлеанская дева», «Дневник сатаны», «Женитьба Фигаро».
  9. 1918 год – начало преподавательской деятельности в условиях реорганизации советского художественного образования. Преподавал Сергей Кузьмич сначала в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, затем во ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, и наконец в Институте пролетарского изобразительного искусства до 1933 года. В это время художник пробует писать натюрморты, наиболее известна картина «Селедка».
  10. 1928 год – переезд из Ленинграда в Детское Село, в котором жила творческая элита. Врачи диагностировали прогрессирующий туберкулез, и Петров-Водкин был вынужден отказаться от живописи маслом. Он решил заняться литературным творчеством и пишет несколько автобиографических повестей и более десятка пьес и рассказов. Он даже попытался отдать некоторые из них в печать, но они были раскритикованы Максимом Горьким.
  11. 1932 год – избрание председателем ЛОССХ – Ленинградского отделения Союза советских художников.
  12. 1934 год – художник пишет свою последнюю картину – «Портрет В. И. Ленина», которая не была принята обществом и цензурой из-за «домашнего образа».
  13. 1936, 1937 годы – последние персональные выставки Петрова-Водкина, которые прошли в Москве и Ленинграде. В 1939 году художник умирает.
Знаменитый художник Кузьма Петров-Водкин

Художник Кузьма Петров-Водкин

Личная жизнь

Во время своей поездки в Париж, в 1906 году, Сергей Кузьмич познакомился со своей будущей женой, Марией-Маргаритой Йованович (в России – Мария Федоровна). Она была дочерью хозяйки пансиона Фонтенэ-о-Роз. Любовь была взаимная с первого взгляда и на всю жизнь. Позже художник привез свою супругу в Хвалынск, где она приняла православие.

С женой

С женой

Мария Федоровна, или как ее звали домашние – Маро, была поддержкой и опорой художника, всегда оставаясь при этом в тени. До 1911 года картины Петрова-Водкина почти не покупались, признания тоже не было, но эти несколько трудных лет Маро была рядом и не позволяла мужу разочароваться в творчестве и собственном таланте.

1 сентября 1922 года появилась на свет долгожданная дочка Лёнушка. Жизнь художника наполнилась особым смыслом. Елена Кузьминична мечтала стать хирургом, но из-за блокады Ленинграда вынуждена была эвакуироваться на родину отца, в Хвалынск. Там она вышла замуж. Позже вместе с мужем она вернулась в Ленинград и родила трех дочерей. Елена, как и ее мать, уделяла много времени творческому наследию отца.

С женой и дочерью (1923)

С женой и дочерью (1923)

Благодаря стараниям этих двух женщин Третьяковская галерея приобрела знаменитую картину «Купание красного коня», потерявшуюся в Швеции из-за Первой, а после и Второй мировой. Стараниями Елены на Малой родине Художника создан мемориальный музей, организована выставка в саратовском музее имени А. Н. Радищева. Она же написала книгу о творческом пути отца «Прикосновение к душе».

Заключение

Вместе с набросками и эскизами сохранилось около 1000 работ живописца Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Несмотря на то, что художник еще при жизни получил признание, многие его работы подвергались критике. Особенности его манеры рисования (например — трехцветная гамма, черты иконописи, сферическая перспектива) вызывали много споров. Однако художник упорно продолжал поиски своего пути, не желая следовать общепринятым традициям. Из-за этого в течении многих десятилетий после его смерти советские музеи не желали приобретать картины Кузьмы Сергеевича.

Сейчас наследие Петрова-Водкина – общепризнанное культурное достояние в России и за рубежом, выделяющееся индивидуальным, неповторимым стилем.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *