Полное имя: | Роберт Оуэн |
Дата рождения: | 14 мая 1771 г. |
Место рождения: | Ньютаун, Уэльс, Великобритания |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Философ, педагог, социалист |
Дата смерти: | 17 ноября 1858 г. (87 лет) |
В течение всей своей жизни Роберт Маркус Оуэн предпринимал попытки искоренить правовое и социальное неравенство рабочего класса путём создания производственных коммун и учреждений, ответственных за воспитание совершенного человека.
Детство и юность
Роберт Маркус Оуэн появился на свет в 1771 г. в британском Уэльсе, точнее – в городке Ньютаун. Его отец был мелким лавочником, мать, вероятнее всего, занималась воспитанием детей и ведением хозяйства (у английских женщин 18 столетия было множество обязанностей и никаких прав). Достигнув семилетнего возраста, Роберт, работая в лавке отца, подрабатывал, помогая местному учителю.
Проучившись 2 года в ньютаунской школе, он больше не садился за парту – много работал, служил учеником, а затем и приказчиком мануфактурных магазинов больших городов, таких как Стэмфорд и Лондон. Оказавшись в Манчестере – английском городе, который в течение последних десятилетий 18 века являлся своеобразным центром перерождения промышленных отраслей (особенно хлопчатобумажной), Оуэн сдружился с представителями местных сообществ философов и литераторов.
В число его близких друзей вошёл доктор Парсеваль, автор идеи создания законов, регулирующих охрану труда и санитарную гигиену рабочих мест. Мысль о формировании законодательства для рабочих настолько увлекла Роберта, что он даже выступил на нескольких собраниях сообщества с докладами.
Одолжив денег у брата, Оуэн находит компаньона и открывает собственное производство по изготовлению прядильных машин, а впоследствии становится владельцем крохотного прядильного цеха, где, кроме него трудится два-три наёмных работника.
Краткая биография
- Начало 1790-х годов. Страстное увлечение химией принесло плоды: Роберт разработал новую методику обработки грубых волокон американского хлопка. К 20 годам он уже работает управляющим мануфактуры (предприятия, основанного на ручном труде), а ещё через некоторое время становится совладельцем предприятия.
- Конец 18 столетия. Оуэн заключает брак с дочерью владельца крупной текстильной фабрики Каролайн Дейл и обосновывается в посёлке Нью-Ланарк неподалёку от Глазго – шотландского центра промышленной революции.
- 1799 год. Роберт становится управляющим и совладельцем фабрики своего тестя, разделив бразды правления с несколькими манчестерскими капиталистами. Встав на ноги, он решается воплотить свой личный проект — социально-промышленную реформу, идея создания которой занимала его задолго до прибытия в Нью-Ланарк.
- Конец 18-го – начало 19-го столетий. На нью-ланаркской фабрике внедрена так называемая система патроната. «Отец» социально-промышленной реформы идёт на этот эксперимент, чтобы доказать: его теория, согласно которой забота о наёмных работниках приносит работодателю дополнительные выгоды, жизнеспособна.
- 1813 год. Увидело свет сочинение «Опыты о формировании человеческого характера», где Роберт, опираясь на личный опыт, развивает теорию о влиянии внешнего окружения на характер человека.
- В этом же, 1813-м году, социальный реформатор основал новую компанию на паях. Пайщиками стали англичане — Уильям Ален, член религиозного сообщества, филантроп и учёный, а также Иеремия Бентам, правовед, социолог, философ. Эту троицу объединило стремление доказать правдивость теории, о том, что на формирование человеческого характера влияют внешние обстоятельства и окружающие, поэтому за поступки людей отвечают не они сами, а их окружение.
- Начало 19 столетия. Коммерческий успех нью-ланаркской фабрики, а также рост благосостояния работников привлекает в Нью-Ланарк множество людей, среди которых – сильные мира сего. Среди посетителей был великий князь Николай Павлович Романов — будущий император Российской империи Николай I. Русский гость настолько проникается бедственным положением «бесконтрольно размножавшихся» английских рабочих, что предлагает Оуэну переселиться в Россию, прихватив с собой пару миллионов «лишних» британцев. Однако первый социальный реформатор Западного мира категорически отказывается покидать родную страну.
- 1815–1817 годы. Экономика Англии постепенно рушится, количество безработных стремительно увеличивается. Оуэн-теоретик постепенно превращается в Оуэна-проповедника. Его идеи относительно создания кооперативных поселений, жители которых имеют общее хозяйство, не зависят от капиталистов-работодателей и трудятся сообща, вызывают раздражение у власть имущих.
- 1817 год. Несколько речей, произнесённых Оуэном перед широкой общественностью, дала результаты. У его системы переустройства капиталистического общества появились первые приверженцы.
- 1817–1824 годы. План создания коммун пришёлся по душе нескольким влиятельным англичанам, нашёл отклик в сердцах множества сочувствующих. Однако ни предпринятые поездки по стране и за её пределы, ни произнесённые речи, ни изданные статьи и розданные листовки не принесли ожидаемого результата. Для воплощения плана требовались значительные капиталовложения.
- 1819 год. Нехватка средств натолкнула приверженцев идеи о переустройстве общества на создание благотворительного комитета. В числе активных членов — принц Эдуард Август герцог Кентский и классик политической экономии Давид Рикардо. Комитет просуществовал недолго, поскольку нужную сумму собрать не удалось. Оуэн не сдаётся, начинает продвигать новую идею, на это раз – о создании фабричного законодательства. Среди своих союзников он надеется увидеть представителей монархической власти и земледельческой аристократии, но тщетно.
- 1925 год. Роберт Оуэн, разочарованный английским «обществом образованных людей», вместе с сыновьями прибывает в Америку. Покупает 30 тысяч акров земли в штате Индиана, организовывает производственную коммунистическую общину «Новая гармония». На этот раз его союзниками становятся филантропы Петр Нааф и некто Маклюр. Несмотря на все старания, созданная Оуэном колония, поглотившая большую часть его состояния, просуществовала недолго.
- 1829 год. Вернувшись на родину, отец идеи создания производственных коммун распределяет большую часть оставшихся средств между своими сыновьями, а сам уединяется и живёт очень скромно.
- 1832 год. Оуэн увлечён новой затеей – лондонской «Биржей трудового обмена». «Биржа…», хоть и оказала большое влияние на социально-политическую ситуацию в Англии, но, всё же, потерпела фиаско. Сутью нового проекта было уничтожение торговой прибыли при посредничестве наличных денег. Прибыльная поначалу, идея «разбилась» о меркантильные соображения купцов, поставляющих на биржу залежалые товары взамен ходовых.
- 1833–1834 годы. Роберт активно продвигает свою новую идею – создание прообраза профсоюзов. Его «Великий национальный союз профессий» вскоре распадается из-за нехватки средств и непонимания со стороны влиятельных лиц.
- 1858 год. Отошедший от дел автор коммунистической доктрины увлекается спиритизмом и мистикой, однако, как и прежде, сочувствует рабочему классу. Осенью 87-летний Роберт Маркус Оуэн прибыл в Ливерпуль, чтобы выступить на митинге, но, почувствовав себя плохо, отказался от выступления. Отлежавшись, он принял решение посетить Ньютаун, в котором не бывал с детства, где и умер в ноябре.
Семья и дети
Известно, что в браке с Каролайн Дейл, дочерью крупного промышленника, у Роберта Оуэна родились сыновья Роберт (1801), Дэвид (1807) и Ричард (1810). Все они поддерживали начинания отца. Чем занимался старший сын, доподлинно неизвестно. Средний, Дэвид, выбрал профессию геолога, принимал участие в раскопках древних городов, существовавших на территории Индианы, Кентукки, Арканзаса, Висконсина, Айовы и Миннесоты.
Младший сын Роберта Маркуса Оуэна, получив образование педагога и естествоиспытателя, служил в американской армии, принимал участие в американо-мексиканской и гражданской войне в Соединённых Штатах. Вернувшись домой, в Индиану, Ричард Дейл Оуэн возглавил факультет естественных наук в местном университете.
След в истории
Роберт Оуэн вошёл в историю как первый в мире разработчик фабричного законодательства и создатель прообраза профсоюзов. Он же является автором доктрины, согласно которой характер индивида формируется в зависимости от внешних обстоятельств и под воздействием окружающего социума. Следовательно, человек, воспитанием которого никто не занимался, не может отвечать за свои поступки. Ремесленные навыки, по мнению Оуэна, являются естественным благом, поэтому любовь к труду необходимо прививать одновременно с правилами хорошего тона.