Григорий Саввич Сковорода — краткая биография


Сковорода Григорий Саввич

ФИО: Сковорода Григорий Саввич
Дата рождения: 22 ноября (3 декабря) 1722 г.
Место рождения: п. Чернухи, Украина
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Философ, поэт, педагог
Дата смерти: 29 октября (9 ноября) 1794 г. (71 год)

Родители и юные годы

Поэт, философ и педагог Григорий Саввич Сковорода появился на свет 22 ноября 1722 года на хуторе Харсики, который входил в село Чернухи Киевской губернии. Он был вторым ребёнком в семье.

Отец будущего философа – Савва Сковорода, по одной версии принадлежал к малоземельному казачеству, по другой к духовенству. Известно, что в те времена, должность священника в сёлах была выборной, поэтому он мог вполне быть простым казаком. Мать Григория – Пелагея Степановна Шангиреева, происходила из семьи крымских татар.

В детстве Сковорода ходил в местную приходскую школу, где среди сверстников выделялся охотой к знаниям и хорошей успеваемостью. Сельские учебные заведения Украины 18 века имели, как правило, одного учителя. Это мог быть местный дьяк или какой-нибудь недоучившийся философ из Киева, или странствующий священник. Школьники учились грамоте, после чего изучали тексты богослужебных книг и упражнялись в церковных распевах на несколько голосов.

Отец Григория видел в сыне тягу к знаниям, и когда тому исполнилось 16 лет, уступил просьбам юноши о продолжении учёбы в Киевской академии. В те времена срок обучения в этом учебном заведении составлял 12 лет, а занятия были организованы по западноевропейскому образцу. Здесь уже преподавались, помимо богословия, курсы по философии, латыни и поэзии.

Дети богатых родителей, поступившие в академию, жили в дорогостоящем съёмном жилье, а остальные учащиеся устраивались в общежитиях – бурсах, расположенных на территории академии и были постоянно нагружены работой по хозяйству за одноразовое питание и жильё.

При дворе Елизаветы Петровны

  • В 1741 году в судьбе бурсака Сковороды произошли значительные изменения. По требованию Киевского Митрополита молодой человек, имевший прекрасный певческий голос, уехал в город Глухов, где прошёл отбор в придворную капеллу музыкантов и певцов.
  • У императрицы Елизаветы было не менее 30 певчих, да и сама царственная особа любила петь в хоре. При дворе Григорию жилось хорошо: у него, как и у других музыкантов, было просторное жильё, прекрасное питание и красивая одежда. Вокруг него постоянно была масса интересных людей, в том числе и иностранцев. Ему также платили хорошее жалованье, а родители бывшего ученика академии, были освобождены от уплаты налогов.
  • В этот период Сковорода стал доверенным лицом фаворита императрицы А. Г. Разумовского, имевшим также как будущий философ, малороссийское происхождение.

Возвращение в Академию и путешествие в Европу

  • В 1744 году Сковорода принял решение уйти из придворной капеллы и продолжить учёбу в Киевской академии. Здесь на лекциях, помимо богословских, философских и поэтических курсов, он слушал познавательные истории известного в то время путешественника – В. Барского. Эти рассказы произвели на молодого человека сильное впечатление.
  • Есть версия, что загоревшись жаждой путешествий, Сковорода, не желавший дальше продолжать учёбу, окончание которой привело бы его к принятию сана священника и монашеский постриг, притворился сумасшедшим. В результате в 1749 году его исключили из списка студентов.
  • В 1750 году Григорий отправился с отрядом небольшой русской экспедиции, под командованием полковника Г. Вишневского, в Венгрию. Стать членом русского отряда, ему помогла протекция священника, порекомендовавшего философа на вакантное место управляющего хором при заграничном храме. Однако по прибытии на место, служить церкви молодой человек отказался.
  • За три проведённых на чужбине года Сковорода побывал в Польше, Австрии, Чехии, Германии. Посетил Рим, Иерусалим, Афон и Константинополь.
Григорий Сковорода в пути

Григорий Сковорода в пути

Работа преподавателем

  • Время возвращения Сковороды на родину, куда он прибыл в 1753 году, совпало с назначением на епархию Переяслава, нового епископа – Иоанна Козловича. В этом городе работала семинария, которая по числу учеников была меньше Киевской академии, но имела на землях Малороссии широкую известность.
  • Летом этого же года Григорий, приехавший в Переяслав, написал стихотворное поздравление по поводу вступления в должность Козловича. После чего он получил место преподавателя семинарии.
  • Для учебного заведения Сковорода написал трактат «Рассуждение о поэзии», в котором описывал теоретические основы стихосложения. Научный труд молодого учителя епископу не понравился, в связи с тем, что не соответствовал общепринятым канонам преподавания предмета. В 1754 году Григория из учебного заведения уволили, так как он отказался изменить преподаваемый курс в соответствии с указаниями начальства.
  • После увольнения из семинарии, Сковорода устроился на год учителем сына богатого помещика – Стефана Томары, проживающего в деревне Каврай. Вначале дела Григория шли неплохо, если не считать некоторого пренебрежения к незнатному учителю со стороны хозяев. В конце концов, из-за неосторожно сказанного им грубого слова в отношении своего ученика, он был уволен раньше оговоренного срока.

Москва и возвращение в Каврай

  • В 1755 году философ прибыл в Москву по приглашению бывшего ученика Киевской академии и настоятеля Троице-Сергиев монастыря – Кирилла Лящевецкого.
  • В Лавре гость много времени проводил в библиотеке монастыря, славившейся богатой коллекцией старинных книг. На предложение настоятеля остаться при монастыре в качестве преподавателя открывшейся при нём семинарии, Григорий ответил отказом.
  • В 1756 году философ вернулся на родину, где с удивлением узнал, что его разыскивает помещик Томара, чтобы вновь нанять его учителем сына, обещая при этом очень хорошие условия. Через некоторое время философ, которого обманным путём привезли на двор помещика, согласился вернуться и продолжить преподавание.
  • В этот период, продлившийся более двух лет, Сковорода открыл в себе талант поэта. Написанные здесь стихотворения он в дальнейшем собрал в отдельный сборник под названием «Сад божественных песней». Также Григорий Саввич, владеющий несколькими музыкальными инструментами, несколько своих произведений положил на музыку.

Григорий Сковорода играет на дудке

Харьковский коллегиум

  • В 1759 году Сковорода прибыл в Харьков, где ему предложили занять место преподавателя поэзии в местном коллегиуме. Через год педагогу было предложено принять монашеский постриг, от которого тот отказался и на два года покинул учебное заведение.
  • Далее он жил в селе Старица, но в 1762 году философ вновь приехал в Харьков, чтобы повидаться со своими друзьями. Через некоторое время Сковорода посетил коллегиум, где познакомился со студентом М. И. Коваленским, который в дальнейшем стал его другом и любимым учеником.
  • После посещения Белгородской консистории, Сковорода вновь был зачислен в преподавательский штат коллегиума. На этот раз он преподавал грамматику и греческий язык.
  • В 1764 году философ был вынужден вновь покинуть учебное заведение, так как вступил в должность новый архиерей – Порфирий, благосклонностью которого он не пользовался.
  • С 1765 по 1767 годы Сковорода написал свои первые философские работы – «Наркисс» и «Асхань».
  • После знакомства с губернатором Харькова Е. А. Щербининым, философ в 1768 году вновь возвратился к преподавательской деятельности в коллегиуме. На этот раз он вёл курс катехизиса (добронравия), для которого он написал вступительную лекцию – «Начальная дверь к христианскому добронравию». В 1769 году он был уволен митрополитом Самуилом, считавшим недопустимым ведение этого предмета светским человеком.
Григорий Сковорода (портрет)

Григорий Сковорода (портрет)

Странствия

  • Покинув учебное заведение, Сковорода стал странствовать. До 1774 года он посетил несколько губерний: Орловскую, Слободскую, Воронежскую и Курскую. Некоторое время провёл в Ростове и Киеве.
  • В 1774 году бывший ученик коллегиума Яков Правицкий пригласил философа пожить у него дома, в селе Бабаи. Здесь странник закончил рукописную книгу «Басни Харьковския», куда вошло 15 написанных им басен.
  • В 1775 году Сковорода посетил своих друзей – помещиков Тевяшовых, у которых очень любил проводить время, отдыхая после странствий. Этим людям он посвятил ряд своих произведений: «Алфавит, или букварь мира», «Икону Алкивиадскую» и другие.
  • В конце 1770-х философ отправляется вновь в странствия, периодически делая остановки у друзей и бывших учеников. В 1780-е годы он посетил множество сёл и городов Малороссии. За десять лет он написал не менее пяти философских трактатов, среди которых «Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим», «Сад божественных песен» и ряд других.
  • В 1791 году странник делает остановку селе Ивановка, там он заканчивает последний философский диалог — «Потоп Змиин»
  • В 1793 году Сковорода вновь отправился в путь. На этот раз в его путь лежал в Орловскую губернию, в имение своего любимого ученика М. Коваленского. В 1794 году он передал ему все свои рукописные произведения и отправился в обратный путь.
Философ Григорий Сковорода

Философ Григорий Сковорода

О личном

Странствующий философ не был женат, и не оставил после себя потомства. Известно, что в возрасте около 45-46 лет он хотел связать себя узами брака с дочерью одного отставного майора.

Сковорода был некоторое время репетитором этой девушки, и постепенно между учителем и ученицей возникло взаимное чувство. Однако в самый последний момент он сбежал прямо со свадебной церемонии, из-за нежелания связывать себя узами брака.

Память

Григорий Саввич умер 29 октября 1794 года в селе Ивановка Харьковской губернии. За несколько дней до смерти он попросил написать на его могиле: «Мир ловил меня, но не поймал».

На Украине именем знаменитого философа названы два университета и институт, а также улица в Чернигове. В селе Сковородиновка работает его музей. В Харькове ему установлен памятник. Его портрет помещён на денежной купюре в 500 гривен.

Сковорода является заметной фигурой в истории культуры Российской империи. Он одним из первых выступил против церковной схоластики и призвал к поиску человеческого счастья. Его философия была близка к учениям, объединяющим мир и Бога.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *