Паола Волкова: биография, события, личная жизнь


Волкова Паола Дмитриевна

ФИО: Волкова Паола Дмитриевна
Дата рождения: 23 июля 1930 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Искусствовед, историк культуры
Дата смерти: 15 марта 2013 г. (82 года)

Заслуженный успех к этой талантливой женщине пришёл, как это часто бывает, гораздо позже, чем следовало. Стоило только Паоле Дмитриевне Волковой появиться на экранах канала «Культура», как о масштабах её личности узнала вся страна. Это сейчас труды автора пользуются огромной популярностью, а несколько десятков лет назад необычное имя героини гремело лишь в узких художественных кругах будущих деятелей кино и студентов ВГИКа, редко покидая пределы студенческих аудиторий.

Детство и юность

Московская легенда родилась в столице 23 июля 1930 года. Паола Волкова – известный российский искусствовед, историк в области культуры, преподаватель, автор многочисленных книг о мировом искусстве. Творческим людям свойственно видеть мысли, облечённые в различные формы, более тонко чувствовать происходящее, отсюда нарочитый пафос, порой фантазийное восприятие. Так думали многие, услышав однажды редкое имя. Многие предполагали, что «Паола» — производное от какого-то другого имени, что Волкова сама его придумала, но, как выяснилось, обязана она необыкновенному имени своим происхождением.

Паола Волкова в детстве

Паола Волкова в детстве

Давняя подруга рассказывала, что сама Паола говорила, что в её роду есть итальянские корни и по заведённой традиции новорождённых детей мужского пола, нарекали Павлом, а девочек – Паолой. Бытует и другой вариант, будто мама героини, вынашивая младенца, читала литературное произведение, в которой ей понравилось это имя. О её детских годах, юности,  родителях и периоде взросления практически ничего неизвестно. Она так живо и интересно рассказывала о великих произведениях искусства, судьбах и эпохах, постоянно общалась с интересными творческими людьми, но о себе говорила крайне мало.

В молодости

В молодости

Жизненный путь

  1. Знакомство с подробной историей жизни Паолы начинается с исторического факультета МГУ.
  2. Летом 1953 года она покидает стены учреждения дипломированным специалистом «историк искусства».
  3. С начала 60-ых годов, Волкова начинает активно преподавать. Во ВГИКе она читала курс по всеобщей истории искусств, предлагая уникальное прочтение произведений через детали картины, элементы конструкций, говорила естественно и непринуждённо. Повествуя студентам об искусстве, она умела объяснить сложные вещи простым языком, показывала настоящие театральные действа, где главными действующими лицами были персонажи полотен. С течением времени увлекательные декламации Волковой были собраны и выпущены отдельными книгами.
  4. В 1979 году Паолу пригласили читать лекции будущим кинодеятелям, вести курсы «Изобразительное решение фильма» и культурологию. Слушая завораживающий голос автора, студенты попадали в таинственный мир фантасмагорий и художественных форм. Ей посчастливилось поработать с выдающимися творческими людьми своего времени – Павлом Каплевичем, Вадимом Абдрашитовым.
  5. В конце семидесятых – начале восьмидесятых годов среди студентов продвигала идеи Натана Эйдельмана, Льва Гумилева, Мераба Мамардашвили, и Георгия Гачева, организовала потрясающие встречи с их участием.
  6. С конца 90-х руководила Фондом Андрея Тарковского, была самым крупным экспертом наследия знаменитого сценариста и автором-составителем собрания сочинений «Ностальгия». Очень гордилась этим, считая одним из главных дел своей жиз­ни – сохранение памяти неординарного человека. На данный момент фонд прекратил свое существование.
  7. В течение 20 лет Паола провела ряд выставок и более 20 фестивалей не только в России, но и за рубежом. Ей хотелось показать, что творчество Тарковского измеряется не масштабами страны, а вмещает весь мир в целом. Благодаря её протекции в его родном городе открыли дом-музей. В Сен-Женевьев де Буа, где проживал последние годы Тарковский, стараниями Фонда появилась надгробная плита. Паола всегда проводила семинары о творческом и жизненном пути режиссера и никогда не отказывала.
  8. За выдающиеся заслуги и неоценимый вклад в изучение мирового наследия в 1991 году Волкова была удостоена ордена «Заслуженный деятель искусства РСФСР».
  9. В начале 2000 года Паола получила учёную степень доктора искусствоведения.
  10. В 2002 году опубликовала первую монографическую книгу — «Арсений и Андрей», где собраны материалы о жизни нескольких поколений семьи Тарковских.
  11. В летний период 2009 г. с Волковой случился неприятный инцидент. На выставке Русского авангардизма (г. Турку, Финляндия) поползли слухи о подделке картин, которые быстро стали достоянием общественности. Зачинщик этих событий – Отто Кантокорпи, финский арт-критик – сделал заявление, что текст для каталога выставки, сделанный Паолой Дмитриевной, является «топорным и дилетантским»..
  12. Также в 2009 г. из-под пера Паолы Волковой вышел самый значимый труд всей ее жизни – «Мост через бездну». Произведение вызвало шквал восторженных эмоций и бурю критики. Связывая эпоху античности, традиции европейского средиземноморья и концептуализм XX века, этот фундаментальный труд стал для многих людей компасом в мире искусства..
  13. В 2011 году на телевизионном канале «Культура» появилась телепередача «Мост над бездной». Название аллегорично: переправа — это вся культура со времён её возникновения, без которой невозможно существование цивилизации. Она рассказывала, что замысел пришёл к ней спонтанно, когда шла подготовка научных трудов по истории искусства Европы. За 2 года вышел двенадцати серийный цикл, в котором искусствовед выступала не только в качестве автора, но и ведущей. Она говорила о мировой культуре на простом и понятном языке, открывала тайны сокрытых сюжетов в полотнах великих художников, проводила параллели между эпохами. Именно студенты, слушая увлекательные чтения, предложили выпускать их в эфир.
  14. В 2012 году Паола Дмитриевна была приглашена в открытый университет «Сколково» – для чтения цикла из десяти лекций об искусстве эпохи возрождения.
  15. Накануне кончины побывала в Италии, изучая шедевры великих мастеров, но по возвращению на Родину умерла буквально через трое суток.
  16. Писательница умерла 15 марта 2013, похоронена на Донском кладбище столицы. Паола завещала развеять часть праха в Венеции, которую очень любила, что и было исполнено.

Эта женщина служит ярким образцом того, как можно любить своё дело, посвятив ему всю сознательную жизнь. Произведения искусства она называла детьми, описывала их нежно и трепетно, подбирала музыкальные эпитеты в разговоре о скульптуре, находила своеобразный «ритм» в архитектурных строениях, восхищалась пластическим творением в камне.

Паола Дмитриевна Волкова

Паола Дмитриевна Волкова

Личная жизнь

Супружеская жизнь остроумной яркой женщины сложилась не сразу. О первом браке ничего не известно. Вторым мужем стал учёный-механик Вадим Владимирович Гогосов

Второй муж — Вадим Владимирович Гогосов

Второй муж — Вадим Владимирович Гогосов

Встретились они случайно, на лестнице в библиотеку. Знакомство с супругом подробно описано в книге «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой». В замужестве появилось двое детей, дочь Мария и сын Владимир. Волкова пережила супруга на 11 лет. 17 июля 2002 года Вадим Владимирович скончался от сердечной недостаточности, не успев увидеть главный труд всей жизни своей супруги – «Мост через бездну»

С сыном Владимиром

С сыном Владимиром

Наследие

Паола Волкова оставила огромный след в истории изучения мирового искусства. Занимаясь профессиональной деятельностью, искусствовед, выпустила десятки книг, большое количество брошюр, сценариев, исследований и статей, стала автором двенадцати серий документального телесериала «Мост над бездной», выпустила более полусотни рецензий в журналах, периодической печати по анализу современного искусства. Все кто близко знал её, утверждали, что она прирождённый лектор и оратор, который умел увлекать своим эмоциональным рассказом.

Историк-искусствовед Паола Волкова

Историк-искусствовед Паола Волкова

У Паолы Дмитриевны и сейчас большое количество почитателей, которые наслаждаются многогранными трудами, просматривают передачи с её участием, где монологи мировой истории искусств переплетается с рассказами о потрясениях, душераздирающих драмах и вычурных гениях-творцах, которые всю свою жизнь, как и она, посвятили искусству.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *