Краткая биография Осипа Мандельштама


Мандельштам Осип Эмильевич

ФИО: Мандельштам Осип Эмильевич
Дата рождения: 2 (14) января 1891 г.
Место рождения: Варшава, Польша
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Писатель, прозаик, поэт, переводчик
Дата смерти: 27 декабря 1938 г. (47 лет)

Детство и юность

Осип Мандельштам стал старшим сыном в еврейской купеческой семье. Мать мальчика, Флора Овсеевна Вербловская, выросла в интеллигентной семье и была хорошей пианисткой, но, вступив в брак, посвятила себя семье. В результате ее уроков Осип и взрослым мог спонтанно пропеть или сыграть что-то из классики, понадобившееся к разговору. Мать таскала Осю и братьев – Александра и Женю – на концерты, воспитывая вкус и понимание музыки.

Осип в детстве

Осип в детстве

Отец, Эмилий Вениаминович, 14-летним уехал из Новых Жагор в Берлин учиться на раввина, но окунулся в труды немецких поэтов и мыслителей. Когда это открылось, пришлось вернуться домой и обучиться семейному ремеслу перчаточника. Благодаря профессии он мог выбирать место жительства вне территории, предназначенной для проживания евреев.

Отец мечтал дать детям высшее образование, открывающее доступ к культурной жизни в большом городе. При этом был готов, что они изберут иные пути. Понимая, что возможность поставить сыновей на ноги зависит от успеха его скорняжного дела, отец превратился в трудоголика. Общение с детьми ограничивалось наставлением на изучение языков и посещение синагоги.

Эмилий Вениаминович и Флора Овсеевна Вербловская — родители Осипа

Эмилий Вениаминович и Флора Овсеевна Вербловская — родители Осипа

Мандельштамы женились не по любви, а по уговорам родителей и жили в состоянии неутихающего мировоззренческого конфликта. Подрастающие сыновья старались все меньше оставаться дома.

Осю обучали гувернантки, а потом он учился в Тенишевском училище.

В школьные годы

В школьные годы

Краткая биография

  1. 2 (14) января 1891 г. – Родился в Варшаве, но в 1897 году семья переехала в Санкт-Петербург.
  2. 1900 – Поступил в Тенишевское (коммерческое) училище, там увлекся театром и музыкой. Оно входило в число лучших в городе.
  3. 1907 – После окончания училища стал вольнослушателем естественного отделения в Петербургском университете.
  4. 1908 – Поступил в Сорбонну и университет в Гейдельберге. Изучал французскую поэзию. Бывая в Петербурге, прослушивал лекции по стихосложению Вячеслава Иванова.
  5. 1910 – 1-я публикация, которая тяготела к символизму и состоялась в № 9 журнала «Аполлон». Стал публиковать статьи и стихи в «Гиперборее» и других журналах, читать свои произведения со сцены.
  6. 1911 – Из-за ухудшения финансовых дел отца платить за европейское обучение стало невозможно. Поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, который из-за безалаберности так и не закончил. Для иудеев выделялась маленькая квота, чтобы увеличить вероятность поступления, перешел в методизм. Идя на религиозный конфликт с отцом, Осип предварительно ознакомился с основами этого течения. С осени регулярно посещал собрания Цеха поэтов, созданного для овладения поэтическим мастерством и его совершенствования. В цехе состояли Н. Гумилев, А. Ахматова, А. Толстой, В. Гиппиус и другие поэты.
  7. 1912 — Познакомился с А. Блоком и примкнул к группе акмеистов, в противовес символистам выражающих образы точными словами. Акмеисты считали, что христианское учение должно быть «камнем», то есть тем духовным фундаментом, на котором строится поэзия.
  8. 1913 – Стартовал с собственным сборником стихотворений «Камень», который дважды переиздавался с дополнениями (в 1916 г. и в 1921 г.). Серьезные и глубокие темы подаются легко и непосредственно. Молодому поэту сложно было выделиться среди известных мастеров, что грозило затянуть срок издания. Но небольшой тираж (всего 600 экземпляров) оплатил отец, гордый возможностью помочь сыну.
  9. 1914 – Избрали во Всероссийское литературное общество.
  10. 1915 – Пишет одно из наиболее известных стихотворений «Бессонница. Гомер…».
  11. 1917 – Временное правительство конфисковало кожу, разорив Эмилия Вениаминовича. За полгода до этого умерла жена, через год после ее ухода – жившая с семьей теща. Дети, связавшие раннюю смерть матери с романом отца, разбежались по съемным квартирам. Осип начал кочевую жизнь, сменив на ее протяжении более 40 адресов.
  12. 1922 – Вышел в печать сборник «Tristia». Раньше он, как петербуржец, тяготел к римскому Западу и католицизму. Подаренный в 1916-м М. Цветаевой зимне-весенний экскурс в исторически-архитектурный облик Москвы, припудренный традиционно-православным и в то же время собственным ракурсом возлюбленной женщины, обогатил мировоззрение акмеиста. С той поры он отождествлял себя с Россией, вкрапляясь судьбой-частицей в ее историю.
  13. 1925 – Написал 1-е прозаическое произведение «Шум времени». Эпоху крушения царской империи и сложного рождения нового строя изобразил сквозь призму милого сердцу европейского классицизма и семейного иудейского хаоса.
  14. 1928 – После выхода «Стихотворений» и «О поэзии» рукописи не печатают. Осип ради заработка пишет статьи, делает редактуру и переводы.
  15. 1931 – После путешествия по Армении, организованного Н. Бухариным в 1930-м году, к Мандельштаму вернулась муза. Он пытается осесть в Ленинграде. Настроение автора передает стихотворение «Я вернулся…». Безопасный в детстве город стал пугающим, часть друзей расстреляны, другие – в эмиграции. Н. Тихонов, секретарь Союза писателей, отказал в выделении комнаты. Мандельштамы уехали в Москву.
  16. 14 мая 1934 – 1-й арест и ссылка в Чердынь. Одни считают поводом фельетон на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны…». Другие – пощечину, которую поэт дал Алексею Толстому, любимцу Сталина, отомстив за жену. Вскоре жена добилась перевода из Чердыни в Воронеж.
  17. 1937 – Оправившись после попытки суицида и ссылки, он испытывает творческий подъем. Но невозможность реализации, отсутствие работы, лечения и денег приводят к ощущению себя бродягой.
  18. 2 мая 1938 – 2-й арест за «похабные и клеветнические» стихи.
  19. 27 декабря 1938 г. – Умер в больнице пересыльного лагеря Владивостока от сыпного тифа.
В заключении

В заключении

Личная жизнь

Как многие поэты, Мандельштам не раз влюблялся. Так, его брат Евгений в «Воспоминаниях» писал, что в любимом петербуржцами в качестве дачного отдыха Выборге 17-летний Осип всерьез ухаживал за дочерью лавочника Кушакова. Но сильных страстей было 2.

В 1915 году на даче М. Волошина в Коктебеле Осип мельком увидел Марину Цветаеву. Представили их в январе следующего года, он влюбился и затем всю весну метался между Питером и Москвой. Пытался объясняться, но Марина ловко уводила разговор в сторону. Она восхищалась стихами друга, в которых видела талант, но только в июне, страдая от нудной действительности, позволила себя поцеловать. Видимо, поэт побоялся продолжить роман. Измученный тщетными попытками найти работу в Москве, истощивший свой бюджет, потрясенный мрачной военной обстановкой Александрова, он пробыл там всего 8 дней и внезапно уехал в Коктебель. Этого бегства Цветаева простить не смогла.

С Мариной Цветаевой

С Мариной Цветаевой

В 1919-м году в Киеве Мандельштам познакомился с Надеждой Хазиной, прекрасно образованной, происходившей из еврейской семьи, принявшей православие. Надежда Яковлевна по-матерински опекает Осипа, не приспособленного к быту. Сопровождает его во всех перемещениях. В 1922-м году они становятся супругами. Она едет за ним в ссылку, добивается переезда, терпит нищету. Пытается сохранить его рукописи и оставляет потомкам мемуары, по которым изучают наследие мастера.

Надежда Хазина

Надежда Хазина

След

Осип Эмильевич Мандельштам вспыхнул яркой звездой на небосклоне литературного творчества Серебряного века. Это, прежде всего, талантливый поэт с богатейшей палитрой литературных инструментов, удивляющий читателей новаторским сочетанием точности и отточенности слов-камений с мозаичностью и фрагментарностью образов. Хотя запомнился он современникам и как переводчик с немецкого, итальянского, французского, а также как самобытный прозаик и резкий критик, не щадящий ни врагов, ни друзей.

Социалистическая эпоха, отделив церковь от государства, по мнению Мандельштама, разрушила старые культурные формы, но не создала новых. Против этой хронической безъязыкости он и протестовал, отстаивая право на свободное выражение себя в творчестве. Эксперименты с использованием иностранных языков, спуском по линнеевскому ряду, исторические, философские и другие «лестницы» превращают его в «советского» поэта, выражающего таким образом свое Время.

При тоталитаризме превосходство лирики привело к росту врагов и литературной изоляции. За попытку быть услышанным любой ценой последовала неминуемая трагическая развязка.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *