ФИО: | Рерих Николай Константинович |
Дата рождения: | 27 сентября (9 октября) 1874 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Весы |
Деятельность: | Художник, писатель, путешественник, сценограф, археолог |
Дата смерти: | 13 декабря 1947 г. (73 года) |
Детство и юность
Семья, в которой в 1874 году появился на свет будущий художник, философ и общественный деятель, слыла в Северной столице исключительно порядочной и интеллигентной. Отец, Константин Фёдорович, зарекомендовал себя прекрасным юристом. Мать, Мария Васильевна, была из купеческого рода. Мальчик учился в знаменитой гимназии Карла фон Мая, где практиковали индивидуальный подход к каждому ребенку.
Уже в детстве Николай отличался пытливым умом и любознательностью. В загородной усадьбе в местечке Извара, являвшейся пристанищем семьи в летние месяцы, он изучал окружающий мир, занимался археологическими раскопками. В это же время проявляется интерес к рисованию.
Ни одно подобное увлечение не могло рассматриваться семьей в качестве будущей профессии. Николаю ничего не остается, как закончить юридический факультет Петербургского университета. Однако одновременно он посещает Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств и набирается мастерства у А. И. Куинджи. Сам Третьяков изъявил желание приобрести выпускную работу Рериха «Гонец».
Основные события жизни
- 1901 год. Венчание с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей не только матерью двух сыновей, но и поддержкой до конца дней художника.
- 1903-1904 годы. Рерих женой посещают русские города (более 40), изучая культурное наследие страны. Материалы, собранные в «поездке по старине», подстегнули интерес общества к родной культуре. После путешествия, в селе Талашкино под Смоленском, этот многогранный человек вместе с Врубелем и Коровиным пытается воссоздать технику народных промыслов.
- 1905 год. Николай Константинович начинает коллекционировать предметы каменного века. Через 5 лет их число переваливает за 30 тысяч. Сегодня они выставляются в Эрмитаже.
- 1906 год. Художник занимает место директора Школы Императорского общества поощрения художеств. Под его руководством появляются такие мастерские, как иконописная, ткацкая, поощряются лекции по анатомии и русскому зодчеству, возрастает количество женских классов.
- 1909 год. Избирается академиком Российской Академии художеств.
- 1909-1913 годы. Рерих участвует в гремящих в Париже Дягилевских «Русских сезонах». Он выступает сценографом постановок, а для балета Стравинского «Весна священная» пишет еще и либретто.
- 1910 год. Председательствует в обществе «Мир искусства», собравшем столь значительных личностей, как Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин и многих других. Члены объединения пытаются по-новому взглянуть на этику и эстетику в искусстве, негативно рассматривают академизм.
- 1912-1915 годы. Поддерживает проект Федоровского городка. Комплекс зданий возводится недалеко от Александровского дворца под пристальным вниманием Николая II в целях показать уникальную красоту русской архитектуры.
- 1916 год. Николай Константинович по настоянию врачей вынужден переехать в Финляндию. Революционные события делают его вынужденным эмигрантом. Но его отрицательные взгляды на происшедшие в России события выливаются в поддержку белого движения.
- 1919 год. Художник поселяется в Лондоне. Здесь продолжается плодотворная творческая работа, возобновляется сотрудничество с Дягилевым. Он общается с представителями культуры, знакомится с Рабиндранатом Тагором. Вступление в Теософское общество подтверждает его мнение о первичности истины. Учение Рериха «Живая этика», базирующееся на принципах самосовершенствования и раскрытия талантов, перекликалось с целями этой организации.
- 1920 год. Переезд в Америку был связан с приглашением организовать выставки в городах США, а также прочитать лекции о русском искусстве. В Нью-Йорке Рерих познакомился со своим почитателем Луисом Хоршем. Брокер помогает создать Музей Рериха, который в 1929 году переедет в специально построенный для него небоскреб Мастер-Билдинг. Здесь же разместится открытый русским деятелем «Институт объединённых искусств», призванный через искусство объединить людей, ощутить «истину красоты». Позже с американским предпринимателем возникнут разногласия, приведшие к судебным разбирательствам и многотысячным судебным искам.
- 1925-1928 год. Рерих с женой и сыном Юрием отправляется в путешествие, известное как центрально-азиатская экспедиция. Они преодолевают тысячи километров, посещают, к примеру, Китай, Кашмир, Монголию, Алтай и Сибирь. Посещению Тибета отводится важная роль, определенная как Миссия Западных буддистов. Более 500 картин становятся доказательством восхищения местными видами. Исследования в области археологии, этнографии и лингвистики станут неоценимым вкладом в познании малоизученного региона.
- 1929 год. В индийской долине Куллу для подробного изучения и последующего внедрения во все сферы жизни собранной информации создается Институт «Свет Утренней звезды» (Урусвати). Из письма супруги Елены Ивановны можно узнать, что «станцию» мечтали превратить в «город Знания». Отделы «станции» сотрудничали с институтами, медицинскими колледжами, ботаническими садами всего мира. Крупнейшие ученые обращались за помощью по самым разным вопросам.
- 1934-1935 годы. При содействии Генри Уоллеса, возглавлявшего министерство сельского хозяйства США, организованна Маньчжурская экспедиция. Нелегкий путь проходил по нескольким пустыням с целью собрать засухоустойчивые и лекарственные растения. Экспедицию отозвали в сентябре 1935 года, заподозрив Рериха в политической активности. Николая Константиновича обвиняли и в сотрудничестве с НКВД, и в общении с белыми эмигрантами.
- 1935 год. В Вашингтоне подписан Пакт Рериха, определяющий важность защиты культурных ценностей. Этот договор впоследствии возьмут за основу при принятии Гаагской конвенции об охране исторического наследия в вооружённых конфликтах.
- 1947 год. В Индии Николай Рерих уходит из жизни. Его тело кремировали. На месте, где произошло сожжение, значится имя столь многогранной личности и упоминание о нем, как о «великом друге Индии»».
Личная жизнь
Брак Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Шапошниковой явился тем союзом, в котором две сильные личности не противостояли друг другу, а соединились, чтобы, как вспоминал художник, «препятствия обращались в возможности». Супруге посвящались картины, книги. Она и сама была автором философской литературы, переводчицей, Президентом Института «Урусвати».
В семье была два сына, Юрий и Святослав. Старший стал учёным-востоковедом, а младший продолжил творческий путь отца.
Великий художник
Николай Рерих обладал таким количеством талантов, что его можно причислить и к великим художникам, и к бесстрашным путешественникам, и к жаждущим открытий ученым. Его наследие для потомков в виде полотен, книг, собраний коллекций дает основу для дальнейшего развития в самых разных областях человеческой деятельности.
Трепетное отношение Рериха к истории собственной страны и неподдельный интерес к цивилизациям Востока привели его к мысли о важности сохранения памятников культуры. Он явился вдохновителем соглашения о защите мировых ценностей.