Кристоф Виллибальд Глюк — краткая биография


Кристоф Виллибальд Глюк

Полное имя: Кристоф Виллибальд Глюк
Дата рождения: 2 июля 1714 г.
Место рождения: Эрасбах, Германия
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Композитор
Дата смерти: 15 ноября 1787 г. (73 года)

Кристоф Виллибальд фон Глюк – великий композитор, значимый представитель классицизма в музыке. В творческом мире признан как реформатор и талантливый автор около 50 произведений.

Детство и юность

Родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе в Верхнем Пфальце (Бавария). Его родителями были Александр Йоханнес Глюк и Мария Вальпурги. Увлечение музыкой возникло с ранних лет и постоянно росло. Семья переехала в Богемию в 1717 году и здесь же, ему преподавали музыкальную грамоту на дому. Глава семьи был лесничим, а это означало, что ремесло вынуждало к частым переездам. Примерно 5-6 лет мальчик учился в мужском духовном ордене Римской-католической церкви в Комотау. Иезуитская гимназия помимо служения Богу и папе римскому, вкладывала в детей важность проповедования, науки.

Будущий композитор догадывается, что не пойдет по стопам отца и в жизни не получит одобрения как музыкант. Юноша уходит из дома, держа путь в Прагу, где поступает в местный университет и учась там некоторое время. Слушая лекции по логике и математике, параллельно зарабатывает на жизнь талантливой игрой на виолончели и скрипке и неплохим пением.

К. В. Глюк (Ф. Э. Феллер)

К. В. Глюк (Ф. Э. Феллер)

Краткая биография

  1. Глюк по-настоящему интересовался науками и читал много книг. Самым любимым инструментом считал виолончель. Непреодолимая тяга к познаниям, спустя годы приведет к статусу одного из образованных людей Европы среди современников.
  2. Будучи молодым талантливым человеком, пел в хоре собора имени святого Якуба. Прославленный чешский композитор Богуслав Черногорский берет под свое попечительство К. В. Глюка. Их выступления проходили в Пражской области.
  3. В 1735 году был приглашен в качестве камер-музыканта во владения князя Филиппа Лобковица. На данном выступлении произошел важный поворот событий.
  4. Заинтересовав итальянского аристократа А. Мельци, в 1736 году Глюк получает от него приглашение участвовать в своей капелле. Молодой, но способный юноша не смог отказаться от переезда на родину оперы.
  5. В Милане происходит его становление как оперного композитора. Глюк знакомится с творчеством величайших мастеров музыки того времени. Под началом представителя гомофонной музыки Дж. Сам­мар­ти­ни, ученик совершенствуется и готовится 5 лет.
  6. И 26 декабря 1741 года ставится первая опера «Артаксеркс» на либретто П. Метастазио, показанная на сцене «Реджо дукале».
  7. Его дебют имел достаточный успех, хоть и был подобен произведениям своего учителя. К тому же, до 1745 года получал заказы на оперы-сериа из театров Милана, Венеции, Турина.
  8. В указанный период пишет не менее успешные творения: «Демофонт» и «Деметрий» (1742), «Тигран» (1743), «Гипермнестра» (1744), «Федра» (1745) и др. Глюк пытался раскрыть тему античности и мифологии, что ему удавалось, судя по радушной итальянской публике.
  9. В конце 1745 года английский театр просит его сочинить 2 оперы. Здесь, знакомится с Г. Ф. Генделем, чьи сочинения были отличными от итальянских. В них нет оттенка поверхностности и напыщенности, романтики. Музыка Генделя была глубоко драматичной, простой и насыщенной. Труды зарождают в душе исключительного автора резонанс и иное восприятие творчества.
  10. В марте 1746 года покидает Британскую столицу и в качестве 2 дирижера отправляется в турне по Европе. Далее посещает Копенгаген, Дрезден, Прагу, Гамбург и снова возвращается в Вену. Вместе с труппой братьев Минготти гастролирует в течении 5 лет.
  11. В это время, начинает уделять внимание и увлекаться французской комической оперой, популярной среди австрийских ценителей. Произведения были естественными в эмоциональном выражении.
  12. В похожем стиле записываются «Остров Мерлина» (1758), «Исправленный пьяница» (1760) и др.
  13. В конце 50-х годов находит своего сторонника по выражению искусства. Известный поэт и драматург Италии – Раньеро Кальцабиджи, так же как и Глюк превозносят простоту и правдивость в творчестве.
  14. В 1751 году стал капельмейстером в труппе Джованни Локателли.
  15. 5 октября 1762 года состоялась премьера совместного произведения – оперы «Орфей и Эвридика» в Вене.
  16. В 1767 году выходит «Альцеста» и в 1770 году – «Парис и Елена».
  17. Революционер стремился к максимальному сближению музыки и драматургии. Полностью исключает захватывающие зрелищные сюжеты, в пользу героических эпопей.
  18. Уже опытный композитор приблизился к своей реформаторской деятельности.
  19. Глюк отвергал присутствие арии, а увертюры должны, по его словам, подготавливать к действию, которое сейчас предстанет перед взорами посетителей.
  20. В середине 1773 года ставится «Ифигения в Авлиде» на сцене «Королевской академии музыки».
  21. В конце 1773 года оперный композитор уезжает в Париж.
  22. «Орфей» и «Альцеста» составляются на французский лад и предстают перед зрителями.
  23. Слушатели театра и великие композиторы начинают разделяться на группы. Группа «глюкистов» искренне привержена старой школе музыки, классицизму, а их «противники» — «пиччинисты». Последователи Николло Пиччини признавали употребление арии, пышности, интригующих зрелищных картин.
  24. Мастер воссоздает и реконструирует свои самые популярные оперы-сериа по принципам реформаторских замечаний.
  25. Триумфальные успех и популярность сопроводили премьеры «Армиды» (1777) и «Ифигении в Тавриде» (1779). Новое веяние в оперном искусстве с овациями признается современниками и обретает популярность. Так «глюкинисты» одержали художественную победу.
  26. Несмотря на тяжелую болезнь и возраст, не переставал мечтать о создании новых шедевров. Даже намеревался написать оперу на основе Ф. Клопштока «Битва Германа».
  27. 15 ноября 1787 г. Кристоф Виллибальд фон Глюк умирает в городе Вена.
  28. К. В. Глюк (худ. З. Беллиар)

    К. В. Глюк (худ. З. Беллиар)

    Личная жизнь

    Классик женился на богатой наследнице купца, 18-ти летней Марианне Бергин.

    Их брак описывают счастливым и долгим. У них не было своих детей, но не отчаявшись, пара удочерила ближайшую родственницу-сироту.

    Вклад реформатора-композитора

    Всю жизнь – со школьной скамьи и до самой смерти, Глюк был влюблен в музыку и стремился к научным познаниям. Считался прогрессивным и со всех сторон развитым человеком. Его никто не мог сбить с пути, повлиять на его мнение. Все его произведения по стилю героические, но в то же время просты и лаконичны. Нет излишней роскоши, не приветствуется виртуозное направление. Хоровые формы восходят к античной мифологии.

    Бюст К. В. Глюка

    Бюст К. В. Глюка

    Своим новым «старым» видением и реформаторскими сочинениями перевернул современную традиционную оперу. Его опыт был объемным и противоречивым, благодаря многочисленным знакомствам с коллегами и выступлениям по всей Европе.

    Многие превозносят как спасителя искаженной современниками классической оперы. Принципы «чистой трагедии» перенимали для своих шедевров Л. Бетховен, Г. Берлиоз, Л. Керубини и другие маэстро XIX века.


    Ваш комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *