ФИО: | Римский-Корсаков Николай Андреевич |
Дата рождения: | 6 (18) марта 1844 г. |
Место рождения: | Тихвин |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Композитор, педагог, дирижер |
Дата смерти: | 8 (21) июня 1908 г. (64 года) |
Детство и юношество композитора
Маленький Николай появился на свет 6 марта 1844 года в Тихвине, находившемся в Новгородской губернии, в старой дворянской семье. Его отцом был волынский гражданский губернатор, Андрей Петрович, а матерью – дочь крестьянки и богатого помещика, Софья Андреевна. По воспоминаниям композитора его мать была очень образованной женщиной.
В семье Николая Андреевича мужчины традиционно служили на флоте. В его воспитании и взрослении большую роль сыграл брат Воин Андреевич, который продолжил семейную традицию и впоследствии стал контр-адмиралом.
Обучение Николая началось в шестилетнем возрасте, и в него входили уроки игры на фортепиано. Однако мальчик больше тяготел к народному творчеству России и церковным музыкальным канонам. В свои небольшие 11 лет он делал первые попытки сочинения музыкальных произведений.
Колю отдают по семейной традиции в 1856 году для обучения в Морском кадетском корпусе, а с 1859 года он начинает свое активное знакомство с музыкой, слушая оперы великих композиторов. Также он поглощён Моцартом, Бетховеном и Мендельсоном. В этом же году он начинает обучаться игре на фортепиано у Ф.А. Канилле, бывшего известным русским пианистом.
1862 год был опечален смертью отца Николая, и семья переезжает в столицу, где он знакомится с М. Балакиревым и входит в его круг, который впоследствии станет знаменитой «Могучей кучкой», сообществом известных композиторов того времени.
Жизненный путь композитора
- В 1862 году Николай Андреевич оканчивает Морской корпус с отличными отметками и поступает на службу в чине гардемарина. Он служит на клипере под названием «Алмаз» до 1865 года и посещает множество стран Европы, Бразилию и Северную Америку. Служба не дает возможности для творчества, и он откладывает свои идеи и мысли. Это большое путешествие по морским просторам, однако, оставляет след в будущем творчестве и отразится в музыке.
- После возвращения в 1865 году Николай Андреевич опять входит в Балакиревский кружок, где знакомится с А.П. Бородиным, П.И. Чайковским и А.С. Даргомыжским. Римский-Корсаков опять начинает сочинять музыку. Балакирев направляет композитора на путь использования народного творчества.
- В 1867 году Николай Андреевич пишет музыкальную картину «Садко», частично легшую в основу будущей оперы. В этой опере Римский-Корсаков впервые использует прием симметричного лада. Он будет использовать этот прием в остальных своих сказочных произведениях.
- В 1869 году звучит премьера Второй симфонии композитора, вдохновленной сказкой Осипа Сенковского.
- 1871 год для Николая Андреевича ознаменовывается званием профессора в Санкт-Петербургской консерватории.
- Уже в период с 1873 по 1884 он выступает в качестве инспектора духовых оркестров Морского ведомства.
- Начиная с 1874 года, Николай Андреевич начинает активно заниматься дирижерской деятельностью и работает как на оперных постановках, так и на симфонических концертах.
- В середине 1870-х годов Николай Андреевич активно занимается собственным музыкальным образованием, так как чувствует его недостаток, несмотря на уже большую педагогическую деятельность в этой области.
- В период 1877-1878 годов композитор совместно с Балакиревым и Лядовым работает над редактурой известной оперы «Руслан и Людмила» композитора М.И. Глинки. Редактурой произведений других композиторов он занимается с конца 1860-х годов.
- В 1882 году он начинает возглавлять «Беляевский кружок» – группу композиторов и музыкантов, которые собирались на музыкальные вечера в доме М.П. Беляева.
- С 1886 по 1900 годы является постоянным дирижером «Русских симфонических концертов», организованных тем же меценатом и музыкантом Беляевым.
- В октябре 1887 года впервые звучит его «Испанское каприччо», оркестром в этот день руководил сам автор произведения.
- С начала 1890-х годов наблюдается спад его творческой деятельности, так как композитор увлекается изучением философии, но с середины десятилетия его активность в музыке набирает новые обороты, и он пишет свои известные оперы «Садко», «Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и другие.
- С 1906 года Римский-Корсаков избирается членом Шведской королевской музыкальной академии.
- В 1905-1907 годах композитор активно поддерживает революционные движения. В поддержку бастующих студентов он увольняется из консерватории и возвращается только после смены ее руководства и удовлетворения некоторых требований протестующих.
- В 1907 году Николай Андреевич становится членом Комитета, занимающегося организацией «Исторических русских концертов», проводившихся в Париже. На них он также выступает в качестве дирижера. В программе концертов звучат его произведения.
- 8 июня 1908 года в результате инфаркта миокарда Николай Андреевич скончался в Любенске в стенах своей загородной усадьбы. Его похоронили в столице на территории Новодевичьего кладбища, но в 1930-х годах прах был перенесен советскими властями при создании Некрополя мастеров искусств, находящегося в Александро-Невской лавре.
Семья и любовь
Женат Николай Андреевич был один раз на пианистке Надежде Пургольц. Венчание состоялось 30 июня 1872 года. Надежда сделала фортепианные вариации произведений своего супруга для игры в две и четыре руки.
У супругов родилось семеро детей, но до взрослых лет дожили только пятеро – двое скончались в раннем детстве.
Жена композитора Надежда пережила своего супруга на 11 лет и умерла от оспы в 1919 году. Она была захоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище, а затем, как и он, перенесена в Александро-Невскую лавру.
Вклад и память
Николай Андреевич Римский-Корсаков был не только выдающимся представителем своего времени, но и оставил большой след в истории музыки и становлении русской музыкальной школы. Не имея изначально профессионального музыкального образования, он смог не только стать одним из величайших композиторов, но и повлиял на судьбы и творчество многих других.
Его до сих пор называют главным «сказочником» русской классики за то, что он смог перенести народные сказания в лоно классической музыки и тем самым подарил им новую жизнь, а его потомкам целое направление.
Педагогическая деятельность композитора помогла взрастить множество талантливых музыкантов и композиторов, а его совместные и редакторские работы дали жизнь большому количеству известных по сей день музыкальных произведений.