Полное имя: | Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа |
Дата рождения: | 24 ноября 1864 г. |
Место рождения: | Альби, Франция |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Художник |
Дата смерти: | 9 сентября 1901 г. (36 лет) |
Анри де Тулуз-Лотрек — известный французский художник 19-го столетия, считается одним из самых талантливых художников периода постимпрессионизма. Хотя он и прожил весьма короткую и трагическую жизнь, не дожив даже до 37, он оставил неизгладимый след во французской истории искусства. Встав в один ряд с такими известными творцами как Поль Сезанн, Винсент ван Гог и Поль Гоген он считается крупной фигурой постимпрессионистского периода.
Появившись на свет в аристократической семье, он уже в раннем возрасте проявил интерес к искусству и начал делать наброски и рисовать карикатуры в своих учебных тетрадях. После того как у него проявились художественные таланты, один из друзей отца, художник Рене Принсто, начал давать мальчику неформальные уроки.
С детства у него было плохое здоровье, поэтому он не мог себе позволить заниматься многими видами деятельности, в которых участвовали ровесники из аристократических семей. Он проводил значительную часть своего времени, будучи запертым в комнате и рисуя.
Он начал изучить искусство у портретиста Леона Бонна и стал известным художником. Его карьера продолжалась менее 2 десятилетий, но за это время он успел создать более 737 полотен, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката и 5084 рисунка. Но при этом он сильно пристрастился к алкоголю, что в конечном итоге привело к его упадку и раннему уходу из жизни.
Ранние годы
Будущий художник Анри де Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 г. в отеле du Bosc в городе Альби, деп. Тарн, в юго-западном регионе Юг-Пиренеи во Франции в аристократической семье. Он приходился первым ребенком главе семьи по имени Альфонс Шарль граф де Тулуз-Лотрек-Монфа (1838–1913) и его супруги Адель Зоэ Тапье де Селеран (1841–1930). Ихний второй сын Ришар появился на свет в 1867 году, но ушел из жизни младенцем уже в следующем году. У обоих сыновей были титулы куртуазии графа. Анри мог бы быть присвоен семейный титул графа де Тулуз-Лотрека, если бы он пережил отца.
После ухода из жизни младшего брата родители будущего художника разошлись и за ним следила специально нанятая няня. В 8-летнем возрасте он проживал со своей мамой во французской столице, там он начал делать наброски и карикатуры в своих учебных тетрадях. Хороший друг отца, художник Рене Принсто, заметил талант мальчика и начал давать ему уроки.
Среди ранних работ Тулуз-Лотрека есть изображения лошадей, фирменное блюдо Принсто, а также предмет, который он повторно рассмотрел в своих «Цирковых картинах».
Родители Тулуз-Лотрека приходились друг другу двоюродными братьями и сестрами (бабушки художника были родными сестрами), и его дефекты и проблемы со здоровьем могут быть связаны с инбридингом.
В 13-летнем возрасте он получил травму, перелом правой бедренной кости, а через год и левой. Эти травмы очень долго заживали. Современные специалисты связывают это с заболеванием генетического типа, возможно с пикнодизостозом чем-то подобным остеопетрозу.
Жизнь и творчество
В 1885 году молодой художник стал демонстрировать свои творения в кабаре Мирлитона Аристида Брюана.
После окончания учебы в 1887 году он принял участие в выставке в Тулузе под псевдонимом «Tréclau», верланом фамилии «Лотрек». После этого он выставлялся в Париже с такими художниками как Ван Гог и Луи Анкетен.
В 1885 году состоялось его знакомство с начинающей художницей Сюзанной Валадон. Анри создал несколько портретов с ее изображением и поддержал ее амбиции в стремлении стать известной художницей. По некоторой информации, они были любовниками и даже планировали стать мужем и женой. Их отношения завершились, и Валадон попыталась совершить суицид в 1888 году.
С 1889 года он стал участвовать в выставке салона независимых художников. Совместно с другими известными новаторами того времени, такими как Поль Сезанн, Поль Гоген и Камиль Писсарро, он сыграл важную роль в создании независимого салона, целью которого было предоставить художникам полную свободу, представляя свои работы на суд публики.
Кабаре Мулен Руж открыло свои двери для посетителей в 1889 году. Тулуз-Лотреку поручили создать по этому поводу серию плакатов. Многие другие художники смотрели на эту работу с высокомерием и неприязней, но сам Тулуз-Лотрек не заботился о социальном одобрении и принялся за исполнение, создав серию картин для кабаре.
Некоторые из его известных картин, созданных в этот период: «At the Moulin Rouge», 1890 («В Мулен Руж»); «Salon at the Rue des Moulins», 1894 («Салон на улице Мулен»); «The Medical Inspection at the Rue des Moulins Brothel», 1894 («Медицинский осмотр в борделе на улице Мулен»); «The clownesse Cha-U-Kao at the Moulin Rouge», 1895 («Клоунесса Ша-У-Као в Мулен Руж»).
На протяжении жизни критики были в основном неблагосклонны к творчеству Тулуз-Лотрека, настоящее признание, как и ко многим другим ныне известным творцам пришло к нему только после смерти.
Самой же известной его работой считается картина 1886 года «La Blanchisseuse» («Прачка»), которая изображает молодую прачку за работой. Картина ушла с молотка за 22,4 млн долларов США в аукционном доме Christie’s в 2005 году.
Личная жизнь
Художник никогда не был женат и не оставил потомства. Во взрослом возрасте рост Тулуз-Лотрека составлял 142 см, у него был взрослый торс, но при этом ноги были как у ребенка из-за различных заболеваний. Над ним часто надсмехались, и Анри нашел утешение в алкоголе. С годами его зависимость усиливалась, и он стал хроническим алкоголиком.
По причине неудач в отношениях с девушками он начал посещать проституток, одна из них, Роза Ла Руж стала героиней его картин, от нее, скорее всего, он и заразился сифилисом.
Смерть
Алкоголизм сильно сказывался на его здоровье и к 1899 году состояние его здоровья значительно ухудшилось. Его семья приняла решение отправить его на лечение в Фоли Сен-Джеймс, санаторий в Нейи.
Тулуз-Лотрек скончался от осложнений, которые были вызваны хроническим алкоголизмом и сифилисом, 9 сентября 1901 года в поместье своей мамы, Шато Мальроме, в муниципалитете Сен-Андре-дю-Буа.
После смерти его мать и продавец картин Морис Жуайан продолжали заниматься продвижением его работ. Мать на свои деньги создала музей в Альби, на его родине, для показа публике его произведений. Данный музей хранит самую большую коллекцию работ художника.