Джордж Бернард Шоу — краткая биография


Джордж Бернард Шоу

Полное имя: Джордж Бернард Шоу
Дата рождения: 26 июля 1856 г.
Место рождения: Дублин, Ирландия
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Писатель, драматург, романист
Дата смерти: 2 ноября 1950 г. (94 года)

Детство и юность

26 июля 1856 года в Дублине родился один из самых влиятельных писателей и мыслителей конца XIX и начала XX веков, ирландский драматург, критик и памфлетист Джордж Бернард Шоу. К тому времени у его родителей Джорджа Карра Шоу (1815-1885) и Люсинды Элизабет (1830-1913) уже было двое детей: Люсинда Фрэнсис (г.р. 1853) и Элинор Агнес (г.р. 1855).

По отцовской линии Сонни, как звали Шоу в детстве, происходил из угасающей протестантской верхушки землевладельцев, которые после Кромвеля пересекли Ирландское море. У его деда было одиннадцать детей, которые дожили до зрелого возраста. Большинство из них, по воспоминаниям внука, были «отсталыми пьяницами».  Впоследствии он назвал их «Семья Шоу алкоголиков».

Мать Сонни, Люсинда Элизабет(Бесси), была дочерью бедного землевладельца. Стремясь сбежать от воспитавшей ее суровой тети Эллен Уиткрофт, Бесси сблизилась с неприятным, чудаковатым жителем Дублина, промотавшим свое состояние.  В результате второго брака отца и своего замужества Бесси лишилась наследства. Во время медового месяца с Джорджем в Ливерпуле Элизабет обнаружила, что он алкоголик. Супругам приходилось упорно трудиться, чтобы соблюдать видимость приличной жизни.  В своем дневнике в 1882 году, Шоу характеризовал эту жизнь «убогой благородной бедностью».

Мать Джорджа начала давать у себя дома уроки музыки, чтобы восполнить убывающий с каждым годом доход отца. Она была членом «Музыкального общества любителей Джорджа Джона Ли».  Ли предложил ей создать совместное домашнее хозяйство, в котором он и миссис Шоу могли бы делить большие комнаты для уроков и репетиций. Поскольку, против нового семейного союза Джордж Карр Шоу не высказал возражений, переезд в более престижный дом на Хэтч-стрит состоялся.

Позже Шоу заметил, что Ли, который был ровесником его матери, в то время не имел никаких интрижек с женщинами. Был Ли еще и его биологическим отцом – этот вопрос занимал Шоу всю жизнь. Бернард утверждал, что он гораздо больше похож на бородатого, угрюмого Джоржа Карра Шоу, чем на низкорослого, хромого Ли.

В детстве, до переезда в большой дом Ли, Сонни постоянно видел отца пьяным. Благодаря этому на протяжении всей жизни он воздерживался от алкоголя.

Азы образования он получил от своего дяди-священнослужителя. Затем некоторое время посещал дневную школу Дублина, а уже в девять лет поступил в Уэслианский колледж, где изучал Гомера, Цезаря, Вергилия и Священное Писание.

Джордж Бернард Шоу в молодости

Джордж Бернард Шоу в молодости

Краткая биография

Шоу бросил формальное образование и в 1876 году, в возрасте 15 лет, перебрался в Лондон, куда ранее переехали Люсинда Шоу со своим учителем музыки и старшими детьми. Ли помог Шоу получить работу автора статей по музыкальной критике в газете «Star», что проложило молодому человеку путь к его долгой писательской карьере:

  • Свои статьи о музыке он писал под псевдонимами «Корно ди Бассетто» и «GBS».
  • В 1879 году Шоу был вынужден согласиться на работу в фирме, продвигающей новый телефон Эдисона. Его обязанностью было получать у жителей Ист-Энда разрешение на установку телефонных столбов и оборудования. По его собственным словам, это был последний раз, когда он «согрешил против своей природы», пытаясь заработать на честную жизнь.
  • Так как в 1881 году Бернард заболел оспой, в то время свирепствующей в Лондоне, он переехал в Лейтон к своему дяде Уолтеру. Шоу использовал свою больничную изоляцию, чтобы научиться стенографии Питмана.
  • В 1884 году GBS издавал свои политические брошюры, так что к 1885 году он был опубликованным писателем.
  • Первая пьеса «Дом вдовца», написанная под впечатлением от поставленного в ​​Лондоне в 1890 году «Кукольного дома» Хенрика Ибсена, включает ряд аспектов стиля Ибсена: неприукрашенные диалоги, реалистичный и противоречивый сюжет. Эта явно незрелая работа, по сравнению с более поздним шедевром Шоу «Профессия миссис Уоррен» (о дочери, которая обнаруживает историю своей матери в индустрии проституции) понравилась публике.
  • Многим из его ранних работ пришлось ждать несколько лет, прежде чем их поставили в Лондоне, хотя они нашли благодарную публику на европейском континенте. «Профессия миссис Уоррен» — одна из первых частей драматической серии, третья в цикле «Неприятные пьесы». Каждая из этих пьес, в том числе «Дом вдовца» и «Разведчик», сатирически представляла капиталистическое общество и угнетение, которое оно оказывает на бедных.
  • Неминуемо, пьесы вызвали гнев лорда-камергера, ответственного за предоставление разрешения на их постановку. «Профессия миссис Уоррен» вызвала особые возражения и была запрещена к публичным показам на тридцать лет.
  • Назвав «неприятными» первые три едкие произведения Шоу объяснил, что их драматическая сила используется для того, чтобы заставить зрителя столкнуться с неприятными фактами.
Джордж Бернард Шоу в 1894 г.

Джордж Бернард Шоу в 1894 г.

  • «Приятные» пьесы второго тома (1898) были попытками Шоу привлечь продюсеров и зрителей. «Трагедия и комедия жизни заключаются в последствиях, иногда ужасных, иногда смехотворных» — утверждал он в своем предисловии.
  • Помимо плодотворного творчества, ненасытный интеллект Шоу привел его к участию в нескольких дискуссионных группах и публичных политических дискуссиях в раннем взрослом возрасте. В 1878 году он присоединился к «Зететическому» обществу. Он также стал вегетарианцем и защитником прав женщин. Время, проведенное в Зететическом обществе, заставило его привыкнуть к работе с женщинами.
  • Наиболее значимое событие в политическом пробуждении Шоу произошло в 1881 году, когда он услышал речь американского экономиста Генри Джорджа, в которой отстаивался руководящий экономический и политический принцип социализма. Шоу считает, что американский лектор пробудил в нем интерес к экономике и социальной теории. Прежде он занимался главным образом конфликтом между наукой и религией.
  • Шоу на протяжении всей своей жизни был убежденным социалистом, презирая коммерциализм капитализма и полагая, что социализм вылечит то, что он считал крайностями капитализма. Так же, как и многие современные интеллектуалы, он критиковал человеческое лицемерие в области религии, но не видел возможности лицемерия и коррупции в социализме.
  • В 1884 году писатель присоединился к Фабианскому обществу. Члены этого общества верили в постепенный социальный прогресс и переход к социалистическому обществу. На протяжении десятилетий драматург продолжал публиковаться и читать лекции для фабианцев и даже поднялся по служебной лестнице в их рядах.
  • Многие из опубликованных пьес Шоу имеют длинные предисловия, которые стали известными сами по себе. Предисловиями, как правило, были эссе, которые касались больше мнений Шоу по вопросам, затронутым в пьесах, чем о самих пьесах. Некоторые из предисловий оказались намного длиннее самих пьес.
  • В 1914 году популярность Шоу значительно упала, когда он написал эссе «Здравый смысл о войне», которое было сочтено непатриотичным.
    • Джордж Бернард Шоу в 1914 г. (в 57 лет)

      Джордж Бернард Шоу в 1914 г. (в 57 лет)

  • В 1931 году в возрасте 75 лет писатель приезжал в Россию и встречался со Сталиным и Крупской. Как социалисту ему понравилась жизнь советских людей, а как вегетарианец он пришел в восторг от русской еды. По возвращению домой Шоу заявил, что обрел надежду на спасение человеческой цивилизации.
  • Шоу часто цитируется, как драматург, ставший в один ряд с Уильямом Шекспиром. На пике своей славы Шоу получил Нобелевскую премию по литературе, а также премию Оскар за сценарий.
  • Автор более 50 пьес, он был «Бернардом Шоу» и никогда не использовал имя «Джордж» ни лично, ни профессионально. Однако, после его смерти стало обычным использовать все три его имени даже в справочных работах.
  • Полное собрание сочинений Шоу вышло в 36 томах в промежутке между 1930 годом и 1950 годом его смерти.
  • В патриархальном возрасте 94 лет он умер в своем доме в Айот-Сент-Лоуренс, Хартфордшир, Англия, 2 ноября 1950 года.
Джордж Бернард Шоу в 1936 г. (в 80 лет)

Джордж Бернард Шоу в 1936 г. (в 80 лет)

Личная жизнь

В 1898 году Шоу ухаживал и женился на ирландской наследнице Шарлотте Пейн-Тауншенд. Несмотря на то, что у Шоу время от времени возникали случайные романы, они провели счастливую жизнь вместе, путешествуя по миру. У супругов не было детей. Нет сведений и о внебрачных детях Шоу. Возможно, отношение писателя к этому предмету кроется в его афоризме: «Молодость — прекрасная вещь. Какое преступление тратить ее на детей».

Шарлотта Пейн-Тауншенд

Шарлотта Пейн-Тауншенд

На протяжении всего брака Шоу лихорадочно писал драматические пьесы, в том числе основные произведения:

  • «Оружие и человек».
  • «Кандида».
  • «Майор Барбара».
  • «Пигмалион».
  • «Святая Джоанна».

За годы, прошедшие между смертью Шарлотты в 1943 году и его собственной смертью в 1950 году в возрасте 94 лет, Шоу не сбавлял оборотов. Когда больше не мог писать от руки, он использовал пишущую машинку. За последние три года своей жизни Шоу написал не менее шести совершенно новых пьес.

Драматург умер от почечной недостаточности, осложнившейся травмами, полученными им при падении с лестницы во время обрезки деревьев в своем имении. После смерти прах Шоу был смешан с прахом его покойной жены, и оба были развеяны в саду их общего дома.

Какой след он оставил

Хотя это может быть небольшим преувеличением, но Шоу, несомненно, самый важный англоязычный драматург со времен Шекспира. Под влиянием Ибсена и других современных ему писателей Шоу представил английскому театру новый, реалистичный стиль драмы. Однако, в отличие от Ибсена, Чехова или даже Юджина О’Нила, Шоу уникален среди современных драматургов из-за чувства юмора и его всепроникающей (хотя и расплывчатой) веры в высшую мораль. Привнеся смелый критический интеллект во многие другие сферы своих интересов, он помог сформировать политическую, экономическую и социологическую мысль трех поколений.

Драматург Джордж Бернард Шоу

Пер Халльстрём восхитился уникальным сочетанием политического огня и «шумной веселости» в сатирах Шоу, отметив, что он «должен был заставить людей смеяться, чтобы никто не додумался до его повешения».

В предисловии к пьесе «Назад к Мафусаилу» GBS дал критическую оценку своему творчеству: «Я надеюсь, что сотни притч, написанных молодыми руками, скоро оставят меня так же далеко позади, как религиозные картины пятнадцатого века оставили позади первые попытки ранних христиан в иконописи. В этой надежде я удаляюсь и опускаю занавес».


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *