Кристоф Виллибальд Глюк — краткая биография


Кристоф Виллибальд Глюк

Полное имя: Кристоф Виллибальд Глюк
Дата рождения: 2 июля 1714 г.
Место рождения: Эрасбах, Германия
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Композитор
Дата смерти: 15 ноября 1787 г. (73 года)

Кристоф Виллибальд фон Глюк – великий композитор, значимый представитель классицизма в музыке. В творческом мире признан как реформатор и талантливый автор около 50 произведений.

Детство и юность

Родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе в Верхнем Пфальце (Бавария). Его родителями были Александр Йоханнес Глюк и Мария Вальпурги. Увлечение музыкой возникло с ранних лет и постоянно росло. Семья переехала в Богемию в 1717 году и здесь же, ему преподавали музыкальную грамоту на дому. Глава семьи был лесничим, а это означало, что ремесло вынуждало к частым переездам. Примерно 5-6 лет мальчик учился в мужском духовном ордене Римской-католической церкви в Комотау. Иезуитская гимназия помимо служения Богу и папе римскому, вкладывала в детей важность проповедования, науки.

Будущий композитор догадывается, что не пойдет по стопам отца и в жизни не получит одобрения как музыкант. Юноша уходит из дома, держа путь в Прагу, где поступает в местный университет и учась там некоторое время. Слушая лекции по логике и математике, параллельно зарабатывает на жизнь талантливой игрой на виолончели и скрипке и неплохим пением.

К. В. Глюк (Ф. Э. Феллер)

К. В. Глюк (Ф. Э. Феллер)

Краткая биография

  1. Глюк по-настоящему интересовался науками и читал много книг. Самым любимым инструментом считал виолончель. Непреодолимая тяга к познаниям, спустя годы приведет к статусу одного из образованных людей Европы среди современников.
  2. Будучи молодым талантливым человеком, пел в хоре собора имени святого Якуба. Прославленный чешский композитор Богуслав Черногорский берет под свое попечительство К. В. Глюка. Их выступления проходили в Пражской области.
  3. В 1735 году был приглашен в качестве камер-музыканта во владения князя Филиппа Лобковица. На данном выступлении произошел важный поворот событий.
  4. Заинтересовав итальянского аристократа А. Мельци, в 1736 году Глюк получает от него приглашение участвовать в своей капелле. Молодой, но способный юноша не смог отказаться от переезда на родину оперы.
  5. В Милане происходит его становление как оперного композитора. Глюк знакомится с творчеством величайших мастеров музыки того времени. Под началом представителя гомофонной музыки Дж. Сам­мар­ти­ни, ученик совершенствуется и готовится 5 лет.
  6. И 26 декабря 1741 года ставится первая опера «Артаксеркс» на либретто П. Метастазио, показанная на сцене «Реджо дукале».
  7. Его дебют имел достаточный успех, хоть и был подобен произведениям своего учителя. К тому же, до 1745 года получал заказы на оперы-сериа из театров Милана, Венеции, Турина.
  8. В указанный период пишет не менее успешные творения: «Демофонт» и «Деметрий» (1742), «Тигран» (1743), «Гипермнестра» (1744), «Федра» (1745) и др. Глюк пытался раскрыть тему античности и мифологии, что ему удавалось, судя по радушной итальянской публике.
  9. В конце 1745 года английский театр просит его сочинить 2 оперы. Здесь, знакомится с Г. Ф. Генделем, чьи сочинения были отличными от итальянских. В них нет оттенка поверхностности и напыщенности, романтики. Музыка Генделя была глубоко драматичной, простой и насыщенной. Труды зарождают в душе исключительного автора резонанс и иное восприятие творчества.
  10. В марте 1746 года покидает Британскую столицу и в качестве 2 дирижера отправляется в турне по Европе. Далее посещает Копенгаген, Дрезден, Прагу, Гамбург и снова возвращается в Вену. Вместе с труппой братьев Минготти гастролирует в течении 5 лет.
  11. В это время, начинает уделять внимание и увлекаться французской комической оперой, популярной среди австрийских ценителей. Произведения были естественными в эмоциональном выражении.
  12. В похожем стиле записываются «Остров Мерлина» (1758), «Исправленный пьяница» (1760) и др.
  13. В конце 50-х годов находит своего сторонника по выражению искусства. Известный поэт и драматург Италии – Раньеро Кальцабиджи, так же как и Глюк превозносят простоту и правдивость в творчестве.
  14. В 1751 году стал капельмейстером в труппе Джованни Локателли.
  15. 5 октября 1762 года состоялась премьера совместного произведения – оперы «Орфей и Эвридика» в Вене.
  16. В 1767 году выходит «Альцеста» и в 1770 году – «Парис и Елена».
  17. Революционер стремился к максимальному сближению музыки и драматургии. Полностью исключает захватывающие зрелищные сюжеты, в пользу героических эпопей.
  18. Уже опытный композитор приблизился к своей реформаторской деятельности.
  19. Глюк отвергал присутствие арии, а увертюры должны, по его словам, подготавливать к действию, которое сейчас предстанет перед взорами посетителей.
  20. В середине 1773 года ставится «Ифигения в Авлиде» на сцене «Королевской академии музыки».
  21. В конце 1773 года оперный композитор уезжает в Париж.
  22. «Орфей» и «Альцеста» составляются на французский лад и предстают перед зрителями.
  23. Слушатели театра и великие композиторы начинают разделяться на группы. Группа «глюкистов» искренне привержена старой школе музыки, классицизму, а их «противники» — «пиччинисты». Последователи Николло Пиччини признавали употребление арии, пышности, интригующих зрелищных картин.
  24. Мастер воссоздает и реконструирует свои самые популярные оперы-сериа по принципам реформаторских замечаний.
  25. Триумфальные успех и популярность сопроводили премьеры «Армиды» (1777) и «Ифигении в Тавриде» (1779). Новое веяние в оперном искусстве с овациями признается современниками и обретает популярность. Так «глюкинисты» одержали художественную победу.
  26. Несмотря на тяжелую болезнь и возраст, не переставал мечтать о создании новых шедевров. Даже намеревался написать оперу на основе Ф. Клопштока «Битва Германа».
  27. 15 ноября 1787 г. Кристоф Виллибальд фон Глюк умирает в городе Вена. Был изначально похоронен на церковном кладбище вблизи Матцлайнсдорфа, позже прах был перенесен на Центральное кладбище Вены.
К. В. Глюк (худ. З. Беллиар)

К. В. Глюк (худ. З. Беллиар)

Личная жизнь

Классик женился на богатой наследнице купца, 18-ти летней Марианне Бергин.

Их брак описывают счастливым и долгим. У них не было своих детей, но не отчаявшись, пара удочерила ближайшую родственницу-сироту.

Вклад реформатора-композитора

Всю жизнь – со школьной скамьи и до самой смерти, Глюк был влюблен в музыку и стремился к научным познаниям. Считался прогрессивным и со всех сторон развитым человеком. Его никто не мог сбить с пути, повлиять на его мнение. Все его произведения по стилю героические, но в то же время просты и лаконичны. Нет излишней роскоши, не приветствуется виртуозное направление. Хоровые формы восходят к античной мифологии.

Бюст К. В. Глюка

Бюст К. В. Глюка

Своим новым «старым» видением и реформаторскими сочинениями перевернул современную традиционную оперу. Его опыт был объемным и противоречивым, благодаря многочисленным знакомствам с коллегами и выступлениям по всей Европе.

Многие превозносят как спасителя искаженной современниками классической оперы. Принципы «чистой трагедии» перенимали для своих шедевров Л. Бетховен, Г. Берлиоз, Л. Керубини и другие маэстро XIX века.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *