Полное имя: | Кристоф Виллибальд Глюк |
Дата рождения: | 2 июля 1714 г. |
Место рождения: | Эрасбах, Германия |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Композитор |
Дата смерти: | 15 ноября 1787 г. (73 года) |
Кристоф Виллибальд фон Глюк – великий композитор, значимый представитель классицизма в музыке. В творческом мире признан как реформатор и талантливый автор около 50 произведений.
Детство и юность
Родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе в Верхнем Пфальце (Бавария). Его родителями были Александр Йоханнес Глюк и Мария Вальпурги. Увлечение музыкой возникло с ранних лет и постоянно росло. Семья переехала в Богемию в 1717 году и здесь же, ему преподавали музыкальную грамоту на дому. Глава семьи был лесничим, а это означало, что ремесло вынуждало к частым переездам. Примерно 5-6 лет мальчик учился в мужском духовном ордене Римской-католической церкви в Комотау. Иезуитская гимназия помимо служения Богу и папе римскому, вкладывала в детей важность проповедования, науки.
Будущий композитор догадывается, что не пойдет по стопам отца и в жизни не получит одобрения как музыкант. Юноша уходит из дома, держа путь в Прагу, где поступает в местный университет и учась там некоторое время. Слушая лекции по логике и математике, параллельно зарабатывает на жизнь талантливой игрой на виолончели и скрипке и неплохим пением.
Краткая биография
- Глюк по-настоящему интересовался науками и читал много книг. Самым любимым инструментом считал виолончель. Непреодолимая тяга к познаниям, спустя годы приведет к статусу одного из образованных людей Европы среди современников.
- Будучи молодым талантливым человеком, пел в хоре собора имени святого Якуба. Прославленный чешский композитор Богуслав Черногорский берет под свое попечительство К. В. Глюка. Их выступления проходили в Пражской области.
- В 1735 году был приглашен в качестве камер-музыканта во владения князя Филиппа Лобковица. На данном выступлении произошел важный поворот событий.
- Заинтересовав итальянского аристократа А. Мельци, в 1736 году Глюк получает от него приглашение участвовать в своей капелле. Молодой, но способный юноша не смог отказаться от переезда на родину оперы.
- В Милане происходит его становление как оперного композитора. Глюк знакомится с творчеством величайших мастеров музыки того времени. Под началом представителя гомофонной музыки Дж. Саммартини, ученик совершенствуется и готовится 5 лет.
- И 26 декабря 1741 года ставится первая опера «Артаксеркс» на либретто П. Метастазио, показанная на сцене «Реджо дукале».
- Его дебют имел достаточный успех, хоть и был подобен произведениям своего учителя. К тому же, до 1745 года получал заказы на оперы-сериа из театров Милана, Венеции, Турина.
- В указанный период пишет не менее успешные творения: «Демофонт» и «Деметрий» (1742), «Тигран» (1743), «Гипермнестра» (1744), «Федра» (1745) и др. Глюк пытался раскрыть тему античности и мифологии, что ему удавалось, судя по радушной итальянской публике.
- В конце 1745 года английский театр просит его сочинить 2 оперы. Здесь, знакомится с Г. Ф. Генделем, чьи сочинения были отличными от итальянских. В них нет оттенка поверхностности и напыщенности, романтики. Музыка Генделя была глубоко драматичной, простой и насыщенной. Труды зарождают в душе исключительного автора резонанс и иное восприятие творчества.
- В марте 1746 года покидает Британскую столицу и в качестве 2 дирижера отправляется в турне по Европе. Далее посещает Копенгаген, Дрезден, Прагу, Гамбург и снова возвращается в Вену. Вместе с труппой братьев Минготти гастролирует в течении 5 лет.
- В это время, начинает уделять внимание и увлекаться французской комической оперой, популярной среди австрийских ценителей. Произведения были естественными в эмоциональном выражении.
- В похожем стиле записываются «Остров Мерлина» (1758), «Исправленный пьяница» (1760) и др.
- В конце 50-х годов находит своего сторонника по выражению искусства. Известный поэт и драматург Италии – Раньеро Кальцабиджи, так же как и Глюк превозносят простоту и правдивость в творчестве.
- В 1751 году стал капельмейстером в труппе Джованни Локателли.
- 5 октября 1762 года состоялась премьера совместного произведения – оперы «Орфей и Эвридика» в Вене.
- В 1767 году выходит «Альцеста» и в 1770 году – «Парис и Елена».
- Революционер стремился к максимальному сближению музыки и драматургии. Полностью исключает захватывающие зрелищные сюжеты, в пользу героических эпопей.
- Уже опытный композитор приблизился к своей реформаторской деятельности.
- Глюк отвергал присутствие арии, а увертюры должны, по его словам, подготавливать к действию, которое сейчас предстанет перед взорами посетителей.
- В середине 1773 года ставится «Ифигения в Авлиде» на сцене «Королевской академии музыки».
- В конце 1773 года оперный композитор уезжает в Париж.
- «Орфей» и «Альцеста» составляются на французский лад и предстают перед зрителями.
- Слушатели театра и великие композиторы начинают разделяться на группы. Группа «глюкистов» искренне привержена старой школе музыки, классицизму, а их «противники» — «пиччинисты». Последователи Николло Пиччини признавали употребление арии, пышности, интригующих зрелищных картин.
- Мастер воссоздает и реконструирует свои самые популярные оперы-сериа по принципам реформаторских замечаний.
- Триумфальные успех и популярность сопроводили премьеры «Армиды» (1777) и «Ифигении в Тавриде» (1779). Новое веяние в оперном искусстве с овациями признается современниками и обретает популярность. Так «глюкинисты» одержали художественную победу.
- Несмотря на тяжелую болезнь и возраст, не переставал мечтать о создании новых шедевров. Даже намеревался написать оперу на основе Ф. Клопштока «Битва Германа».
- 15 ноября 1787 г. Кристоф Виллибальд фон Глюк умирает в городе Вена. Был изначально похоронен на церковном кладбище вблизи Матцлайнсдорфа, позже прах был перенесен на Центральное кладбище Вены.
Личная жизнь
Классик женился на богатой наследнице купца, 18-ти летней Марианне Бергин.
Их брак описывают счастливым и долгим. У них не было своих детей, но не отчаявшись, пара удочерила ближайшую родственницу-сироту.
Вклад реформатора-композитора
Всю жизнь – со школьной скамьи и до самой смерти, Глюк был влюблен в музыку и стремился к научным познаниям. Считался прогрессивным и со всех сторон развитым человеком. Его никто не мог сбить с пути, повлиять на его мнение. Все его произведения по стилю героические, но в то же время просты и лаконичны. Нет излишней роскоши, не приветствуется виртуозное направление. Хоровые формы восходят к античной мифологии.
Своим новым «старым» видением и реформаторскими сочинениями перевернул современную традиционную оперу. Его опыт был объемным и противоречивым, благодаря многочисленным знакомствам с коллегами и выступлениям по всей Европе.
Многие превозносят как спасителя искаженной современниками классической оперы. Принципы «чистой трагедии» перенимали для своих шедевров Л. Бетховен, Г. Берлиоз, Л. Керубини и другие маэстро XIX века.