Полное имя: | Микеланджело Меризи да Караваджо |
Дата рождения: | 29 сентября 1571 г. |
Место рождения: | Милан, Италия |
Знак зодиака: | Весы |
Деятельность: | Художник |
Дата смерти: | 18 июля 1610 г. (38 лет) |
Детство Микеланджело Меризи
Микеланджело Меризи, которого впоследствии назовут Караваджо, родился 29 сентября 1571 года. Информации о его детстве сохранилось ничтожно мало. Даже дата рождения является приблизительной, так как точных записей на этот счет нет. Место его появления на свет также не установлено наверняка. Это был Милан, или его предместье. Отца Микеланджело звали Фермо Меризи. На тот момент он был состоятельным и известным архитектором. В семье было еще трое младших детей – сестра и два брата.
В 1577 году случилась вспышка чумы, которая стала причиной смерти отца, бабки и деда Микеланджело. Его мать Лючия де Ораторибус уехала вместе с детьми на свою родину в Караваджо. По существующей традиции именно место проживания дало прозвище будущему художнику.
Расцвет и гибель великого художника
- 1592 год – после смерти матери Караваджо продает свою долю наследства и отправляется в Рим. Ходили слухи, что он не просто переехал, а сбежал из-за совершенного им убийства. Никаких документальных подтверждений этого нет. Буйный нрав художника и его удивительная способность ввязываться в драки уже тогда проявлялись очень ярко.
- 1593 год – художник пишет картину «Мальчик, чистящий фрукт». Впервые видна тяга к реализму в изображении людей. В этом же году появляется картина «Юноша с корзиной фруктов». На ней изображен молодой человек с томным взглядом, держащий в руках корзину, наполненную персиками и виноградом.
- 1594 год – деньги от наследства заканчиваются, художник остается без средств к существованию и без крыши над головой. Он живет дома у своего друга Пандольфо Пуччи. Совместно с Джузеппе Черазе расписывает капеллу в базилике Сан Прасседе.
- 1595 год – Караваджо пишет картину «Блаженство Святого Франциска». Уставший от молитв и поста монах предстает изможденным и обессилевшим. Спустившийся к нему ангел излучает свет. Обе фигуры расположены на темном фоне, что добавляет полотну объема и глубины.
- 1596 год – Караваджо устраивается на работу в мастерскую Лоренцо Карли. Он пишет картину «Шулеры». Полотно интересно тем, что каждый взгляд на него открывает новые детали. Художник сам был заядлым игроком, поэтому мог изобразить персонажей в мельчайших подробностях.
- 1597 год – благодаря счастливому случаю и помощи друга Просперо Орси, на Караваджо обращает внимание кардинал Франческо Мария дель Монте. Кардинал был большим ценителем искусства и сразу разглядел талант великого художника. Он не только покупает картины Караваджо, но и берет его на службу с предоставлением жилья и зарплаты. Работа на кардинала продлилась три года. За это плодотворное время художник стал известным в обществе. Меняется и техника его живописи, на полотнах появляются композиции из нескольких фигур. Караваджо становится легендой, его работы вырастают в цене, многие стремятся их приобрести.
- 1598-1599 гг. – художник создает картину «Медуза» по заказу кардинала Франческо Мария дель Монте. Изображение мифического существа со змеями на голове считается лучшим среди картин с этим сюжетом.
- 1601 год – специально для базилики Санта Мария дель Попполо Караваджо пишет картины «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла».
- 1605 год – Караваждо вынужден бежать из Рима. В очередной драке он ранил ножом нотариуса. На тот момент художника уже неоднократно арестовывали за потасовки, оскорбительные стихотворения. Зачастую на выручку ему приходили состоятельные друзья, которые помогали избежать ареста или сократить его срок.
- 1606 год – происходит драка в результате которой Мариано Паскулоне умирает, а Караваджо получает серьезные ранения. Художнику удается скрыться и избежать ареста. Суд приговаривает виновника к казни через обезглавливание. По закону привести приговор в исполнение может каждый, кто встретит Караваджо. По этой причине ему приходится избегать появления на улице из страха, что кто-нибудь узнает его. Благодаря помощи Филиппо I Колонны художник бежит на год в Неаполь, а его покровитель начинает представлять суду доказательства невиновности Караваджо, приводя своих родственников в качестве свидетелей.
- 1607 год – Караваджо пишет «Святое семейство со Святым Иоанном Крестителем», «Мадонна Розария» и «Саломея с головой Иоанна Крестителя».
- 1608 год – художник переезжает на Мальту. Там он становится кавалером Мальтийского ордена. Буйный нрав и дурной характер снова берут верх и Караваджо ссорится с одним из представителей братства. Всплывает информация о том, что художник обвиняется в убийстве, совершенном в Риме. Ему приходится бежать на Сицилию.
- В этом же 1608 году он создает картину «Обезглавливание Иоанна Крестителя». Все персонажи изображаются в полный рост. Это единственное полотно, на котором автор оставляет свою подпись. По мнению некоторых биографов, таким образом Караваджо признается в совершенном убийстве.
- 1609 год – Караваджо возвращается в Неаполь и год живет у Маркизы Констанции Колонны. Прогуливаясь по улице, он подвергается нападению. Появляются слухи, что художника убили. В Неаполе Караваджо получает известие о том, что Папа Павел V готовит документы о его помиловании и решает вернуться в Рим.
- 1610 год – садится на судно, идущее в Рим. Было запланировано, что корабль высадить его в порту Ладисполи. В силу непредвиденных обстоятельств пришвартоваться в условленном месте не получается и Караваджо сходит на берег без вещей. Документы, в которых закреплена договоренность о помиловании в обмен на некоторые картины художника также остается на судне. Передвигаться без них опасно. Художник тщетно пытается догнать корабль в порту Экроле. Из-за болезни Караваджо не может ехать дальше. Несмотря на попытки местных жителей помочь художнику, он умирает от кишечной инфекции. Существует версия, согласно которой причина смерти Караваджо – не заболевание, а месть гордых масонов. Возможно, именно они не смогли снести нанесенной обиды и убили кавалера ордена.
Личная жизнь бунтаря
О личной жизни Караваджо известно мало. Он не был женат и не имел детей. Не раз ввязывался в драку из-за женщин. Несмотря на это до сих пор появляются слухи о его нетрадиционной ориентации. Некоторые биографы настаивают на этой точке зрения, считая ее единственно возможной.
В качестве доводов они приводят то, что на своих полотнах Караваджо неоднократно изображал томных и женственных юношей, а в качестве натурщика даже для женских образов, он приглашал в основном мужчин. Вряд ли это является убедительным объяснением, так как художники того времени часто работали с натурщиками мужского пола. Тем не менее вопрос пристрастий гения остается открытым и интересует многих поклонников его творчества.
Заключение
Караваджо – великий художник, который стал основоположником реализма в живописи. Он не побоялся конфликта с представителя традиционной школы и нарушил общепринятые правила изображения библейских сюжетов.
В его картинах впервые используется прием сочетания света и тени, который добавляет работам глубину и драматизм. Его интересовало не только создание картин на заказ по установленным сюжетам, но и зарисовки простых людей с улицы, что делало картины живыми и яркими. Полотна Караваджо являются гениальными произведениями искусства, которые стали эталоном реализма.