ФИО: | Толстой Федор Петрович |
Дата рождения: | 10 (21) февраля 1783 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Живописец, медальер, скульптор |
Дата смерти: | 13 (25) апреля 1873 г. (90 лет) |
Федор Толстой – яркий представитель художественной школы позднего классицизма. Самобытный талант художника проявился в разных областях изобразительного искусства – живописи, скульптуре, графике, декоративном оформлении. Выдающихся результатов творец достиг в медальерном деле. Его работы отличаются глубиной художественной мысли, композиционной строгостью, изяществом контуров, необычайной достоверностью и выразительностью рисунка. Стараниями мастера медальерное дело достигло небывалого расцвета в первой половине 19 века.
Начало жизненного пути
Знаменитый художник принадлежал к знатному российскому семейству, был родным дядей гению пера – Льву Николаевичу Толстому, и двоюродным дядей классику отечественной прозы – Алексею Николаевичу Толстому. Федор Петрович появился на свет в 1783 году в Санкт-Петербурге. Отец Петр Андреевич занимал важный государственный пост – руководил Комиссариатом, занимавшимся обеспечение русской армии довольствием и снаряжением.
В соответствии с дворянским обычаем, мальчика сразу после рождения записали на службу, в Преображенский полк (с присвоением сержантского звания). По велению родителей юный граф прошел обучение в военном Иезуитском училище (Полоцк), а позднее поступил в Петербургский Морской корпус.
Художественный талант у будущей знаменитости обнаружился рано. Имея непреодолимую тягу к рисованию, кадет Морского корпуса стал совмещать обучение военному делу с занятиями (в качестве вольного слушателя) в Академии художеств. У юноши появилось желание посвятить свою жизнь изобразительному творчеству. Однако отказ от военной карьеры сулил гнев родителей, уход от привычного образа жизни, трудности и лишения.
Огромная и искренняя любовь к искусству позволила графу решиться на дерзкий поступок. Он подал в 1804 году прошение об отставке. В жизни даровитого юноши наступил непростой период. Однако трудолюбие и талант пробили дорогу к успеху.
В этом же году он создал свой первый медальон, и получил должность в Монетном департаменте. Далее следует постепенное продвижение по карьерной лестнице, активная общественная деятельность, преподавательская работа. После выпуска серии барельефов в честь победы в Отечественной войне 1812 года, к художнику приходит подлинная слава (практически все знаменитые Академии художеств Европы включают его в свои ряды в качестве почетного представителя).
Вехи биографии
Жизненный путь знаменитого художника – это полет творческой мысли, поиск выразительных средств и настойчивый, упорный труд. В судьбе знаменитого творца 19 века имели большое значение следующие события:
- 10 февраля 1783 г. – День рождения.
- 1806 г. – окончание обучения в Академии художеств (Санкт-Петербург), начало служения (по указу Александра I) в Императорском Эрмитаже.
- 1809 г. – создание горельефов «Мальчик под покрывалом» и «Летающая Фортуна».
- 1809 г. – за создание воскового барельефа «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» возведен в ранг почетного члена Академии художеств.
- 1810 г. – назначение по императорскому велению на службу медальером в Петербургский Монетный департамент.
- 1811 г. – посвящение в масонскую ложу «Петра к истине».
- 1813 – 1817 гг. – выпуск серии медальонов в память о войне 1812 года с Наполеоном. Работы в лучших традициях реалистичного классицизма принесли автору мировую известность.
- 1815 г. – основатель и бессменный глава (досточтимый мастер) масонского братства «Избранный Михаил» (среди членов ложи были будущие декабристы).
- 1816 – 1820 гг. – выполнение силуэтов «Наполеон у костра», «Нападение разбойников», «Сельская сцена» и иных сюжетов.
- 1818 г. – член тайного дворянского общества «Союз Благоденствия» (в декабристском восстании не участвовал).
- 1820 – 1833 гг. – работа по иллюстрированию поэмы Богдановича «Душенька». По иллюстрациям, признанным венцом графического мастерства Толстого, позднее были созданы резные гравюры.
- 1822 г. – действительный член Берлинской Академии художеств.
- 1822 г. – выполнение скульптурной работы – «Голова Морфея».
- 1825 г. – начало преподавательской деятельности в медальерном классе Императорской художественной Академии.
- 1828 – 1859 гг. – исполнение обязанностей вице-президента Академии художеств (после реорганизации учреждения состоял в должности Товарища президента до конца своих дней).
- 1830 г. – написание живописцем одной из лучших своих картин – «Семейный портрет».
- 1838 г. – сочинение балета «Эолова арфа».
- 1839 г. – создание скульптурного портрета Николая I в доспехах и царской мантии.
- 1839 г. – моделирование врат Храма Христа Спасителя (с поясными изваяниями святых, лепными фигурами и орнаментами).
- 1842 г. – присвоение профессорского звания.
- 1846 г. – почетное членство во флорентийской художественной Академии.
- 1848 г. – выполнение поясного изваяния Христа.
- 1849 г. – назначение на должность Президента особого Комитета по устройству Мозаичного заведения.
- 1851 г. – назначение на должность управляющего художественным отделением Императорского Мозаичного заведения.
- 1854 г. – в честь Федора Петровича, отмечавшего пятидесятилетний юбилей творческой деятельности, выпущена именная медаль.
- 1856 г. – моделирование статуи «Нимфа, льющая воду из кувшина» для Львиного каскада в Петергофе.
- 1858 г. – успешная борьба за освобождение из крепостной зависимости Тараса Шевченко.
- 13 апреля 1873 г. – дата смерти. Прах гениального художника покоится на Лазаревском кладбище (Александро-Невская лавра).
Семья
Граф был дважды женат. Первая супруга – муза художника, горячо любимая им женщина, Анна Федоровна Дудина (дочь коммерческого советника). Она имела прекрасное образование, обладала способностями к рисованию (писала пером с гравюр), была прекрасна внешне и очень добра.
Образ обворожительной женщины присутствует во многих произведениях именитого мастера, выполненных в стиле классической древности. Анна умерла в 43 года, во сне. У супругов было две дочери – Елизавета (умерла рано от чахотки) и Мария (стала писательницей).
Второй раз граф женился на представительнице незажиточного купеческого рода – Анастасии Агафоновне Ивановой. Женщина свободно владела иностранными языками, любила музицировать, увлекалась чтением классической литературы. Поддержала мужа в борьбе за освобождение Тараса Шевченко.
Во втором браке родились две девочки – Екатерина (основала в Киеве первую школу рисования для девушек) и Ольга (умерла в 21 годов после родов). Осиротевшего сына Ольги граф усыновил, передав ему фамилию рода и потомственный титул.
Заключение
Аристократ, отказавшийся от военной карьеры в пользу рисования, – исключительный случай в истории дворянства. Однако сложный выбор граф Толстой сделал не напрасно. Многосторонний талант художника проявился в различных областях художественного творчества, его работы – шедевры отечественного искусства.
Переход графа из аристократической среды на стезю живописца и скульптура возвысил художественное ремесло, а его преподавательская деятельность и долговременное пребывание на руководящем посту в Академии способствовали профессиональному становлению одаренной молодежи.
Бесценен вклад мастера в развитие медальерного дела. Он создал десятки памятных медальонов, посвященных различным событиям – кончине Александра I, усмирению восстания в Венгрии и другим историческим эпизодам. Мировую известность снискала выпущенная им коллекция из 21 миниатюрного барельефа в честь Отечественной войны 1812 года.
Аллегорические изображения отличаются интересной сюжетной линией, продуманной композицией, четким рисунком, умелым техническим исполнением. Другая видная работа – серия медальонов в память о войне с Персией (1826 – 1828 годов).
Круг интересов Федора Петровича не ограничивался лишь малыми рельефами. Он создал ряд скульптурных произведений – бюст императора Александра, поясное изображение Христа, Нимфу для Петергофского дворцового парка, врата для храма Спасителя и другие интересные скульптуры. Талант рисовальщика и гравера ярко раскрылся в иллюстрациях к произведению Богдановича «Душенька».
Образцом его талантливой живописи стали работы «Семейный портрет», «Герань», «В комнатах». В редкие часы досуга художник вырезал силуэты из черной бумаги на различные темы и дарил друзьям («Сельская сцена», «Охота на медведя», «Сцена в избе» и еще множество оригинальных изображений).
Талантливый человек талантлив во всем, поэтому совсем неудивительно, что просвещенный и многогранный творец написал балет «Эолова арфа», создал дивные декорации к балету «Эхо» и набросал несколько очерков. Все работы, вышедшие из-под резца, карандаша, пера, кисти мастера, пополнили сокровищницу русской культуры.
Бесценные живописные и скульптурные произведения самобытного автора 19 века сохранились практически в полном объеме, и в настоящее время экспонируются в залах Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Государственной Третьяковской галереи (Москва).