Полное имя: | Ойген Бертхольд Фридрих Брехт |
Дата рождения: | 10 февраля 1898 г. |
Место рождения: | Аугсбург, Германия |
Знак зодиака: | Водолей |
Деятельность: | Писатель, поэт, драматург, прозаик, теоретик искусства |
Дата смерти: | 14 августа 1956 г. (58 лет) |
Детство и юношеские годы
Родился в Аугсбурге в 1898 году. Глава семейства — Бертольд Фридрих Брехт, был директором бумажной фабрики. Мать — София Брецинг, вышла из семьи начальника железнодорожной станции.
Состоятельные родители отправили учиться сына в народную школу францисканского монашеского ордена, окончив которую он поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию.
Взрослея, мальчик все сильнее проникался неприязнью к мещанскому укладу. Конфликтные взаимоотношения с родными вскоре переросли в настоящий бунт. Охватившая его буря чувств нашла выход в поэтическом творчестве. Вдохновляемый идеями Франка Ведекинда, юноша начинает публиковаться в местных журналах (1913-1914).
В 1917 году, по настоянию отца, Брехт поступает в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, где изучает медицину и естествознание. Спустя год становится санитаром в военном госпитале, в стенах которого создает первое резонансное стихотворение — «Легенда о мертвом солдате».
В ноябре 1918 становится участником революционных событий в Германии. Несмотря на отсутствие политических убеждений, был замечен на траурном митинге памяти Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Рискнул предоставить убежище спартакисту Георгу Прему. Параллельно занимался литературной деятельностью. На свет появились пьесы — «Ваал» и «Барабаны в ночи». Последняя была отмечена Премией им. Г. Клейста.
Демобилизовавшись, возобновил учебу в университете, став студентом философского факультета. В 1921-м был исключен.
Творческий путь
- В 1922 году на подмостках мюнхенского «Каммершпиле» была поставлена пьеса «Барабаны в ночи». Влиятельный берлинский критик Герберт Иеринг высоко оценил талант молодого литератора, в особенности подчеркнув его драматургические способности.
- В 1923 году Бертольд пытается освоить кинопроизводство. Его помощниками стали режиссер Эрих Энгель и комик Карл Валентин. Готовую короткометражную ленту «Мистерии одной парикмахерской» зрители увидели лишь несколько десятилетий спустя.
- В 1924 году Брехт переехал в Берлин, где познакомился с известным немецким режиссером Эрвином Пискатором. Спустя год товарищи создали «Пролетарский театр». Ввиду отсутствия финансового подспорья, пьесы для постановок молодой человек писал самостоятельно, либо переделывал известные литературные произведения. Так, публике были представлены инсценировки «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека и «Трехгрошевая опера», сюжет которой был заимствован из книги «Опера нищих» Джона Гея.
- В 1925-м немецкий драматург был принят в круг литераторов, образовавших «Группу-1925». Заключив договор с одним из столичных издательств, ему удалось обеспечить себя прожиточным минимумом на несколько лет. Без стеснения брался за написание рекламных текстов.
- В 1926-1930 годы Брехт занимался изучением классиков марксизма. Сблизившись с коммунистами, он призывал социал-демократов к созданию «единого красного фронта» с коммунистической партией, подкрепляя свои убеждения стихотворением «Когда фашизм набирал силу».
- В 1932-1938 годы, обнаружив свою фамилию в списке «немцев с подмоченной репутацией», Бертольд Брехт без промедления отправился в Австрию, а затем — в Данию. Здесь он создал ряд культовых произведений: «Мамаша Кураж», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Жизнь Галилея» и «Винтовки Тересы Каррар». Также, на эту пору пришлась разработка концепции «эпического театра».
- Добиваясь американской визы, в 1939 году театральный деятель переезжает в Швецию. Уже через год его прибежищем становится Финляндия, где он пишет антигитлеровский памфлет «Карьера Артуро Уи».
- Наконец оказавшись в Лос-Анджелесе (1941), мастер драматургического жанра взялся за создание пьес «Швейк во Второй мировой войне» и «Сны Симоны Машар». Осуществить их постановку на американской земле так и не удалось.
- В 1947-м на сцене небольшого «Коронет театра» лос-анджельская публика увидела «американскую» трактовку «Жизни Галилея». Представленный в стиле «эпического театра» спектакль, по словам Чарли Чаплина, показался слишком малотеатральным.
- Возвращение на родину произошло в 1948 году. Оказавшись в ГДР, Бертольд Брехт вступил на должность руководителя и главного режиссера театра «Берлинер ансамбль». Неограниченный в возможностях, безудержный экспериментатор поспешил удивить публику не только собственными драматургическими трудами, но и инсценировками крупнейших произведений мировой литературы.
- В 1950 году его персону выбрали действительным членом, а позже вице-президентом Академии искусств ГДР.
- В 1951 деятельность театрального режиссера была отмечена Национальной премией первой степени.
- На этом официальные почести не закончились. В 1954-м Брехт получает Международную Сталинскую премию. Этим годом датируется его последняя пьеса — «Турандот».
- В 1955-м биография талантливого немца могла бы пополниться очередным масштабным произведением. Но этого так и не произошло. Из-за болезни Брехт был вынужден прервать свою творческую деятельность. «Жизнь Эйнштейна» так и осталась в набросках.
- В 1956 году крупнейший деятель европейского театра пережил инфаркт миокарда, не подозревая этого. Усиливавшуюся слабость он объяснял усталостью. На прогонах спектакля «Кавказский меловой круг», его состояние стало резко ухудшаться. 14 августа 1956 года Бертольда Брехта не стало. Захоронен на Доротеенштадтском кладбище.
Личная жизнь
Первой супругой немецкого драматурга стала актриса Марианна Цофф. Женщина была старше мужа на 5 лет. В 1923 году у пары родилась дочь — Ханна, тоже посвятившая жизнь актерской профессии.
Семья распалась, когда Брехт влюбился в молодую актрису Елену Вайгель. Последняя родила ему сына — Штефана. Официально узаконить отношения молодые решились в 1924 году. Уже через год они стали родителями девочки — Барбары, которая выбрала творческую стезю.
В 1919 году мужчина стал отцом внебрачного ребенка — Франка. Его матерью была Паула Банхольцер.
Заключение
Драматургия Брехта предполагала нетрадиционную организацию театрального действия. Режиссер игнорировал принципы максимального воссоздания реальности на сцене. По этой причине в его спектаклях отсутствовали декорации. Все обходилось белым задником, на фоне которого размещалось несколько важных деталей, обозначающих, например, место действия.
От актеров требовалась неторопливое исполнение ролей. Приветствовалась абсолютная импровизация. Это позволяло зрителям становится соучастниками действия и активно сопереживать героям постановки.