Полное имя: | Андрей Рублев |
Год рождения: | ≈1360 |
Место рождения: | Великий Новгород |
Знак зодиака: | Неизвестно |
Деятельность: | Иконописец |
Дата смерти: | ≈29 января 1430 г. (≈70 лет) |
Детство и юность
Андрей Рублев — один из ярчайших и вечных символов России. Он стал первым русским живописцем, причисленным к лику православных святых, а его «Троица» по праву является шедевром искусства мирового значения.
Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна. Специалисты-искусствоведы утверждают, что живописец родился приблизительно в 1360 году в Великом Новгороде или где-то в Московском княжестве. Имя, данное ему при крещении, также достоверно неизвестно. Андреем он стал гораздо позже, приняв монашеский постриг.
О социальном происхождении Андрея Рублева также можно только догадываться. По одной из версий прозвище Рублев, которое сегодня воспринимается как фамилия, происходит от слова «рубель» — название инструмента для обработки кожи. Таким образом, вполне логично предположить, что живописец происходил из семьи ремесленников, занимавшихся выделкой кож.
История, к сожалению, не сохранила абсолютно никаких сведений о его родителях и семье. На одной из дошедших до нашего времени икон искусствоведы обнаружили полуисчезнувшую надпись «Андрей Иванов сын Рублёв». И хотя сделана она была гораздо позднее, все-таки эту надпись можно считать косвенным доказательством того, что отца Андрея Рублева звали Иван. Что касается мирского имени живописца, скорее всего оно также начиналось на букву «А». При постриге было принято давать человеку имя на ту же букву, что и при крещении.
О том, как прошло детство Андрея Рублева, тоже ничего доподлинно неизвестно. Поскольку детей в те времена отдавали на обучение ремеслу в раннем возрасте, можно предположить, что учиться живописи, которая тогда также считалась ремеслом, мальчик начал очень рано. Искусствоведы, изучавшие летописные тексты, предполагают, что уже в ранней юности Андрей Рублев мог писать иконы и расписывать храмы в Москве или ее окрестностях.
Краткая биография
Достоверных дат, связанных с жизнью Андрея Рублева, к огромному сожалению, история почти не сохранила. Летописцы зафиксировали лишь отдельные факты, позволяющие составить очень общую картину его биографии. Приведенные здесь даты, взятые из летописных сводов — это все, что сохранило для нас время.
- 1405 год — постриг в монахи.
- 1405 год — работа над росписью Благовещенского собора Кремля вместе со знаменитыми мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. поскольку имя Рублева написано в летописном тексте последним, логично предположить, что он был младшим и по возрасту, и по званию, являясь учеником прославленных мастеров.
- 1408 год — начало росписи вместе с иконописцем Даниилом Чёрным пострадавшего от нашествия Орды Успенского собора во Владимире, построенного еще в XII веке. фрески собора, частично сохранившиеся до наших дней — единственная точно датированная рублевская работа.
- 1411 год — начало работы над иконой «Троица».
- 1425–1427 годы — начало работы над иконой «Троица» по второй версии. Двойная дата объясняется тем, что достоверно неизвестно, для какого храма писалась эта икона: раннего деревянного или более позднего каменного.
- 1422(1425)—1427 годы — работа над росписью Троицкого собора и над его иконостасом. Скорее всего именно для этого иконостаса создана икона «Троица» — его единственная дошедшая до наших дней работа в жанре иконописи.
- 1428 год, 17 октября — кончина преподобного Андрея Московского во время страшной эпидемии в Москве, где он тогда работал, как свидетельствуют летописцы, над фресками Спасского собора.
- 1430 год, январь — смерть иконописца по другой версии. Похоронен на территории Андроникова монастыря, где Рублев провел значительную часть своей жизни.
Жизнь великого человека никогда не заканчивается датой его смерти:
- 1947 год — Спасо-Андроников монастырь был объявлен заповедной территорией.
- 1985 год — создан Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. перед входом в музей установлен памятник мастеру.
- 1966 год — Андрей Тарковский снял свой легендарный фильм «Андрей Рублев», трактующий образ иконописца как фигуру всемирно-исторического масштаба.
- 1988 год — канонизация Андрея Рублева в лике преподобных святых.
В небольшом старинном городе Городце имя Андрея Рублёва с 1964 года носит одна из улиц, входящая в исторический Музейный квартал. Кратеру на Меркурии решено было дать имя гениального русского иконописца.
Личная жизнь
Даже те скупые и не всегда достоверные факты из жизни Андрея Рублева позволяют говорить о том, что личной жизни, в том смысле, как это принято понимать сегодня, у живописца скорее всего не было. Впрочем, совершенно не исключено, что до пострига (в возрасте около 45 лет) он мог иметь семью. На Руси вообще мальчиков женили очень рано. Нередко в жены им брали девушек, которые были гораздо старше. Главное — заполучить еще одни рабочие руки в хозяйство. Но это всего лишь предположения, которые уже никогда не удастся ни подтвердить, ни опровергнуть.
Значение личности
Все творчество Андрея Рублёва неразрывно связано с художественными традициями Московского княжества. Вместе с тем, исследователи-искусствоведы отмечают, что Андрей Рублев совершенно интуитивно возродил в своей иконописной живописи лучшие традиции античного искусства — в гармоничной целостности композиции, пропорциях, трактовке образов и сюжетов.
Отойдя от строгих канонов византийских мастеров, он создал свою собственную иконописную школу. Его истинным шедевром стала икона «Троица», в основу которой легла хорошо известная история о праотце Аврааме, которому под видом странников явились три ангела, предсказав ему, что в будущем ему суждено стать родоначальником целого народа. В популярный ветхозаветный сюжет Рублёв вложил глубокий философский смысл. Сегодня эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.
Иконопись Андрея Рублева светлая, легкая, буквально пронизанная каким-то особым золотистым сиянием. Лики его ангелов и святых буквально светятся какой-то радостной одухотворенностью. При этом в них ярко выражены славянские черты — мягкий овал лица, русые волосы, светлые глаза, широкий, открытый лоб.
Становление Андрея Рублева как художника проходило в атмосфере общего культурного подъёма второй половины XIV — начала XV века, который проявлялся прежде всего в возросшем интересе к нравственным и духовным вопросам общественной жизни. Используя доступные ему средства художественной изобразительности, живописец сумел воплотить абсолютно новое понимание духовной красоты человека и его нравственной силы. Именно это сделало творчество Рублёва одним из самых ярких и самобытных явлений отечественной и мировой культуры.