Франсиско Гойя — краткая биография


Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес

Полное имя: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес
Дата рождения: 30 марта 1746 г.
Место рождения: Фуэндетодос, Испания
Знак зодиака: Овен
Деятельность: Художник, гравер
Дата смерти: 16 апреля 1828 г. (82 года)

Детство и юность

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 г. в Испании, в городе Сарагоса. Его отец, Хосе Гойя, был простолюдином и держал собственную позолотную мастерскую. Мать, Евграсиа Лусьентес, происходила из рода обедневших дворян – идальго.

У Франсиско было двое старших братьев: Камилло и Томас.

Через несколько месяцев после рождения младшего сына семья переехала в деревню Фуэндетодос, расположенную неподалёку. В своём городском доме они решили сделать ремонт.

Все дети получили не слишком хорошее образование. Франсиско всю жизнь делал множество грамматических ошибок при письме. Когда будущему живописцу исполнилось 13 лет, семья вернулась в Сарагосу. Там подростка отдали в ученики к художнику Хосе Лусана.

Франсиско отличался вспыльчивым и гордым нравом, и в годы учёбы часто становился участником уличных драк. Также он с удовольствием практиковался в пении серенад и исполнении народных танцев.

Через несколько лет по совету учителя молодой человек решил отправиться в Мадрид.

Автопортрет

Автопортрет

Краткая биография

  1. В Мадриде Франсиско дважды пробовал поступить в Академию Сан-Фернандо, но оба раза неудачно. В первом живописном конкурсе в 1763 г. работа Гойи не набрала ни одного голоса, и в 1766 г. его не оценили. Консервативная комиссия не понимала своеобразный стиль молодого художника.
  2. В 23 года Гойя отправился путешествовать. Вместе с группой матадоров он поехал в Рим. Там юноша не только изучал работы старых мастеров, но и участвовал в корриде, выступлениях уличных акробатов и различных шумных сборищах.
  3. В 1771 г. Франсиско получил вторую премию Пармской Академии художеств с работой на античную тематику, после чего талантливого живописца заметили.
  4. Гойя вернулся в Сарагосу, где ему предложили сделать роспись плафона капеллы для церкви Нуэстра-Синьора-дель-Пилар. Совет клириков одобрил эскиз фрески, предложенный художником, и тот приступил к работе. Готовая роспись очень понравилась заказчикам, и мастер получил новое предложение.
  5. В 1772 г. он расписал ораторий дворца Собрадиэль.
  6. В 1772-1773 гг. живописец создал цикл из 11 фресок, посвящённых жизни Девы Марии, для церкви картезианского монастыря Аула Деи, расположенного на окраине Сарагосы.
  7. В 1775 г. художник предпринял новую попытку покорить столицу. В Мадриде Гойя остановился у своего друга Франсиско Байеу, официального придворного художника.
  8. Вскоре Гойя получил первый придворный заказ – рисунки со сценами охоты для серии шпалер (гобеленов) в столовую принца во дворце Эскориал.
  9. В 1776-1778 гг. он выполнил серию панно для дворца Пардо.
  10. В 1778-1780 гг. художник работал над картонами для шпалер в спальню и гостиные принца. Идиллические изображения испанской народной жизни очень нравились при дворе и принесли живописцу славу.
  11. В 1780 г. Гойя вместе с Байеу взялся за роспись купола собора дель Пилар.
  12. В 1781 г. художник занимался росписью мадридского собора святого Франциска Великого.
  13. В 1783-1784 гг. мастер много работал в портретном жанре.
  14. В 1785 г. Франсиско стал вице-директором Королевской Академии художеств.
  15. В 1786 г. он получил должность королевского художника.
  16. В 1787 г. картинами Гойи украсили Малый дворец, резиденцию герцога Осуна в Аламеде.
  17. В 1788 г. художник написал известную картину «Луг у Сан-Исидро», которая должна была украсить опочивальню будущего короля во дворце Пардо.
  18. В 1789 г. умер Карл III, и на трон взошёл Карл IV. Мастер стал его придворным художником. Во время Французской революции испанский двор напряжённо следил за происходящими событиями и мало интересовался живописью, работы у Франсиско стало значительно меньше. Он несколько раз посещал Сарагосу, писал портреты на заказ.
  19. В 1793 г. художник тяжёло заболел, в результате чего навсегда потерял слух. Общаться с людьми он научился с помощью записок и чтения по губам. В том же году он выполняет ряд портретов видных военных, а также герцога и герцогини Альбы.
  20. В 1795 г. Гойю назначили директором отделения живописи Королевской Академии. Но через 2 года из-за плохого самочувствия он эту должность оставил.
  21. В 1797-1799 гг. мастер работал над серией сатирических офортов «Капричос». Самым известным из них стал офорт «Сон разума рождает чудовищ».
  22. В 1798 г. живописец по заказу короля расписал купол церкви Сан-Антонио де ла Флорида.
  23. В 1799 г. Гойя написал 2 портрета королевы, один из которых был конным.
  24. В том же году он получил назначение на пост первого придворного художника с хорошим жалованием.
  25. В 1797-1800 гг. была написана знаменитая картина «Маха обнажённая». Парной работой к ней считается «Маха одетая», созданная в 1800-1805 гг.
  26. В 1801 г. художник закончил картину «Портрет семьи Карла IV». Он изобразил всех персонажей максимально правдоподобно, без лести.
  27. До 1808 г. Гойя писал в основном заказные портреты королевской семьи и аристократов.
  28. В тяжёлые для всей Испании военные годы (1808-1814) художник написал несколько крупных картин: «Маха на балконе», «Кузница» и другие.
  29. В период между 1810 и 1820 гг. он создал серию из 82 гравюр под названием «Бедствия войны».
  30. Между 1812 и 1819 гг. была написана известная картина «Похороны сардинки».
  31. В 1814 г. были созданы картины «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года».
  32. В 1816 г. появилась новая серия офортов «Тавромахия».
  33. В 1819 г. художник купил себе усадьбу Кинта дель Сордо («Дом глухого») на окраине Мадрида. Название дом получил от предыдущего владельца, который был глухим. Там в годы отшельничества с 1819 по 1823 г. Гойя создал серию фресок – «Мрачных (чёрных) картин». К ним относятся: «Два старика», «Шабаш ведьм», «Юдифь и Олоферн», «Сатурн, пожирающий своего сына» и др.
  34. В 1824 г. живописец решил покинуть Испанию и уехал во Францию. Он обосновался в Бордо. Там он написал несколько картин, начал изучать технику литографии, работал над миниатюрами на слоновой кости.
  35. В 1826 г. вернулся в Мадрид, получил разрешение уйти на покой с сохранением жалования, а затем вновь отправился в Бордо.
  36. Одним из последних шедевров художника стала «Молочница из Бордо».
  37. 16 апреля 1828 г. в возрасте 82 лет Франсиско Гойя скончался.
"Молочница из Бордо"

«Молочница из Бордо»

Личная жизнь

Гойя был славен своими любовными похождениями.

В 1773 г. художник женился на забеременевшей от него Хосефе Байеу, сестре своего друга. Родившегося мальчика назвали Эусебио, он умер в младенчестве.

Хосефе Байеу

Хосефе Байеу

Всего Хосефа родила более 5 детей, но выжил из них только один мальчик – Хавьер. Он пошёл по стопам отца и впоследствии тоже стал художником.

Франсиско не был примерным мужем и часто изменял супруге.  Одним из самых известных его романов стал роман с герцогиней Каэтаной Альба, с которой он познакомился в 1785 г.

Тем не менее, брак с Хосефой продлился до самой её смерти в 1812 г. На склоне лет художник встретил Леокадию де Вейс, которая ради него развелась с мужем. Она родила от Гойи дочь Росариту и оставалась с ним до конца.

Вклад и память

Франсиско Гойя был великим испанским художником и гравёром. Гордый, темпераментный и амбициозный сын простолюдина, он сделал виртуозную карьеру, обрёл влиятельных покровителей и стал придворным живописцем.

Его творчество сложно, своеобразно и противоречиво. Ранним работам мастера, изображающим сцены повседневной народной жизни и праздничных гуляний, свойственно обострённое чувство радости.

На более поздних картинах предстают тревожные, мрачные, аллегорические образы, выражающие чувство неудовлетворённости и несправедливости. Они стали ответом на происходящие в Испании события.

Памятник Франсиско Гойя в Мадриде

Памятник Франсиско Гойя в Мадриде

Гойя прославился и как великолепный портретист. Персонажи на его полотнах написаны с предельной психологической достоверностью. Художник не скрывает недостатки героев, показывает особенности их характера.

За долгую жизнь Гойя создал более 500 картин и 300 гравюр. Он стал одним из первых и самых ярких представителей эпохи романтизма.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *