Амет-Хан Султан — краткая биография


Амет-Хан Султан

Полное имя: Амет-Хан Султан
Дата рождения: 25 октября 1920
Место рождения: Алупка
Знак зодиака: Скорпион
Чем известен: Военный летчик, Герой Советского Союза
Дата смерти: 1 февраля 1971 (50 лет)

Детство и юность отважного летчика

Алупка, маленький тихий городок на южном берегу Крыма. Здесь, на берегу моря, родина отважного сына России Амет-хан Султана. Здесь прошло его детство. Легендарный летчик, дважды Герой Советского Союза родился в Алупке 25 октября 1920 года. Его отец Султан Амет-хан родом был из дагестанского аула Цовкра. Мать Насибе была простой крымской татаркой. Амет-хан стал национальным героем сразу двух народов – дагестанцев и крымских татар.

Амет-Хан Султан в детстве

Амет-Хан Султан в детстве

Отец мальчика был обычным рабочим, мама занималась домом и воспитывала детей. Фатима, сестра Амет-хана, умерла в возрасте 4-х лет, брат Имран был значительно старше и жил отдельно в собственном доме. По разному разошлись пути двух братьев. Амет-хан защищал небо страны от фашистских захватчиков, а Имран, попав в оккупацию, прислуживал немцам и был репрессирован.

Амет-хан рос, как и все приморские мальчишки, с мечтой о дальних путешествиях, занимался спортом. В 1935 году, будучи в Артеке, подросток впервые в жизни увидел самолет. С этих пор он живет одной мечтой – подняться в небо. Эта мечта приводит его в аэроклуб города Симферополя. Он учился в Симферопольском ФЗУ, по окончании которого осваивал профессию слесаря железнодорожного депо. Мечта о небе не дает Султану жить спокойно, он поступает в Качинское авиационное училище, где за год освоил специальность летчика-истребителя.

Амет-Хан Султан в молодости

Амет-Хан Султан в молодости

Краткая биография

  • По окончанию училища Амет-хана направляют в Молдавию. Именно там он впервые вступил в бой с немецким летчиками. Началась война. За первый год войны летчик 130 раз поднимал свою машину для боевых вылетов и не сбил ни одного самолета противника.
  • Свой боевой счет он открыл 31 мая 1942 года в Ярославском небе, где проходил службу. Расстреляв все боеприпасы, он протаранил немецкий самолет. За этот подвиг он получил свою первую награду орден Ленина.
  • Боевой путь Амет-хан продолжил, защищая Воронеж. Бил врага под Сталинградом. Там же его назначают командиром авиаэскадрильи. За своеобразную тактику уничтожения врага с высоты, фюзеляж самолета отважного летчика украшал рисунок орла.
  • Великое вехой в жизни Амет-хана стал конец августа 1943 года. Грудь молодого комэска украсила звезда Героя Советского Союза и второй орден Ленина.
  • Летчик продолжал бить врага, защищая Ростов-на-Дону, в небе Таганрога, на Кубани, освобождая родной Крым.
  • Во время отпуска в конце весны 1944 года, Амет-хан узнает страшную весть. Власти начали депортацию крымских татар и он вынужден был встать на защиту своей семьи. Что в большей степени сыграло решающую роль, заслуги летчика или служба его брата в полиции у немцев, или тот факт, что отец был дагестанцем, сейчас утверждать очень трудно. Семья Героя не была депортирована.
  • После отдыха летом 1944 года Амет-хан продолжает свой боевой путь в небе Восточной Пруссии, участвует в ожесточенных боях под Берлином. Точку в личной борьбе с немцами герой поставил последним воздушным боем в небе Берлина 29 апреля 1945 года.

Летчик Амет-Хан Султан

  • Завершил войну Амет-хан Султан 603-мя боевыми вылетами, 150-ю воздушными боями и 49-ю сбитыми самолетами противник, из которых 30 уничтожил лично. В конце июня 1945 года на его груди засияла вторая звезда Героя Советского Союза.
  • После войны летчики асы направляются учиться в академию Генерального штаба. Среди них был и Амет-хан. Учеба давалась летчику трудно. К сложностям с учебой добавилась бытовая неустроенность. Молодая семья прославленного летчика ютилась в сырой комнате коммунальной квартиры. Потом они перебрались в крохотный номер офицерского общежития. Все это, плюс нехватка денег не давали Амет-хану сосредоточиться на учебе. И весной 1946 года он отказался от командирской карьеры, написал рапорт с просьбой отчислить его из числа слушателей академии.
  • Амет-хан надеялся продолжить службу в качестве летчика. Но вместе с отчислением из академии его уволили и из ВВС. Система не прощала неповиновения. Это был тяжелый удар. Султан оказался без работы, без денег, с маленьким ребенком и молодой женой на руках. Он пытался устроиться летчиком испытателем, но графа национальность не позволяла ему этого. Его утверждения, что он относится к крымским татарам, создавало проблемы. В это время прославленный летчик от безысходности начал выпивать.
  • Случайная встреча с бывшим командиром полка круто изменила жизнь летчика летом 1947 года. Благодаря прямому содействию дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненко, Султана приняли летчиком испытателем в Авиационный НИИ. Началась новая, не менее легендарная страница его жизни.
  • В конце 40-х, годов летно-исследовательская работа была сродни сражениям на передовой. Неоднократно, отважный летчик был вынужден принимать решения по спасению опытных образцов, рискуя своей жизнью. Мастерство, отвага, решительность в критических ситуациях всегда делали летчика победителем.
  • Амет-хан был первым летчиком, который выполнил дозаправку самолета в воздухе. Этот эксперимент потребовал от него истинно ювелирной работы.
  • Амет-хан Султан испытывал первые прототипы и образцы вооружения, которые и сегодня играют ключевую роль в обеспечении обороноспособности страны. В ноябре 2015 года на позиции террористов в Сирии внезапно обрушились крылатые ракеты. Пролетев более 3000 км, они точно поразили свои цели. В 1951-53 годах советские крылатые ракеты только учились летать, а их учителем был именно Амет-хан. Он непосредственно испытывал первые крылатые ракеты, оборудованные местом для пилота. Это была чрезвычайно рискованная работа. После одного из полетов Ахмет-хан честно признался своему другу, что на войне не было такого риска, как при полетах на образцах крылатых ракет. За проведение крылатых ракет Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия.
  • За эти испытания летчика представили к присвоению третьей золотой звезды Героя, но опять помешала его национальность и гражданская позиция. Он дважды подписывал обращение в Верховный совет по реабилитации крымских татар. Амет-хану вручили лишь орден Красной Звезды.
  • В начале 60-х годов Амет-хан Султан принял непосредственное участие в подготовке первых советских космонавтов. Испытывал систему катапультирования для спускаемого аппарата.
  • 1 февраля 1971 года Амет-хан вылетел в качестве командира экипажа на летающей лаборатории Ту-16 для отработки экспериментального двигателя. Неожиданно самолет пропал с радаров. Обломки самолета были обнаружены рано утром. Нашли центральную часть фюзеляжа и хвост, в котором было тело инженера испытателя. Вечером нашли кабину самолета, в которой были тела остального экипажа. Положение тел летчиков, штурмана, борт инженера явно указывали на тот факт, что борьба за машину и жизнь происходила до последней секунды полета. Так закончилась жизнь прославленного сына советского народа. Последнее пристанище Амет-хан нашел на Новодевичьем кладбище в городе Москве

Амет-Хан Султан в старости

Личная жизнь пилота

Летом 1944 года, будучи в Москве, Амет-хан познакомился с простой женщиной Фаиной Максимовной Данильченко. Дружба их была очень долгой, только в 1952 году они поженились. В счастливом браке у них родились два сына. Летчики испытатели были элитой страны, а потому сыновья Султана Станислав и Арслан ни в чем не нуждались.

С женой Фаиной

С женой Фаиной

Судьба сыновей советского аса сложилась трагически. Они не смогли найти себя в жизни, много выпивали, заводили сомнительные знакомства. Отец видел, что сыновья идут неправильной дорожкой, но был слишком добр для решительных мер. К тому же, основное время забирала работа и воспитанием сыновей больше занималась жена. Арслан погиб в результате несчастного случая, Станислав довольно рано умер от болезни печени. Однако пережить своих детей Султану не довелось.

Заключение

По словам людей лично знавших Амет-хана, он был летчиком, который находил решение из ситуаций неимоверной сложности, он брался за самые трудные и рискованные задания и с честью выходил победителем. Амет-хан не боялся новых машин, летал на аппаратах, которые на первый взгляд никогда не могли подняться в небо. Его вклад в авиацию страны неоценим с научной точки зрения.

Амет-Хан Султан за штурвалом

Неимоверно трудная, но яркая жизнь летчика, безграничный героизм сделали его имя легендой. Его биография неповторима. В нем абсолютно все было своим: стиль работы, способность находить единственно верное решение за считанные секунды, решительность и героизм. Того, что сделал Амет-хан с лихвой хватило бы на несколько человек. Это был летчик редчайшего таланта и огромного дарования.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *